РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ГЮМРИ БУДЕТ ДОВЕДЕНО ДО КОНЦА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | ОТ РЕДАКЦИИ | 22.02.2015 | 00:00
В христианской традиции сороковой день после смерти имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения являются рубежом даже более трагическим, нежели сам факт физической кончины. В этот день принято служить панихиды и заказывать церковное поминовение для усопших.
На 21 февраля с.г. приходится сороковина со дня трагической смерти в Гюмри семьи Аветисян. Чудовищное убийство семи человек, в совершении которого подозревается военнослужащий 102-й российской военной базы Валерий Пермяков, вызвало у жителей психологический шок, чувства глубокой скорби и возмущения. Спустя менее чем сутки после совершения преступления сбежавший солдат-срочник был задержан при попытке перейти армяно-турецкую границу, возвращён обратно на базу, где был заключён под стражу.
Следствие ведётся совместно армянскими и российскими правоохранительными органами. Все необходимые экспертизы назначаются и проводятся на территории Армении. Следователи Следственного комитета республики предъявили Пермякову обвинение по пункту 1 части 2 статьи 104 (умышленное убийство двух и более человек) Уголовного кодекса Армении. Пермяков предъявленное ему обвинение в убийстве семьи Аветисян признал.
Непосредственно после случившегося, равно как и в преддверии 23 февраля, в Армении имели место различные общественные акции, участники которых выражали недовольство закрытым, по их мнению, характером следственных действий. Высказывались различного рода подозрения и предположения, намёки на этническую подоплёку преступления. Вполне показательно, что авторы подобного рода «версий» из числа всевозможных активистов и представителей НПО аккуратно обходят своим вниманием, например, факт глубокой «интегрированности» Пермякова и практически всех членов его семьи в сомнительную секту американского происхождения. Очевидно, кому-то выгодно ещё больше взбаламутить людей, посеять дополнительное взаимное отчуждение и вражду между армянским и российским обществами. Однако провокаторам различного толка, преследующим узкогрупповые интересы, вряд ли удастся достичь своих целей, дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Гюмри и в Армении в целом.
Конечно, основная информация о проводимых следствием мероприятиях имеет закрытый характер, что, на наш взгляд, более чем оправдано. Сложно отыскать не только в российской или армянской, но и в мировой уголовно-процессуальной практике случай, когда, скажем, свидетели по резонансному (да и вообще любому) преступлению допрашивались бы под телекамеры и фотообъективы. Стоит ли говорить, что это только повредило бы делу?.. Либо же, протестующих (некоторые из них, по случайному совпадению, участвовали во встрече руководителей армянских НПО с Викторией Нуланд в Ереване) устроили бы исключительно такие результаты следствия, которые полностью отвечали бы их собственной интерпретации произошедшего, и никакие иные? И если кое-кто видит, что этого не происходит – то в ход, как по команде, идут безосновательные утверждения о том, что, дескать, «следствие зашло в тупик», раздаются призывы вновь «пойти на базу и потребовать выдачи Пермякова»...
Стоит заметить, что подобного рода претензии к следствию являются необоснованными ещё и в силу того, что общественность своевременно информируется о характере предпринимаемых действий. Так, 10 февраля Главное управление по особо тяжким преступлениям Следственного комитета Республики Армения удовлетворило прошение адвоката родственников погибшей семьи, о расшифровке всех исходящих и входящих звонков за полтора месяца, сделанных с телефона Пермякова. Кроме того, сотовые операторы предоставили расшифровку звонков еще трех телефонов, обнаруженных у подозреваемого в момент задержания. Как сообщает «Armenpress», все указанные сведения изучаются, а пользователи вскрытых номеров опрашиваются следователями. Не остались без внимания и телефоны членов погибшей семьи. Для восстановления удаленных SMS-сообщений и звонков назначена компьютерная технографическая экспертиза.
Также стало известно о результатах наркологической экспертизы, которая должна была ответить на вопрос, употреблял ли Пермяков алкоголь или наркотики в день, когда была убита семья Аветисян. И выяснилось, что Пермяков был трезв. Никаких наркотических веществ не было выявлено и у сослуживцев предполагаемого преступника (проверили 12 человек). Это, заметим, актуализирует вопросы относительно странностей в его поведении, которые, конечно, должны быть должным образом объяснены.
Кроме того, проводятся проверки возможной связи Пермякова и семьи Аветисян. Судя по всему, отрабатывается и версия группового убийства. Дело в том, что ранее появились сомнения о том, что Пермяков мог расправиться со своими жертвами в одиночку. Следствие намерено установить, с какой целью он явился в дом убитой семьи, бывал ли он там ранее и если он их убил, то какими мотивами руководствовался? Есть также предположение (причём оно возникло практически сразу после убийства), что погибшие члены семьи работали в Чите, откуда Пермяков родом и где сидел его брат. Возможно, подозреваемый и его жертвы были знакомы.
Все выявленные следствием факты и обстоятельства, как на территории Армении, так и России, должны быть надлежащим образом исследованы, по результатам чего составлена целостная картина преступления.
Российская и армянская стороны подтверждают, что судебный процесс будет проходить на территории Армении в максимально открытом режиме. Во всяком случае, для этого имеются все предпосылки. Российские правоохранительные органы изначально не имели намерения каким-либо образом спускать «дело Пермякова» на тормозах. Согласно имеющейся информации, полную меру ответственности понесут в том числе те представители руководства базы, допустившие проявления халатности и безответственности, приведшие, в конечном итоге, к трагическим последствиям.
В России помнят, глубоко скорбят по погибшим членам семьи Аветисян и, совместно с армянскими коллегами, сделают всё возможное для установления истинной картины преступления. Вместе с тем, попытки политизации «дела Пермякова» и его использования в целях дискредитации российско-армянских отношений являются откровенно деструктивными.
Фото: НТВ
Армения Россия