«Мы считаем, что президент Ильхам Алиев является президентом всех азербайджанцев мира…»
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Дашгын ГЮЛЬМАМЕДОВ | 31.12.2012 | 00:00
Дашгын ГЮЛЬМАМЕДОВ - председатель созданного в 2001 году в Грузии общественного политического движения Национальная ассоциация азербайджанцев Грузии (НААГ). Эта организация, в которой насчитывается 18 тысяч членов в Грузии и некоторых странах СНГ, не требует от Тбилиси предоставления азербайджанцам статуса автономии, так как такое требование противоречит грузинской Конституции и может привести к репрессиям против азербайджанцев. Однако НААГ настаивает на предоставлении азербайджанскому языку статуса государственного. Д. Гюльмамедов считает, что вторая по численности нация в грузинском государстве имеет на это право, гарантированное международными конвенциями. С 2 ноября 2011 года господин Гюльмамедов является президентом конфедерации тюрков Грузии и членом Верховного Совета конфедерации тюрков Грузии. Д. Гюльмамедов ответил на ряд вопросов.
- НААГ требует предоставления азербайджанскому языку статуса государственного. Следовательно, у азербайджанцев Грузии остались серьезные проблемы, разрешить которые клятвенно обещал президент этой страны Михаил Саакашвили...
- Начиная с 2003 года, когда Саакашвили стал президентом, азербайджанский вопрос в Грузии не изменился, а даже обострился. Не решена проблема предоставления азербайджанцам земельной собственности: землю продают грузинам, азербайджанцы не имеют право приватизировать ее. С другой стороны, даже во время Шеварднадзе и Гамсахурдии не поднимался вопрос ликвидации азербайджанских национальных школ. Однако администрация Саакашвили в 2005 году подготовила этот проект, реализация которого началась в 2007 году. Тогда это вызвало большое недовольство среди азербайджанцев и ликвидацию школ приостановили. В январе следующего года вновь стали закрывать наши школы, под видом нехватки средств у министерства науки и образования, хотя в соседних грузинских районах они открывались. В центральной и западной Грузии создаются новые школы. Но почему-то для русских, азербайджанских и армянских школ у Тбилиси средств не хватает. В течение 2 лет было закрыто около 20 школ. В Марнеульском районе закрыты 3 русские школы. Этот процесс мы называем неофициальной грузинизацией азербайджанских учебных заведений.
- Годы назад председатель азербайджанского Госкомитета по работе с диаспорой как-то заявил, что для интересов самих же азербайджанцев нужно закрывать азербайджанские школы в Грузии, для того, чтобы наши соотечественники учились на грузинском и легко интегрировались в грузинское общество…
- Это в корне неверное утверждение. Почти половина азербайджанцев Грузии получила среднее и высшее образование на грузинском языке. В недалеком прошлом в Кутаиси М. Саакашвили открыл высшую школу государственного управления имени Жвания, которую окончили сотни азербайджанцев. И никто из них государственной должности не получил, хотя Саакашвили обещал, что они займут должности в полиции и таможне. Мало того, многих азербайджанцев сократили с должностей в районных администрациях, а затем, восстановив эти должности, назначили туда грузин. В Грузии был только один начальник отделения полиции - азербайджанец. Заместители губернаторов - азербайджанцы, не имеющие полномочий. Они занимают эти должности для того, чтобы обманывать международные организации и создавать видимость уважения в Грузии прав национальных меньшинств.
- В Грузии время от времени возникает противостояние между армянскими и грузинскими церквами. А как обстоят дела с азербайджанскими мечетями?
- В Грузии нет единого государственного органа, который бы управлял всеми мусульманами. В Аджарии живут сунниты. 70% азербайджанцев – шииты, а остальные сунниты. В Ахметском районе чеченцы в основном сунниты. Находящемуся в Баку Управлению мусульман Кавказа подчиняются только шииты-азербайджанцы и тифлисский ахунд. Сунниты-азербайджанцы, аджарцы и чеченцы имеют своих религиозных лидеров и связаны больше с Турцией. Местные власти не заинтересованы в том, чтобы азербайджанцы строили свои мечети. В городах Агари и Мцхета не разрешают строить мечети, а если азербайджанец на своей земле строит мечеть, вмешивается полиция. То есть, существуют факты религиозной дискриминации и нет госоргана, который бы регулировал эти процессы.
- Судя по сообщениям СМИ, грузинские армяне часто выступают с требованием создания автономии. Наверное, и у них хватает проблем?
- В Китае уйгуры имеют свою автономию, но не имеют никаких национальных прав. Даже если армянам в Грузии предоставят автономию, ее будут возглавлять люди, прямо подчиняющиеся Тбилиси. Это не решит проблемы армянского населения. Гарантом защиты своих национальных прав в Грузии должны быть сами местные армяне.
- Расскажите об общественных организациях азербайджанцев в Грузии.
- Принципиальных разногласий между нами нет, просто каждая организация зависит от своего спонсора, покровителя, государственной организации в Азербайджане, интересы которых иногда расходятся. Скажем, наша Национальная ассоциация не признавала Конгресс азербайджанцев Грузии, так как создание такой структуры при содействии Госкомитета по работе с диаспорой АР означает, что азербайджанцы Грузии - это диаспора, хотя на самом деле мы - аборигены, проживающие на этих землях в течение веков. Мы - вторая по численности нация в этой стране. Народное движение «Гейрат» - самая старая наша организация, созданная в 1988 году. Я сам был членом «Гейрата». Остальные организации - мелкие, можно сказать, состоят из ее председателя и печати. В Грузии нет проблем с созданием общественной организации, это дело трех дней.
- Считается, что азербайджанцы - политически неактивны…
- На выборах президента в 2007 году мы выдвинули своего кандидата, доказав, что азербайджанцы очень даже политически активный народ. Мы создали свой избирательный штаб, начали собирать подписи граждан, но департамент безопасности Грузии арестовал меня и других деятелей. Дело в том, что если бы нас не арестовали, Саакашвили не смог бы собрать необходимое ему количество голосов. Даже многие армяне Джавахетии обещали голосовать за азербайджанского кандидата. На тех выборах мы были плохо подготовлены, но в будущем мы обязательно будем участвовать, причем в лучшей форме.
- Кому из грузинских политиков вы симпатизируете?
- Можно упомянуть многих политиков, к примеру, бывшего спикера Нино Бурджанадзе, экс-министра обороны Ираклия Окруашвили и лидера лейбористов Грузии Шалву Нателашвили, который выступил с протестом, когда меня арестовали. В Азербайджане же мы поддерживаем хорошие отношения со всеми политическими лидерами, общественными организациями. Мы считаем, что президент Ильхам Алиев является президентом всех азербайджанцев мира. Для нас, за Красным мостом, все азербайджанские политики одинаково дороги, а Азербайджан - цел и един.
Беседу вел Кямал Али, Баку, специально для kavkazoved.info
Азербайджан Грузия диаспоры образование