На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

УГРОЗА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОГО МНОГООБРАЗИЯ ТБИЛИСИ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Георгий ВЕКУА (Грузия) | 01.06.2015 | 13:45

Тбилиси, основанный, по грузинской легенде, в 5-м веке н.э., почти за всю свою многовековую историю оставался городом с неоднородным в культурном и религиозным плане населением. И эта неоднородность придавала Тбилиси тот особый колорит и своеобразие, которое дошло почти до наших дней. 

Вместе с другими этносами и религиозными группами, в Тбилиси проживали и армяне. Исторически так случилось, что армянская община Тбилиси на протяжении веков была и остается одной из крупнейших в городе и играла значительную роль в ее жизни. Конечно, это не случайно, так как Армения и Грузия являются соседями, а исторические катаклизмы часто вынуждали жителей Армении переселяться в другие края.  

Одна из древнейших армянских колоний в Грузии находилась в городе Тбилиси. В 631 в городе году была основана церковь Сурб Геворг (Святого Георгия) на месте, которое впоследствии получило название «Мейдан» (площадь). К этому времени небольшие армянские общины существовали и в других населенных пунктах Грузии. Например, по данным историка 10-го века Ухтанеса, в Цуртави существовала армянская колония. 

После вторжения арабских войск Халифата и завоевания ими Закавказья в середине 7-го века, в регионе также происходили массовые переселения людей. Историк Гевонд описывает переселение части армянского населения в Грузию, в частности в район Западной Грузии, которая тогда находилась под властью Византии. Тот же историк сообщает об еще одном крупном переселении армян в соседнюю страну в 774 г., когда некоторые жители Армении во главе с Артаваздом Мамиконяном восстали против власти Халифата и были вынуждены бежать в Грузию. В следующем 775 году опять произошло восстание в Багреванде (Армения) и часть армянских восставших также переселилась в Грузию, после поражения в борьбе с превосходящими силами арабов.  

Известный арабский историк Табари сообщает сведения о ситуации в Тбилиси и о борьбе жителей города, в том числе грузин и армян против войск арабского Халифата. Как известно, в 851-853 гг. в Закавказье происходили выступления за освобождение от власти Халифата. В ответ на этом халиф Мутавакиль направил военачальника Бугу для подавления восстаний в Грузии и Армении. После победы над восставшими в Армении, Буга направился в Грузию и осадил город Тбилиси. Из сведений Табари видно, что в рядах защитников города были и армянские войны, выходцы Западной Армении. «Этот город (Тбилиси) построил царь Ануширван, а Исхак укрепил, вырыл огромный ров вокруг него, а внутри города поставил войска хутинцев и иных войнов» (Собрал и перевел Б. Халатянц, Вена, 1919, стр. 100). 

Средние века

После падения царства армянских Багратидов, поток армянских переселенцев в Грузию усилился. Появились армянские колонии в Дманиси, Самшвилде, увеличилось армянское население Тбилиси. К 70-м годам 12-го века в Грузии уже жило столько армянских беженцев, что возникла необходимость в основании епархии для приверженцев Армянской Апостольской Церкви. Центром главы епархии стал город Тбилиси. В летописях сохранились даже упоминания некоторых глав этой епархии, например, епископа Барсега, который участвовал в церковном съезде, как делегат города Тбилиси (Тпхис – арм.) (М. Чамчян, История Армении, III, ст. 132). 

В средние века, несмотря на тяжелые условия во время вторжений монголов, тюркских, кызылбашских племен, Османской и Иранской империй, армянское население Тбилиси продолжало увеличиваться и строились церкви. Например, в записях знаменитого путешественника Марко Поло о Тбилиси говорится следующее: «В этой стране (т.е. в Грузии – А.А.) есть один замечательный город Тбилиси, окруженный предместьями и многочисленными крепостями. Жители – христиане: армяне и грузины, есть и саракиносцы и малочисленные евреи» (Путешествие Марко Поло, перевод И.Минаева, СПБ, 1873, стр. 30 ). В XVIII в. французский ботаник и путешественники Турнефор в Тбилиси насчитывает 20 тысяч жителей, из которых – 12 тысяч были армяне (М. Полиектов и Г. Натадзе, Старый Тифлис в известиях современников, Тбилиси, 1929, стр. 30).  

Присоединение Закавказья к Российской империи позволило получить более точные сведения о этноконфессиональном составе Тбилиси (Тифлиса). По данным 1864-1865 гг. армяне составляли 47.2% населения города, являясь крупнейшей группой. Такая же ситуация выявилась по итогам первой всеобщей переписи населения в Российской империи переписи, которая была проведена в 1897 году: тогда армяне составили 31.8% населения (русские – 28.1%, грузины – 26.4%, а прочие национальные группы – 13.7%). Как видим, национальный (а также конфессиональный) состав населения показывает достаточно большое разнообразие. 

Советский и постсоветский период

Кажется удивительным, но в советский период этнический состав населения Тбилиси становился все более однородным, хотя интернационализм был официальной идеологией Советского Союза. Особенно это заметно с 50-х годов: начиная с этого времени, стабильно и постоянно возрастает численность грузинского населения (происходит массовый приток сельских жителей в город), а численность других этнических групп растет медленно, либо показывает стагнацию или даже падает. В результате, сокращается их процентная доля. Например, если в 1926 году армяне составляли 34% населения, к 1989 году эта цифра упала ниже 15%. То же самое касается практически всех других национальных меньшинств, проживающих в Тбилиси.  

После распада Советского Союза и последовавшего хаоса, разгула национализма, гражданской войны и экономического кризиса произошло фактическое обрушение многонациональной структуры населения Тбилиси. Большинство русских, осетин, греков, езидов и др. покинули Грузию и переселились в другие страны. Численность армянской общины также резко сократилась: к 2002 году процентная доля уменьшилась до 7.6%. Одновременно, доля грузинского населения увеличилась до 84.2%. 

За последнюю декаду этот процесс продолжается, хотя не такими быстрыми темпами. Появились и новые тенденции – резко увеличилась эмиграция самого грузинского населения, притом, что нарастает поток из сел в столицу страны. В результате деревни лишаются жителей, а в Тбилиси увеличивается масса вчерашнего сельского населения, которое в значительной степени чуждо городской культуре, этническому и конфессиональному разнообразию. 

Город уже с трудом может «переварить» этих жителей, потому что их удельный вес резко повысился за последние годы и десятилетия, а доля жителей, которые были носителями городской культуры, уменьшается.        

Богатая история и неясные перспективы

Правда, в Тбилиси появились «новые мигранты»: жители некоторых арабских и африканских стран, в основном студенты, беженцы из зон военных конфликтов, мелкие бизнесмены. Однако они пока не стали органической частью городского социума. Значительная часть местного населения агрессивно настроена к приезжим. Учитывая эти настроения, правительство Грузии в 2014 году ужесточило визовую политику страны, в результате число иностранцев, проживающих в Тбилиси, резко уменьшилось.  

Не удивительно, что эта категория людей воспринимается в современном Тбилиси маргиналами и чужаками в современном Тбилиси, если даже этнические и конфессиональные общины, жившие здесь веками, все больше изолируются от основного населения, либо вынуждены полностью ассимилироваться. Это касается и армянской общины, которая по-прежнему сокращается в численном отношении. 

Значительная часть молодежи не видит своей перспективы в столице Грузии и намеревается уезжать. 15-летняя Ариадна Манусаджева, которая в свободное время поет в хоре церкви св. Эчмиадзина, говорит, что после окончания школы собирается продолжить учебу в Москве или Ереване, так как считает, что уровень среднего или высшего образования в этих странах выше, чем в Грузии. Постоянное сокращение среднего образования в Тбилиси на русском языке и языках национальных меньшинств (в том числе армянском) остается еще одной проблемой.   

Положение армянской общины могло бы облегчить оживление их церковной и религиозной жизни в Тбилиси. Однако здесь наблюдаются еще большие проблемы, чем в других сферах. Вопрос возвращения церквей тбилисской епархии ААЦ обсуждается уже давно, но практически не трогается с места. Грузинские власти, руководство ГПЦ и большая часть общественности почему-то враждебно воспринимают идею передачи армянских церквей местной общине. В результате определенное количество древних церквей стоит неиспользуемым, приходит в упадок и разрушается. Хотя совсем недавно наконец было принято решение начать реставрационные работы в некоторых зданиях, до решения вопроса об их принадлежности. 

На данный момент в Тбилиси действуют всего две армянские церкви, из них одна – Сурб Геворг на Майдане – сейчас ремонтируется. Местная община и руководство епархии просят возвратить им пять древних церквей, которые были конфискованы в годы советской власти: Сурб Норашен Аствацацин, Сурб Ншан, Мугнецоц Сурб Геворг, Ереванцоц Сурб Минас, Шамхорецоц Кармир Аветаран.  

Ниже приводится неполный список армянских церквей в Тбилиси, действующих,  бесхозных и разрушенных. Возвращение некоторых из них армянской общине могло бы позитивным образом сказаться на самочувствии этой общины и замедлить процесс ее размывания  и маргинализации в обществе. 

СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ СУРБ ГЕВОРГ НА МЕЙДАНЕ

Постройка церкви Сурб Геворг на Мейдане датируется 631 годом, однако отмечается также дата восстановления церкви – 1251 год, князем Умеком (внук князя Хачена Джалала). В 1808 и 1832 годах церковь была отремонтирована и вновь освящена. 1922-23гг. Геворком Башинджагяном была произведена отделка внутренних стен церкви. 22 февраля 1934 года церковь была обворована. С 1840 года при церкви функционировала мужское приходское училище. При церкви действовало также и женское Сандухтян училище. В притворе церкви Сурб Геворг в Мейдане похоронены: князь Умек, Саят-Нова, Геворк Башинджагян и другие. Церковь действующая, находилась на ул. Красильной, ныне – ул. Самгебро 5.   

ЦЕРКОВЬ СУРБ ЭЧМИАДЗИН (Эчмиадзнецоц Сурб Геворг) 

Церковь Сурб Эчмиадзин была построена в 1806 году на средства вдовы Анны Гюлипашянц и общественности, для армян-беженцев из Эчмиадзина. 

Церковь действующая, с 2006 года ремонтируется на средства Аргентинской и Западно-Американской армянской епархии. Находилась на ул. Эчмиадзина, ныне ул. Армази 18.

НОРАШЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СУРБ АСТВАЦАЦИН (Святой Богородицы)

Норашенская Сурб Аствацацин церковь была построена в 1467 году. В течении нескольких столетий церковь неоднократно капитально и частично ремонтировалась: в 1650 году – Ходжа Назаром, в 1798г. – Меликом Аветиковичем Бейбутяном, в 1808г. – ремонтом церкви руководил Благочинный Тер-Казар, при поддержке Мкртума Мунтояна и других известных лиц. В 1870 году Норашенская Сурб Аствацацин церковь, отремонтированная страниями архиепископа Срапиона Тер-Мовсисьяна и ктитора церкви, была признана самой благоустроенной в Тифлисе. В дальнейшем церковь перестраивалась в 1895-1896 гг. на средства тифлисских почетных купцов Карапета и Беглара Варданьянов. 

На данный момент эта церковь является наибольшим камнем преткновения в вопросе возвращения армянских церквей.  

ЦЕРКОВЬ СУРБ НШАН (Сурб Никогайос)

Дата основания церкви Сурб Ншан неизвестна, однако известно, что она начала функционировать с XVII века. Сохранившиеся записи подтверждают, что в 1703 году церковь была восстановлена за счет средств сына сельского старосты Асламаза – мелика Кеворка. С 1883 года при церкви Сурб Ншан функционировала женская духовная семинария. 

В советские годы церковь использовалась как продуктовый склад, затем - книгохранилище. Церковь не действующая. Находилась она на пересечении улиц Сурб Ншана и Серебряной.

ЦЕРКОВЬ МУГНУ СУРБ ГЕВОРГ (Сурб Аствацацин) 

Мугну Сурб Геворг (Сурб Аствацацин) была основана в 1356 году, во времена правления Католикоса Газара. В 1789 году была возведена колокольня церкви. Церковь была отремонтирована в середине XIX века, затем – в 1900 году. 

При церкви Сурб Геворг действовало мужское училище, а с 1869 года – женское училище Сурб Гаяне; с 1880 года при церкви существовал детский сад и начальная школа.

22 декабря 1933г. церковь была опечатана грузинским правительством и до 1980 года здание церкви было приспособлено под музей народного творчества.

ЭРИВАНЦОЦ СУРБ МИНАС ЦЕРКОВЬ В АВЛАБАРЕ

Эриванцоц Сурб Минас церковь была построена в 1790 году на средства авлабарцев. В 1795 году она была разрушена во время похода Ага Магомет Хана. В 1811 году церковь вновь была восстановлена. Несколько десятилетий спустя на том же месте была построена новая церковь, торжественное освящение которой состоялось 2 января 1883 г. В 1924 году церковь была опечатана и передана организации “Молодые ленинцы”. В дальнейшем она была перестроена в мастерскую по пошиву одежды. 

Находилась церковь между ул. Сурб Минас и переулком Сурб Минас, ныне – пересечение улиц Гелати и Иори. Церковь существует, но не действует.

ЦЕРКОВЬ ШАМКОРЕЦОЦ СУРБ АСТВАЦАЦИН (Кармир аветаран)

Церковь Шамкорецоц Сурб Аствацацин была основана в 1775 году при содействии и материальной помощи Тер-Газара Тер-Казаряна. В дальнейшем она была разрушена, и в 1809 году на ее месте была построена новая церковь. В начале 1840-х годов средствами прихожан церковь была отремонтирована и огорожена. Церковь Сурб Аствацацин была полностью восстановлена с 1844 по конец 1850-х годов. С 1845 года при церкви Сурб Аствацацин действовала мужская церковно-приходская школа. В советское время церковь использовалась в различных целях. 4 апреля 1989 года церковь Шамкорецоц Сурб Аствацацин была разрушена. Находилась она между Шамкорской и Преображенской улицами, ныне – Исанской и Пэрисцвалеба.

ХОДЖИВАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СУРБ АСТВАЦАЦИН 

Ходживанская церковь Сурб Аствацацин была основана в 1655 году Ходжа Бейбутяном. Была отремонтирована в 1835 году. Церковь находилась в Авлабаре. 

В 1936-37гг. тбилисские городские власти приняли решение о разрушении церкви и кладбища. 

В 1995 году на месте Ходживанского кладбища и церкви была проведена церемония освящения фундамета Грузинской православной церкви Святой Троицы. Ныне эта церковь является кафедральным собором ГПЦ. 

ВАНКСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ (Аранц Ванк) 

Первоначальная дата постройки церкви считается 931 год. Во многовековой истории церковь многократно восстанавливалась. Известно, что в 1430 году Тер-Осеп Шергилянц ремонтировал церковь и колокольню. В 1715 году церковь была вновь отремонтирована на средства Геворка Пиргуляна и Мелкона Бастамяна. В 1788 и 1789 годах церковь была отремонтирована на средства Тер-Газарянов. В древности Соборная церковь называлась Паши ванк Сурб Аствацацин. В 1870 году при церкви существовала женская школа, а с 1833 года – детский сад и начальная школа. 

Кладбище при церкви существовало еще в средние века. На этом кладбище покоятся многие известные армянские деятели – архиепископы Степан Аргутинский-Долгорукий, Саркис Гасан-Джалалян, Габриел Айвазян (Айвазовский), генерал-адьютант Ованес Лазарян, генерал-лейтенант Аршак Тер-Гукасов, генерал Шелковников, меценаты – Аветис Гукасов, Александр Манташев, основатель школы в Эрзруме Мкртич Санасарян и другие. 

9 февраля 1934 года церковь была обворована, а в 1939 году – разрушена. Находилась она на улице Большая Ванкская, ныне – Атонели. На месте церкви расположена школа N104.

ЦЕРКОВЬ КУСАНАЦ СУРБ СТЕПАНОС 

Церковь Кусанац Сурб Степанос была основана в 1717 году тифлисским жителем меликом Ашхарабеком Бейбутянцем. Изначально, постройка представляла собой маленькую часовню. В середине XVIII века по инициативе жены тифлисского мелика Ага Ашхарабековича Бейбутянца Мариамы она была перестроена. По инициативе игуменьи Катарине Аргутянц (1877-1898 гг.) были проведены работы по благоустройству пустопорожних мест. Игуменья Епросинья Абамеликян (1904-1911гг.) на свои собственные средства в 15000 рублей сделала раскошный ремонт церкви Кусанац Сурб Степанос. 

На август 1924 г. церковь была опечатана советскими властями. 

Церковь находилась на Петхаинской возвышенности, затем – ул.Азизбекова, ныне – Бетлемская возвышенность. 

В 1990 году церковь Кусанац Сурб Степанос была огрузинена под названием Квемо Бетлеми.

БЕТХЕЕМСКАЯ ЦЕРКОВЬ СУРБ АСТВАЦАЦИН 

Бетхеемская церковь Сурб Аствацацин была основана в 1500 году Тер-Грикором. Им из Иерусалима была привезена Вифлеемская земля, которая впоследствии использовалась при постройке церкви, откуда и произошло название церкви. После смерти основателя, строительство продолжили его внук Барсег и правнук Тер-Грикор. После смерти последних строительство продолжили Ходжапарух, Багдасар, Арутюн и Степанос Пилоянцы. Строительство церкви завершил Мелик Бейбудян, а в дальнейшем его сын Мелик Аветик построил ограду церкви. 

Находилось на Петхаинской возвышенности, затем – ул. Азизбекова, ныне – Бетлемский подъем. 

В 1990-1993гг. церковь была огрузинена и именуется церковью Земо Бетлеми.

ЦЕРКОВЬ СУРБ РШТАКАПЕТАЦ 

Церковь Сурб Рштакапетац основана XII-XIII веках, у подножья крепости Нарикала. В 1480 году церковь была отреставрирована Мандиньянцем. В 1795 году разрушенная во время похода Ага-МаМагомет Хана церковь Сурб Рштакапетац была восстановлена протоиереем Тер-Аракелом Сукиасянцем. В XIX веке церковь была отремонтирована. 

К 1933 году церковь находилась в разрушенном состоянии. 

Находилась она на улице Красильной, ныне – ул. Самгебро. Была разрушена, в настоящее время на ее месте строится грузинская церковь Сорока мучеников.

специально для kavkazoved.info

Армянская Апостольская церковь Грузия диаспоры этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2020 | НОК | info@kavkazoved.info