На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Владимир Путин, по сути, выправил российско-абхазские отношения: штрихи к новейшей истории Абхазии

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Спартак ЖИДКОВ (Абхазия) | 17.10.2012 | 00:00
1 комментариев

Республика Абхазия сегодня живет той жизнью, к которой привыкла за последние полтора десятилетия. После окончания грузино-абхазской войны 1992 - 1993 гг. страна много лет оставалась в ожидании. Люди свыклись с тем, что каждый следующий год может снова стать военным. Никто не знал, что принесет республике завтрашний день, и все жители Абхазии на всякий случай готовились к любому развитию событий. От этой привычки население еще не избавилось. Сегодня мало сказать, что Абхазия является государством, признанным одной из сильнейших мировых держав, что она защищена двусторонним договором, по которому российская армия обязуется охранять ее безопасность на суше, на море и с воздуха. Главное то, что после событий августа 2008 года Россия приняла на себя ответственность и за политическое, и за экономическое будущее Абхазии и Южной Осетии. Авторитет Москвы, поручившейся за них на международной арене, теперь тоже в какой-то степени зависит от дальнейшего развития двух маленьких республик у своих южных границ. 

Из всех бывших советских автономий, вынужденных бороться за свою независимость после распада СССР, Абхазия выделялась несколькими особенностями. Во-первых, по сравнению с Приднестровьем, Южной Осетией и Нагорным Карабахом республика обладала самыми большими ресурсами, чем отчасти и объясняется такое упорное стремление Тбилиси вновь поставить Абхазию под свой контроль. Во-вторых, Абхазия была и остается многонациональным государством: четыре основные этнические общины - абхазы, армяне, русские, мегрелы - и сегодня являются таковыми. 

За последние двадцать лет Абхазия пережила четыре военные кампании, неравноценные по продолжительности и последствиям, но сходные по числу бойцов, задействованных с абхазской стороны. Война 1992 - 1993 годов была полномасштабной войной за независимость, очень схожей с карабахской. Ее особенностью было то, что за пять первых дней военных действий, 14 - 19 августа 1992 года, большая часть республики была взята под контроль грузинской армией. Два города из шести, большая часть побережья, стратегически важные горные перевалы сразу же оказались в руках грузинской стороны, и лишь два островка - Гудаута и Ткварчели - остались под контролем народного ополчения, почти не имевшего боевого опыта, очень слабо вооруженного. Но за несколько месяцев из него выросла полноценная абхазская армия.

Причин, обусловивших победу Абхазии в войне 1992 - 1993 гг., было несколько. Умелая политика первого руководителя - Владислава Ардзинба, который смог за несколько предвоенных лет создать сильнейшую коалицию из народов Северного Кавказа, казачества Юга России, добровольцев из разных стран бывшего СССР, сумевшую сперва остановить, а потом и разгромить грузинскую армию; эта же политика сплотила большинство национальных общин Абхазии - славяне, армяне, греки и даже часть грузин (преимущественно мегрелы) объединились против формирований Госсовета Грузии. Рыхлый и слабый грузинский контингент очень сильно поспособствовал союзу всех задействованных в конфликте наций, терроризируя грабежами и насилиями местное население (не так давно бывший грузинский командующий Георгий Каркарашвили официально признал, что террор против армянского населения Абхазии в 1992 году сыграл немалую роль в окончательном объединении армян с абхазами). Наконец, свою роль сыграла и борьба за власть между главой грузинского Госсовета Эдуардом Шеварднадзе и свергнутым президентом Звиадом Гамсахурдия. Четыре восстания в Западной Грузии, которые в 1992 - 1993 годах подняли одно за другим сторонники последнего, расшатали власть Шеварднадзе, а в октябре 1993 года едва не привели к его свержению. Четвертое восстание звиадистов (август - ноябрь 1993 года) отрезало воевавшую в Абхазии грузинскую армию от собственно Грузии, и абхазы сумели использовать эту ситуацию к своей выгоде. 

Тринадцать месяцев войны за независимость привели к разорению Абхазии, запустению городов на востоке, особенно Ткварчели (совр. Ткуарчал), Гульрипша (совр. Гулрыпш) и Очамчиры. Абхазское население (частично также русское и армянское) переместилось оттуда в города на побережье - Сухум, Гагру, Пицунду. Западная часть республики была меньше затронута военными действиями, здесь сохранилась инфраструктура, почти все коммунальные службы возобновили работу вскоре после окончания войны. Два документа, подписанных через полгода после победы - Заявление о мерах по политическому урегулированию (4 апреля 1994 года) и Соглашение о вводе российских миротворческих сил (14 мая 1994 года) - стали юридической базой, определявшей статус и военно-политическое положение республики на протяжении почти полутора десятилетий (1994 - 2008 гг.) Российские миротворцы служили буфером, разделявшим войска двух противоборствующих государств, между которыми не было заключено мирного договора, которые фактически остались в состоянии войны (и остаются до сих пор.) 

Миротворческие подразделения контролировали Гальский район Абхазии, в котором по-прежнему сохранялось грузинское (мегрельское) население, а стало быть, власть абхазов над этим районом не была устойчивой. В годы правления Шеварднадзе у восточной границы Абхазии почти легально действовали грузинские диверсионные формирования - «Белый легион» и «Лесные братья», которые совершали рейды и набеги вглубь Абхазии и временами почти полностью выводили Гальский район из-под абхазского контроля. В конце 1990-х гг. над многими селами в Гальском районе были подняты грузинские флаги, абхазская милиция подвергалась постоянным нападениям, что порождало бесконечные конфликты с местным населением, а это еще больше расшатывало власть абхазов над данной полоской земли, в советские времена представлявшую собой едва ли не самую богатую часть Абхазии.

В мае 1998 года абхазы провели короткую, но успешную шестидневную кампанию против наводнивших Гальский район грузинских формирований, не встречая противодействия со стороны российских миротворцев (чьи базы к этому времени были почти блокированы диверсионными группами и окружены грузинскими укрепрайонами). Все диверсанты и значительная часть населения ушли за пограничную реку Ингур в Западную Грузию. С этого времени контроль абхазов над восточной границей был восстановлен; почти все ушедшие в Грузию местные жители постепенно вернулись. 

Грузины взяли реванш через три года. После того, как Республика Ичкерия была разгромлена российской армией, многие вооруженные сторонники Аслана Масхадова отступили на грузинскую территорию. Очевидно, Тбилиси выставил условием их пребывания на грузинской земле участие в действиях против абхазов. Осенью 2001 года ичкерийский полевой командир Руслан Гелаев с сильным отрядом вторгся в Кодорское ущелье на северо-востоке Абхазии, остающееся под контролем Грузии, и с боями дошел почти до самого моря. Абхазам потребовалось мобилизовать почти такие же силы, как во время войны за независимость, чтобы отразить нападение чеченцев. Потери абхазской армии были невелики, но морально-психологический ущерб - довольно тяжелым. В это время абхазский президент Владислав Ардзинба уже был тяжело болен, и против политиков, де-факто правивших республикой от его имени, резко усилилось недовольство. Результатом стала победа на выборах в парламент (в феврале - марте 2002 года) оппозиционных сил, прежде всего движения «Амцахара» («Родовые огни»), объединившего вокруг себя подавляющее большинство ветеранов войны за независимость 1992 - 93 гг. 

Начало 2000-х гг. было для Абхазии периодом тяжелого социально-политического кризиса. За первые послевоенные годы республика, по сути, оставалась в том же состоянии, что и сразу после изгнания грузинской армии. Хотя Абхазия могла обеспечивать себя продуктами первой необходимости (в первую очередь за счет экспорта в Турцию древесины и лома цветных металлов), а обладание Ингурской ГЭС позволяло подавать в дома электричество, страна фактически лежала в руинах, и не делалось почти никаких попыток для того, чтобы исправить ситуацию. Положение усугублялось многими внешними факторами: прежде всего необходимостью содержать постоянно готовую к бою армию, а также блокадой, которая была фактически введена ельцинской Россией в декабре 1994 года и узаконена санкциями СНГ, наложенными на республику в январе 1996 года. Несколько лет мужское население Абхазии от 16 до 60 лет было «невыездным»; огромные урожаи цитрусовых пропадали зря. Многие российские структуры, особенно силовые, не проявляли особого рвения и были бы не против смягчить блокаду, но грузинская дипломатия бдительно следила за тем, чтобы санкции против Абхазии выполнялись. 

В то же время внутри самой Абхазии с каждым годом не ослабевали, а в определенные периоды даже усиливались негативные тенденции: преступность, наркомания и коррупция. Жители Абхазии не испытывали ностальгию по советским временам, ибо это был период, когда все блага в ущерб другим национальностям доставались в первую очередь грузинской общине. Но они желали хотя бы того уровня порядка, который был наведен в Приднестровье или Нагорном Карабахе. Абхазская общественность с каждым годом все больше возмущалась неспособностью руководства справиться с преступностью, отказаться от клановости при подборе кадров. Положение усугублялось национальными конфликтами, социальной незащищенностью самых уязвимых слоев - пенсионеров, инвалидов, просто одиноких людей, подвергавшихся нападениям грабителей и бандитов. 

В сентябре 1999 года Владимир Путин, став российским премьером, немедленно свел санкции против Абхазии к нулю, а с первых месяцев своего президентства стал прилагать все усилия, чтобы выправить российско-абхазские отношения. Однако экономическое положение Абхазии не улучшилось. Российская гуманитарная и иная помощь часто не доходила до нуждавшихся в ней людей, экономика застыла на том уровне, на каком осталась после войны. Почти все предприятия стояли, добыча полезных ископаемых велась медленными и примитивными способами, курортные объекты были задействованы не в полную меру. Даже в центре Сухума повсюду возвышались развалины, заросшие кустарниками, а некоторые окраины столицы представляли собой большую помойку. Единственным городом, который начал оживать после открытия российско-абхазской границы, была Гагра, где большинство бизнесменов, так или иначе связанных с курортной сферой, смогли найти применение своим капиталам. В остальном же возрождение Абхазии шло крайне медленными темпами, и чем дальше, тем больше население обвиняло в этом правительство республики.

Напряжение достигло пика в период болезни президента Владислава Ардзинба (2000 - 2004 гг.). Его огромный авторитет и дипломатические заслуги на международной арене долгое время примиряли народ Абхазии со всеми отрицательными явлениями. Однако после того, как президент перестал не только выступать публично, но и появляться на экране, у населения возникли сомнения в том, правит ли он страной или от его имени управляют другие люди. Рост социального расслоения, а также продолжающееся ухудшение экономического положения (на фоне явного потепления отношений с Россией, так что теперь разруху нельзя было объяснять чужими санкциями) вызвали неуклонный рост недовольства в народе. В период между 2002 - 2004 гг. в оппозицию перешли многие бывшие сподвижники Владислава Ардзинба - известные политики, заслуженные полевые командиры. Несколько лет кресло президента фактически пустовало, администрация президента функционировала «по инерции», полномочия руководителя перешли к премьер-министрам - сначала к Анри Джергения (2001 - 2002 гг.), а затем - к Раулю Хаджимба (2003 - 2004 гг.); первый был родственником, второй - односельчанином президента. 

Лидерам оппозиции (Александр Анкваб, Станислав Лакоба, Леонид Лакербая) еще в 1990-х гг. в законодательном порядке были созданы препятствия, мешавшие им баллотироваться на пост президента на выборах 2004 года. Однако радикальная «гражданская» оппозиция, ветераны грузино-абхазской войны из движения «Амцахара» и просто недовольные объединились вокруг лидера из старого поколения. Таким кандидатом стал 1-й секретарь Очамчирского райкома Сергей Багапш. Опытный политик, хороший хозяйственник, он сперва не рассматривался как возможный лидер оппозиции, однако в итоге оказался более популярен, чем его соперники. Причинами стали склонность Багапша к компромиссам, умеренность и взвешенность в отношениях с разными политическими силами и, наконец, отсутствие национализма - даже брак с грузинкой, которым его всячески попрекали конкуренты, стал, по сути, показателем терпимости, в то время как сторонники Хаджимба сделали ставку на ура-патриотизм и почти открыто выказывали пренебрежение к представителям других этнических общин, прежде всего армянской и русской. 

Результатом стала совершенно неожиданная победа Багапша на выборах в первом же туре (3 октября 2004 года). Располагая административным ресурсом, поддержкой Москвы (которая долгие годы доверяла Владиславу Ардзинба и перенесла это доверие и на партию Рауля Хаджимба, ставшего кандидатом от власти), правящая группировка потерпела поражение, с которым долго не хотела мириться. Несколько месяцев противостояния (октябрь 2004 - январь 2005 гг.), доходившего до вооруженных стычек, привели к соглашению о разделе власти (6 декабря 2004 года) между хаджимбистами и багапшистами, по которому ключевые посты делились между ними в соотношении 40:60. Это соглашение было узаконено новыми выборами, прошедшими в январе 2005 года. На них Сергей Багапш был избран президентом, Рауль Хаджимба - вице-президентом; избранный ранее вице-президентом Александр Анкваб получил пост премьера. Соглашением были недовольны обе стороны, но оно стало основой для паритета, который сохранялся следующие пять лет, до проведения новых президентских выборов. 

Главным событием президентского срока Багапша стало признание независимости со стороны четырех субъектов мирового сообщества (России, Никарагуа, Венесуэлы, Науру), а также предшествовавшая признанию короткая (по сути, однодневная) военная кампания, в результате чего абхазы взяли под контроль последний участок своей республики, над которым не имели власти. На этот раз российская армия открыто оказала Абхазии помощь, и нападение Михаила Саакашвили на Цхинвал сыграло на руку абхазам. Присутствие российских войск стало гарантией безопасности республики - как надеются в Абхазии, на десятилетия вперед.

Политическая ситуация в республике в этот период почти полностью отражала в застывшем виде ту систему, которая сложилась в 2004 - 2005 гг. Политические деятели по-прежнему делились на хаджимбистов и багапшистов, причем последние явно доминировали и пользовались доверием большинства населения. Это показали и выборы в парламент весной 2007 года (оппозиция получила 7 из 35 голосов в парламенте), и особенно президентские выборы, состоявшиеся 12 декабря 2009 года. На них против Сергея Багапша выдвинулись Рауль Хаджимба, а также родственник президента Заур Ардзинба и независимый бизнесмен Беслан Бутба. Багапш получил 61% голосов (против 51% в 2004-м), и хотя его успех оппозиция объясняла использованием административного ресурса, в республике не наблюдалось всенародного недовольства. Это позволяло президенту без особых опасений проводить свою политику. Однако перед Абхазией по-прежнему стоит множество проблем - экономических, социальных, политических. Какой будет обстановка в республике в ближайшие годы - вопрос сложный. Подробнее об этом уместно будет рассказать в следующих публикациях.

Сухум, специально для kavkazoved.info

Абхазия Грузия Россия

     
 

Комментарии

 
     
 
Гость | 21.10.2012 | 14:08
 
 
 


Мегрелы - это грузины

 
     
  ответить  
     
 
 


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info