ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В АБХАЗИИ И НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОТКРЫТИИ ТРАНЗИТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 24.07.2014 | 00:01
1 июня под давлением парламента, где его сторонники составляли меньшинство, а также в результате ряда массовых публичных акций в которых активное участие приняли и организации ветеранов грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. (в частности, речь о ветеранской организации «Аруаа»), подал в отставку президент Абхазии Александр Анкваб.
Выборы нового главы государства назначены на 24 августа и Центральная избирательная комиссия уже зарегистрировала четырех кандидатов на пост президента Абхазии.Напомним еще раз имена этих политиков:
- бывший глава абхазских спецслужб, бывший министр обороны, бывший премьер-министр и вице-президент, а ныне депутат парламента и лидер партии «Форум народного единства Абхазии» Рауль Хаджимба. Отметим, что Р.Хаджимба дважды баллотировался на высший государственный пост, но проигрывал своим более удачливым оппонентам,
- и.о. руководителя Службы безопасности Аслан Бжания,
- и.о. министра обороны Мираб Кишмария,
- экс-министр внутренних дел Леонид Дзяпшба.
Отметим также, что в регистрации было отказано бывшему вице-премьеру Беслану Эшба, который не смог пройти тестирование по абхазскому языку.
Более чем за месяц до дня голосования из четырех зарегистрированных кандидатов, которые имели в прошлом либо имеют сейчас прямое отношение к силовым структурам, согласно предварительным прогнозам, наиболее предпочтительными выглядят шансы Р.Хаджимба, кандидатом в вице-президенты у которого будет Виталий Габния (именно он возглавляет «Аруаа»).
Однако до дня голосования еще есть время, и можно предположить, что оппоненты Р.Хаджимба попытаются изменить ситуацию в свою пользу. Определенное значение в дальнейших предпочтениях избирателей (особенно тех, кто голосовал на последних выборах за А.Анкваба), будут иметь итоги предвыборных дискуссий, включая следующие немаловажные для республики сюжеты:
- максимально возможная открытость российско-абхазской границы,
- борьба с коррупцией, преступностью и наркооборотом,
- ограничение президентской власти, т.е. вопрос конституционной реформы,
- наличие эффективной экономической программы,
- открытие транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию из России и далее в Грузию и Армению.
В отличие от Южной Осетии, все кандидаты, подчеркивая неизменность пророссийского геополитического вектора Абхазии, от суверенитета страны отказываться не намерены.
В самом начале предвыборной кампании (7 июля) группа видных представителей армянской общины Абхазии (вице-спикер Парламента, Герой Абхазии Вагаршак Косян, депутат Парламента РА второго созыва, Герой Абхазии Галуст Трапизонян, кавалер ордена Леона Карапет Карагозян и депутат Парламента РА четвертого созыва, кавалер ордена Леона Валерий Майромян) выступили с предложением начать широкое общественное обсуждение вопроса о возможности возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию. В подписанном ими Обращении, в частности, говорится: «На территории Южного Кавказа продолжают развиваться с нарастающей динамикой процессы евразийской интеграции. В мае о своей готовности в кратчайшие сроки вступить в Таможенный союз объявила Армения. Мы убеждены, что этот шаг принесет существенные выгоды, как нашим соотечественникам, так и всем государствам-участникам Таможенного союза. Мы также горячо приветствуем решение Армении, поскольку укрепление «закавказского вектора» евразийской интеграции повышает шансы Абхазии на вступление в эти интеграционные структуры в качестве суверенного государства. Мы полагаем, что уже сейчас Абхазия может способствовать процессам экономической интеграции на Кавказе и в Закавказье и сама стать активной участницей этих процессов. Для этого мы призываем вернуться к обсуждению вопроса открытия абхазо-грузинского участка бывшей Закавказской железной дороги. Являясь наиболее коротким и дешевым, этот участок позволил бы армянским экспортным товарам следовать в Россию по оптимальному пути, а Россия, в свою очередь, получила бы устойчивый транспортный коридор с государствами Кавказа и Ближнего и Среднего Востока. Возможности, которые предоставляет решение этого вопроса Абхазии - весьма существенны. С точки зрения внешней политики, участие Абхазии, как равноправной стороны в переговорах по данному вопросу, будет способствовать расширению международного признания республики...»
Авторы документа также полагают, что открытие сквозного транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию позволит стране зарабатывать до 6 млрд рублей ежегодной (при ежегодной загрузке дороги в 10 млн тонн). Как нам представляется, эта цифра завышена, не учитывая ряда важных обстоятельств. Напомним, что значительная часть промышленного потенциала Армении и Грузии, завязанного в советские времена на экономическую кооперацию с Россией, либо неконкурентоспособна, либо была просто разрушена в том числе в результате рекомендаций со стороны МВФ и Всемирного банка в последние 15-17 лет. Таким образом, уровень взаимной экономической заинтересованности между Россией с одной стороны и Грузией и Арменией – с другой, был снижен.
Куда более важным является геополитическая и геоэкономическая составляющая открытия сквозного транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию. Например, она могла хотя бы частично сбалансировать ожидаемое открытие железнодорожного сообщения по маршруту Карс (Турция) – Ахалкалаки – Тбилиси (Грузия) – Баку. Между тем, об этом в обращении видных деятелей армянской общины Абхазии упомянуто не было.
Тем не менее, авторы обращения в своих запросах были достаточно скромны, тограничившись призывом к началу широкого общественного обсуждения данного вопроса, в том числе – с участием кандидатов в президенты. Одновременно была выражена надежда на то, что вновь избранный Президент Республики Абхазия после своего вступления в должность инициирует переговоры по скорейшему открытию проходящего через Абхазию участка железной дороги.
В ответ на обращение видных деятелей армянской общины Абхазии некоторые абхазские интеллектуалы дали ясно понять, что вопрос функционирования в Абхазии вопрос функционирования железной дороги будет сопровождаться скандалами. В частности, главный редактор «Нужной газеты» Изида Чания указывает, на то, что Армения по-прежнему остается страной, не признавшей государственную независимость Абхазии. Весьма странным представляется ей также кулуарное обсуждение варианта, предполагающего организацию железнодорожного консорциума. Если таковой будет создан, то собственником Абхазской железной дороги может стать московский бизнесмен абхазского происхождения. также не до конца остается выясненной судьба российского кредита в 2 млрд рублей, который взяло правительство Абхазии без одобрения парламента. Абхазская железная дорога была передана в аренду, при этом кредит на ее ремонт был дан арендатору в лице РЖД. Наконец, было бы хорошо посчитать, какой урон единственному и пока перспективному направлению в экономике Абхазии – курорту и туризму – нанесет гипотетическое возобновление работы стальной магистрали. Фактически предлагается просчитать экологические риски от полномасштабно функционирующего проходящего через Абхазию участка железной дороги.
Сложившаяся ситуация рассматривается как фактический шантаж кандидатов в президенты со стороны представителей национальной общины, полагает И. Чания.
В целом, позиция политических кругов Абхазии по вопросу открытия сквозного железнодорожного сообщения через территорию страны накануне августовских выборов выглядит весьма неоднозначно. Так, депутат Беслан Губаз считает неуместным в настоящее время обсуждение этого вопроса. Он не согласен не только с терминологией («абхазо-грузинский участок бывшей Закавказской железной дороги»), используемой в обращении авторами обращения, но и с тем, как подписанты видят реализацию проекта. Губаз считает, что такие вопросы можно будет обсуждать после признания Арменией независимости Абхазии. Он полагает, что армянская общественность Абхазии могла бы сделать обращение в адрес руководства Армении с просьбой признать независимость республики, гражданами которой они являются.
Депутат Даур Аршба заявил, что у него «создается ощущение, что обращение подготовлено иностранными гражданами». Он напомнил, что во времена правления Владислава Ардзинба вопрос восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию поднимался не раз. Аршба напомнил, как абхазская оппозиция в 2006 году выступила против создания Консорциума на условиях передачи ему имущества Абхазской железной дороги (в январе 2006 г. Россия, Армения и Грузия подписали Протокол по вопросу создания международного консорциума по открытию сквозного движения). Тогда Форум народного единства Абхазии заявил о недопустимости признание Абхазской железной дороги в качестве «участка» другой железной дороги,
Депутат Артур Миквабия, инициировавший обсуждение этого обращения в парламенте, заявил, что постановка вопроса об открытии сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию перед выборами президента вбивает клин между армянами и абхазами. Он полагает, что в Абхазии практически нет людей, которые против этого проекта для Армении, но не за счет снижения суверенитета Абхазии.
Его коллега Валерий Агрба обратил внимание на то, что в парламенте имеются аналитические материалы экономистов по железнодорожной отрасли с расчетами, подтверждающими нерентабельность восстановления железной дороги.
Таким образом, можно констатировать, что дискуссии, по большому счету, не получилось. Авторов обращения обвиняют в лоббизме, который, заметим, сам по себе не является чем-то из ряда вон выходящим либо преступным.
На наш взгляд, авторы обращения не учли еще один момент, присутствующий как бы негласно, но тем не менее очень важный и, естественно, оказывающий влияние на формирование общественного мнения. Речь идет о том, что война пришла в августе 1992 года в Абхазию со стороны Грузии именно по железной дороге. Напомним, что 14 августа 1992 года, в день когда в Тбилиси должен был рассматриваться предложенный абхазскими властями федеративный договор, на территорию республики последней вошли войска грузинского Госсовета. Предлогом для этого шага, означавшего де-факто начало войны, стала охрана железной дороги от незаконных вооруженных формирований, действовавших в Западной Грузии. Таким образом, чисто психологически и эмоционально, открытие железнодорожного сообщения со стороны России и со стороны Грузии вызывает у абхазов совершенно противоположные чувства. Отчасти этим и объясняется эмоциональная реакция абхазской элиты на предложения, подобные тем, которые были представлены активистами армянской общины. И должно пройти немало времени, чтобы эти раны, в том числе психологические, зарубцевались.
Другой важный момент, который пока не затрагивается в дискуссионном контексте. Речь идет о том, что реально Абхазия начала заниматься проектированием экономики независимого государства в 2008 году, после признания ее независимости со стороны России. Можно констатировать, что за этот период было подготовлено несколько стратегических проектов развития абхазской экономики. Надо полагать, что после президентских выборов будут представлены и новые. Впрочем, все разработанные проекты включали в себя очень похожие друг на друга структурно-функциональные блоки, различие между ними было не столь большим.
Однако, очевидно, что рано или поздно абхазская элита должна будет дать окончательный ответ на вопрос: нужна Абхазии своя экономика или нет? Почти наверняка, ответ на этот вопрос будет положительным. Но такой положительный ответ означает, что стране будет нужна своя железная дорога, которая является важнейшей составной частью любой экономики. Таким образом, высока вероятность того, что с течением времени на вопрос о начале функционирования железной дороги в Абхазии и далее на юг будет получен положительный ответ. И решение это будет прежде всего политическим. Надо полагать, что к тому времени забудут о «лоббистах» и «шантажистах», т.к. прагматизм и экономической рационализм возьмут верх над эмоциями. Хотя уже сейчас очевидно, что использовав кредит, РЖД частично отремонтировала дорогу и переходы, сменила шпалы, технологически приблизив её к статусу функциональной. При этом частью абхазских политиков почему-то не учитывается тот факт, что функционирующая транзитная железная дорога – это рабочие места, которые так нужны сегодня Абхазии.
Пока же, несмотря на вышеупомянутые настроения в Абхазии, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин считает, что легче перезапустить абхазский участок железной дороги, чем построить железную дорогу Иран – Армения. Как нам представляется дискурс о будущем железной дороги в Абхазии будет не таким простым как это представляет глава РЖД. Однако для актуализации этого вопроса нужно дождаться избрания нового президента Абхазии, формирования им новой управленческой команды и начала ее работы.
Скорее всего, с учетом реально складывающейся ситуации, вопрос открытия транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию из России и далее в Грузию и Армению, может стать предметом более или менее предметных обсуждений в Сухуме не ранее первой половины 2015 года.
специально для kavkazoved.info
Абхазия Армения Грузия диаспоры коммуникации политика и право Россия экономика