На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Яна АМЕЛИНА | 18.02.2015 | 00:00

Отмена под давлением общественности показа скандального кинофильма «50 оттенков серого» в пяти из семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа вновь поставила вопрос о границах «творческого самовыражения» и реальных целях так называемого «гражданского общества», возмущенного этим решением. Но если в преимущественно мусульманских республиках округа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкессия) отказ от проката в целом не вызвал ни  недоумения, ни протестов, то в Осетии закипели бурные страсти.

Премьера этого второсортного фильма (большинство зрителей ставят ему оценку «ниже среднего») прошла 12 февраля, по-видимому, не случайно практически совпав с донельзя коммерциализированным за последние годы «праздником всех влюбленных - днем святого Валентина». Двумя днями ранее участники популярной группы вКонтакте «Типичный осетин» обратились к главе РСО-А Таймуразу Мамсурову с просьбой запретить показ фильма из-за содержащегося в нем «огромного количества сексуальных и извращенных сцен с применением насилия и жестокости», а также его «явно антиосетинского характера».

Похожие аргументы приводили и в других республиках региона. «Фильм «50 оттенков серого» не должен быть допущен к показу не только в нашей республике, но и на территории всего Северного Кавказа, - считают активисты Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодёжи «Эльбрусоид» (КЧР). - Данное произведение киноиндустрии идёт вразрез с нашими многовековыми традициями, культурой, религией, менталитетом и общими, идущими издревле, ценностями, способствуя разложению моральной и нравственной составляющей и, как следствие, нашего общества в целом». Того же мнения придерживаются в Чечне и Ингушетии. В Дагестане, присоединившемся к запрету фильма немного позже остальных, мнения, как ни странно (если, конечно, судить по сложившимся стереотипам), разделились - судя по соцсетям, нашлась некоторая часть «передовой» молодежи, считающей, что жители республики должны иметь «право выбора».

«Типичные осетины» обратились за поддержкой к муфтию РСО-А Хаджимурату Гацалову. Тот, в свою очередь, поставил вопрос перед городским главой Махарбеком Хадарцевым, и вопрос был решен положительно. Показательно, что участники прошедшего 11 февраля во Владикавказе круглого стола «Осетия отвечает» («Pussy Riot - Charlie Hebdo - далее везде?... Религия против «светского общества» или вера против бездуховности»), подавляющее большинство которых составляли молодежь и студенты, встретили известие об отмене показа фильма бурными аплодисментами.

Выступая перед этой аудиторией, муфтий Гацалов охарактеризовал «50 оттенков серого» как демонстрирующий «жестокость, агрессию и грязь», напомнив, что «пороки общества - это арсенал сатаны». «Мы еще имеем остатки духовности, - резюмировал Гацалов, воодушевленный реакцией зала. - Задумаемся, как бы отреагировали на все это наши предки, жившие по агъдау (неписаный кодекс чести осетин. - прим.)?..». По его мнению, «остановить этот беспредел» можно только на основе обращения к вековым национальным традициям и «порицания порицаемого» каждым гражданином, а не только государственными структурами.

«Гражданское общество» Осетии было возмущено (а может быть, и взбешено) такой постановкой вопроса. «Зритель сам разбирается, что ему смотреть, а что нет, - считает режиссер Аким Салбиев. - «50 оттенков серого» - это фильм о том, как зарождается жизнь. И не надо вот этих ханжеских поступков». Вторили ему и некоторые другие представители творческой интеллигенции.

«Мое мнение, что человек сам должен решать, что ему нужно, а что - нет, - написал в своем блоге на «официальном» республиканском портале «15-й регион» журналист Заур Фарниев. - Конечно, я сейчас обо всем, что предусмотрено законодательством. Все остальное - на его усмотрение. Нельзя, скажем, запретить человеку изваляться в дерьме - он сам должен понимать, что это не очень круто. Для этого никакие запреты не нужны. Запретить валяться в дерьме можно ребенку, который не понимает, что после этого он будет плохо пахнуть. Вот тут, согласен, запрет уместен. Но когда пытаются запретить смотреть какой-то фильм или читать книгу взрослым людям… Получается, что те, кто это пытается сделать, считают других глупее себя».

«Кто все эти люди? И кто дал им право решать за меня?», - пишет в своем блоге журналист Елизавета Валиева («В Осетии секса нет»). И Фарниев, и Валиева убеждены, что запреты работают исключительно на повышение популярности злосчастной ленты («теперь многие из тех, кто не собирался смотреть этот фильм, обязательно его посмотрят»), а попытки запретить публичный показ практически порнографического (судя по отзывам и рецензиям) кинопроизведения - «бесполезное времяпровождение, которое не дает ничего, кроме внимания к собственной персоне» и «лишний повод попиариться, не прилагая особых усилий».

Вполне очевидно, что фильм не стоит таких эмоций. Действительно, дело отнюдь не в фильме, а в ведущей роли, которую сыграло в отмене его показа Духовное управление мусульман РСО-А. Раздражение многих осетинских властителей дум вызвано именно этим (местные православные, видимо, просто не успели - слишком быстро развивались события - поддержать данную инициативу).

«Господин Гацалов может записать на своей счет еще одну победу, - иронизирует Заур Фарниев в очередной записи в блоге (под названием «Духовная духовность духовенства»). - Ведь он оградил людей от порнографии! Еще ценнее, что власть прислушивается к требованиям мусульман в вопросах нравственности». Он предложил муфтию «попросить запретить все фильмы, книги, музыкальные произведения» и пожелал ему «новых побед и достижений на благодатной ниве борьбы за нравственность и духовность». «Никто лучше вас не знает, что надо народу, - ехидничает Фарниев. - Народ же тупой, его надо направлять».

Большинство комментаторов  - и это своеобразный «диагноз» аудитории сайта - поддержали блогера, однако в слаженном хоре анонимных свободных личностей прозвучали и отдельные здравые голоса. «Демонстрируя аморальную продукцию, мы тем самым как бы говорим, что это - норма жизни, и никто не вправе это осуждать, - рассуждает один из участников дискуссии. - А утверждения типа «после этого запрета обязательно посмотрю этот фильм» свидетельствуют о внушаемости и подростковой незрелости». «Насколько я понял, большинство задело то, что это с его (Гацалова - прим.) подачи фильм запретили, - обнажает суть проблемы другой комментатор. - А если смотреть глубже - демонстрация силы мусульманским сообществом. Ну так «просмотром фильма назло Гацалову» этой проблемы не решить». Добавим, что фарниевский пример с неразумным ребенком тут действительно более чем к месту.

Примирительно и, кстати, с «общечеловеческих» позиций призвал посмотреть на проблему шестидесятилетний Казбек Фарниев (во всяком случае, он указал такие данные), считающий «решение о запрете демонстрации этого фильма и у нас, и в соседних республиках совершенно правильным». «И дело здесь вовсе не в личностях, инициировавших этот запрет, - объясняет он. - И даже не в религиозных направлениях, которые они представляют. Не собираюсь заниматься морализаторством, ибо ничто человеческое нам не чуждо, но опасность заключается в том, что, привыкнув к публичному просмотру кинопродукции эротического жанра, мы плавно перейдем к публичному просмотру жанра порнографического». Опасность этого не для абстрактных «духовных скреп», а для реального духовного здоровья общества, вполне очевидна.

По-видимому, именно этими соображениями руководствовалась югоосетинская общественность, также решившая обойтись без, мягко говоря, неоднозначного последнего произведения западного киноискусства. «Учитывая мнение общественности республики, когда большинство ее жителей высказалось против показа фильма, было принято решение не ставить вопрос о приобретении киноленты», - сообщили 13 февраля в дирекции цхинвальского кинотеатра «Чермен». Отметим, что население Южной Осетии никогда не исповедовало ислам. Мусульманские структуры любого рода в РЮО отсутствуют. Отношение к этой религии в республике можно назвать скорее негативным. Говорить об «исламском влиянии», демонстрации силы исламским сообществом и т.д. в данном случае, очевидно, не приходится.

Причина неприятия такого рода фильмов, скорее, в ином. Как отмечается в обращении вышеупомянутого круглого стола «Осетия отвечает», сделанном от имени молодежи республики, «мы осуждаем любые действия, направленные на оскорбление религиозных чувств, …призываем всех людей к уважению духовных основ и моральных ценностей, составляющих нравственный стержень общества». «Мы еще раз заявляем, что не отступим от основополагающих жизненных принципов и правил поведения, завещанных нам нашими предками», - констатируется в документе. Публичная демонстрация фильмов вроде «50 оттенков…» попросту противоречит менталитету жителей республики и всего Кавказа. Да и одного ли только Кавказа?..

Сторонникам же безоглядной «свободы выбора» стоит, пожалуй, задуматься о другом. Как заметил на том же круглом столе председатель молодежного парламента РСО-А Тимур Сагеев, когда-то эта «всеобщая свобода» породила Содом и Гоморру. Аналогичные процессы протекают на наших глазах и в современной Европе. Оскорбляющие чувства верующих «карикатуры» «Шарли Эбдо» и «50 оттенков серого» - звенья одной цепи, считает Сагеев, и с этой оценкой трудно не согласиться. Выходом из всего этого, когда маятник истории качнется в другую сторону, очень возможно, станет жесткий контроль всего и вся в форме тоталитарной власти. Не разумнее ли самоограничить такую «свободу» в интересах всего общества?..

Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Фото: islamosetia.ru


Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской  общественной организации Общество «Знание» 

ислам Кавказ культура Общество «Знание» Россия Северная Осетия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

04.12.2017

О ситуации в Закавказье в современном геополитическом контексте, путях решения карабахского конфликта и идеологическом...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2020 | НОК | info@kavkazoved.info