На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА» КАК НАПРАВЛЕНИЕ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.: К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Марина КОЛЕСНИКОВА | 28.06.2015 | 17:22

История изучения Северного Кавказа является составной частью истории российского кавказоведения. Российское кавказоведение всегда отличалось полидисциплинарностью и комплексностью подходов к изучению макрорегиона, базировавшихся на представлении о Кавказе как о едином историко-культурном регионе. Существующие многочисленные исследовательские практики изучения уникального во всех отношениях региона Российской империи позволяют говорить о формировании в дореволюционный период в отечественной исторической науке северокавказской историографической традиции. Она богата различными по целям и задачам, а также по жанровым особенностям практиками историописания: это и историческое краеведение, и научно-отраслевая регионалистика, и региональная история, и интеллектуальная история, и интеллектуальная биографика, и науковедение, и историография историографии края. Авторские и коллективные работы, представленные в ее рамках, сложны, многоуровневы и полифункциональны. Являясь неотъемлемой частью истории отечественной исторической науки, северокавказская историографическая традиция по своей форме и типу вполне вписывается в классическую европейскую и общероссийскую национально-государственную историографические традиции.

Среди многочисленных тем, которые поднимались в отечественном кавказоведении, была и история христианства на Северном Кавказе, история Русской православной церкви (РПЦ) и ее миссионерских институтов действующих в регионе во второй половине XVIII - начале XX вв. Государственная политика, направленная на инкорпорацию Северного Кавказа, населенного представителями разных этноконфессиональных сообществ, в единое социально-экономическое и социокультурное пространство Российской империи, предполагала использование, в том числе, и методов миссионерской деятельности. Священники-миссионеры сыграли определенную роль в установлении межнациональных отношений, выработали определенные механизмы взаимодействия с коренным населением.

 

Северный Кавказ относится к территориям, на которых христианство стало распространяться раньше других регионов современной России, уже в первые века нашей эры. Среди местных народов были приверженцы христианства как ортодоксального, так и этнизованных направлений. За период двухтысячелетней истории присутствия христианства в регионе периодически отмечались подъемы и падения, расцветы и угасания, а в отдельные исторические периоды и почти полное забвение христианской веры. Во многом это завесило от того, насколько интенсивно миссионеры и другие носители христианской религии занимались просвещением местных жителей, для которых были характерны духовно-религиозный консерватизм и устойчивость традиционных воззрений. Имели место и попытки вторичного распространения, поддержания, восстановления и укрепления христианства в северокавказских землях со стороны Русской православной церкви и Российского государства. При этом надо отметить, что политика российского правительства в конфессиональной сфере была достаточно взвешенная и толерантная, способствующая сохранению стабильности в регионе. 

Историография истории христианства на Северном Кавказе и деятельности Русской православной церкви в регионе во второй половине XVIII - начале XX вв. довольно обширна. Заметное место в ней занимает и история изучения миссионерской деятельности, одним из направлений которой в рассматриваемый период было «восстановление христианства». Термин этот был введен в научный оборот еще в  XIX в. и активно используется в современных научных исследованиях. Под «восстановлением христианства» ряд авторов понимает идейную установку или доктрину, «особые, приемлемые для местных условий формы и направление миссионерства церкви, политики государственных институтов и должностных лиц, деятельности представителей общественности с историко-культурной составляющей, нацеленных на особую категорию людей – «бывших христиан» (1). Как отмечает Е.А. Савенко, рассматриваемое понятие относится к области миссионерской деятельности, процедура «восстановления» предполагает использование особых способов и средств миссионерства и особую группу или слой людей – «бывших христиан», на которые эта деятельность нацелена (2). В работах исследователей «восстановление христианства» рассматривается в контексте миссионерской деятельности РПЦ.

В рамках классической отечественной историографической традиции литературу по истории изучения миссионерской деятельности РПЦ на Северном Кавказе указанного периода условно можно разделить на три этапа. Они соответствуют трем хронологическим периодам развития отечественного кавказоведения, что объясняется, прежде всего, спецификой научно-отраслевого понимания исторических текстов, принадлежащих перу ученых, путешественников, военных, историописателей, священников, включая обширный пласт краеведческих по природе и сути трудов российских авторов. Имеющуюся литературу по истории миссионерской деятельности РПЦ на Северном Кавказе можно рассмотреть и в проблемном аспекте, выделив группы работ посвященных: истории христианства на Северном Кавказе; истории деятельности РПЦ на Северном Кавказе; изучению государственной политики по рассматриваемому вопросу; биографиям церковных и государственных деятелей, судьбы которых имели непосредственное отношение к процессу «восстановления христианства» в регионе; изучению духовных миссий на Северном Кавказе; рассмотрению социального статуса духовенства; истории общественных православных организаций; истории развития православной периодической печати; истории церковной археологии; образам северокавказской реальности в общественном сознании второй половины XIX - начала XX вв. Возможно, выделение и иных групп. 

Первый период хронологически определяется второй половиной XVIII в. – рубеж 1920-30-х годов и охватывает значительный этап дореволюционной историографии, ряд положений исторических концепций которой оказали влияние на историографию советского периода. Работы, созданные в это время, несмотря на разброс времени, были близки по структуре, форме изложения материала, тематике исследований и отчасти по методам и методикам историописания. Осмысление миссионерской деятельности на Северном Кавказе в отечественной исторической, историко-религиозной и публицистической литературе четко прослеживается со второй половины XIX в. Вместе с тем, сведения о раннем христианстве, его пережитках в северокавказских горских обществах, начале миссионерской деятельности РПЦ в регионе встречаются в трудах путешественников, ученых и военных уже со второй половины XVIII – начала XIX в. Сведения эти были отрывочны, носили преимущественно описательный характер и затрагивали в основном деятельность миссионеров. 

Одной из первых работ, в которых упоминается деятельность миссионеров, в частности Осетинской духовной комиссии, на Северном Кавказе является знаменитое «Путешествие по Кавказу» академика И.А. Гильденштедта (3). Истории создания Осетинской миссии с целью распространения христианства в центре Северного Кавказа, организованной при поддержке российского правительства, уделяет внимание и академик Г.Ю. Клапрот, в описании своего «Путешествия» (4). 

Значительное количество историко-статистических и историко-этнографических сочинений о Кавказе, в которых нашли отражение и вопросы христианства в регионе, вышли из под пера военных. О деятельности Осетинской духовной миссии, ее преобразовании в 1771 г. в Осетинскую духовную комиссию рассуждает и известный военный историк, академик П.Г. Бутков в своих «Материалах для новой истории народов Кавказа с 1772 по 1803 гг. (5) Работа была написана в первой четверти XIX в. и уже в ней применяется понятие «возобновление христианства» по отношению к деятельности Осетинской духовной комиссии, рассматривается процесс христианизации в регионе. Работа содержит обширные статистические данные, выдержки из официальных документов и представляет собой уникальный исторический источник по истории Кавказа.  Упоминание об Осетинской комиссии, основанной при ней в 1775 г. школе, а также о причинах прекращения ее деятельности в 1792 г. из-за противоречий с кабардинцами, встречается в труде штабс-капитана Иоганна Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», датированном 1834 г. Этот чрезвычайно обширный историко-этнографический источник был переведён и введен в научный оборот исследователем-кавказоведом И.М. Назаровой (6). В 1862 г. полковником Ракинтом был составлен краткий исторический очерк христианства кавказских горцев со времен Св. Апостолов до XIX столетия (7).  

Интерес представляют и работы по истории христианства на Северном Кавказе авторами которых были священнослужители или написанные при их участии: архиепископа Астраханского Платона, посвященные Осетинской Духовной комиссии; епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира, по инициативе которого была подготовлена и опубликована обстоятельная историческая справка об истории христианства на Северном Кавказе; священника-миссионера А. Гатуева по истории христианства в Осетии; владикавказского и пятигорского священника протоиерея И. Беляева по истории миссий РПЦ, в т.ч. и Кавказской миссии; епархиального миссионера А.И. Платонова об Обществе восстановления православного христианства на Кавказе; епархиального миссионера С. Никольского о Ставропольском церковно-археологическом обществе (8).

Тема истории христианства на Северном Кавказе, вопросы миссионерства нашли отражение и в трудах известных общественных деятелей, просветителей Северного Кавказа (Ш.Б. Ногмов, К.Л. Хетагуров, Г. Баев, Х. Уруймагов и др.) (9), ученых-кавказоведов (П.К. Услар, В.Б. Пфаф, Д. Бакразде, М.М. Ковалевский, А. Фиркович, В.Ф. Миллер и др.) (10), провинциальных исследователей и историописателей (П. Хицунов, И. Хазаров, Д. Айналов, А.П. Архипов, А.Н. Дьячков-Тарасов, А. Кодзаев, Г.Н. Прозрителев, М.И. Ермоленко, С.В. Фарфоровский, П.В. Архангельский, И.А. Владимиров и др.) (11); на страницах северокавказской периодической печати («Кавказ», «Кавказские епархиальные ведомости», «Владикавказские епархиальные ведомости», «Ставропольские епархиальные ведомости», «Церковная старина на Северном Кавказе») (12). 

Значительное количество работ, вышедших в дореволюционный период, посвящено истории Осетинской Духовной комиссии, деятельность которой рассматривалась в связи с задачами по «восстановлению» православия в регионе, особенно в период правления князя А.И. Барятинского, являющегося инициатором создания, основателем и первым председателем Общества восстановления православного христианства на Кавказе (13). Деятельность этого общества также была отражена в литературе, но преимущественно в публикациях юбилейного характера и отчетных материалах (14). Были опубликованы статьи и о древних христианских святынях, православных храмах, монастырях, об отношении к православным святыням местных жителей, о необходимости сохранения церковной старины. 

В дореволюционный период в самостоятельное направление исследований оформляется и история Русской православной церкви, понятие «восстановление христианства» прочно входит в научную, научно-популярную, публицистическую и религиозную литературу (П. Знаменский, И. Коменский, А. Гатуев, И. Беляев, А. Платонов, И. Попов и др.) (15). 

Второй период – с начала 1930-х до конца 1980-х годов, соответствует общепринятой периодизации советской историографии, характеризуется реорганизацией научных учреждений гуманитарного профиля, значительными кавказоведческими исследованиями, масштабными экспедиционными работами, структурированием основных проблем кавказоведения, появлением первых обобщающих трудов как по отечественной истории в целом, так и по северокавказской в частности, а также специальных работ по истории изучения Кавказа и истории распространения христианства в регионе. 

Дореволюционная история России изучалась с позиций традиционной марксистской методологии в русле формационной концепции, основывавшейся на приоритете социально-экономических факторов в объяснении процессов и событий. Работы, созданные в 1930-е – начале 1950-х годов, уже порывают с дореволюционной историографической традицией в рассмотрении исторических текстов. Авторские тексты изучались преимущественно с точки зрения общественно-политической направленности их содержания. Анализ местной книжно-журнальной продукции свидетельствует, что даже местная идеологизированная литература сохраняла региональную специфику, проявившуюся в особенностях историографического письма. Реконструкция же истории Русской православной церкви, по известным причинам, надолго выпала из поля зрения отечественной историографии. Смена этапов советской историографии была связана со сменой политических ориентиров в обществе и сказывалась на ее содержании и инфраструктуре. В конце 1980-х годов в свете политических «перестроечных» процессов в отечественной исторической науке появились новые сюжеты, заполнявшие «белые пятна» не только национальной, но и местной истории. В это же время появляется методологическая и идеологическая «разноголосица», с преобладанием второй. Это несовпадение идейно-теоретических подходов в дальнейшем вылилось в методологический плюрализм, захвативший и историю науки в провинции.

В советский период развития исторической науки вопросы  связанные с историей христианства на Северном Кавказе рассматривались исследователями в контексте развития российско-северокавказских социально-политических и культурных связей, становления и развития письменности и образования в регионе (Б.А. Алборов, В.Б. Скитский, М.С. Тотоев, Б.А. Калоев, М.М. Блиев и др.) (16). При этом термин «восстановление православия» как правило, не употреблялся, а деятельность общественных религиозных организаций в данной области оценивалось преимущественно в контексте реакционной политики царского правительства в регионе. В 1989 г. вышел сборник «Русское православие: вехи истории», один из разделов которого был посвящен миссионерской деятельности РПЦ во второй половине XIX – начале XX в., в рамках которого рассматривалась и работа созданных в дореволюционный период на Северном Кавказе общественных религиозных организаций по восстановлению памятников церковной архитектуры (17). 

Отличительной чертой третьего периода, с начала 1990-х годов и по настоящее время, является появление новых подходов и методов к изучению дореволюционной истории России. Ряд из них пришел в современную науку из работ дореволюционных и опальных советских историков. Произошли изменения в проблемном поле истории исторической науки, на повестку дня выдвинулись новые исследовательские задачи, значительно обновилась источниковая база. Внимание стало уделяться истории самой исторической науки и роли тех, кто раньше был незаметен, но много делал для развития исторического знания, накапливал факты, популяризировал его и влиял на общественное сознание. Начали изучаться сюжеты, связанные с организационной структурой дореволюционной исторической науки, с историей провинциальных научных и религиозных обществ, биографиями провинциальных исследователей. Приоритетным направлением в современной историографии, экстраполированным и на историю исторической науки, стало исследование человека во всем многообразии его отношений с обществом. 

Отечественные историки обратили внимание на «новую историческую науку», принципы которой тесно связаны с постмодернизмом. Обращение к выработанному западными коллегами методологическому инструментарию дало возможность плодотворней работать с историческим материалом. Широта исследовательских полей «новых историй», глубина их «проникновения в былое» позволили исследовать процесс развития провинциальной историографии, включая в корпус историографических источников труды не только профессиональных историков, но и широкого круга знатоков и любителей истории Северного Кавказа, краеведов второй половины XIX – начала XX века. Повышенное внимание обращено на изучение научного инструментария, приемы интерпретации источников, своеобразие конструирования текстов, структуры внутридисциплинарных коммуникаций и их уровни. Значительно расширилась и тематика исследований. В поле зрения историков вновь оказалась история РПЦ, ее миссионерская деятельность, в т.ч. и на Северном Кавказе. Появились диссертационные исследования, так или иначе, затрагивающие проблемы «восстановления христианства» на Северном Кавказе (18). 

В 1992 г. был опубликован труд митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, посвящённый истории христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России, написанный еще в  советский период и по понятным причинам не опубликованный в свое время. Он стал своеобразной точкой отчета для исследователей, занимающихся  историей РПЦ на Северном Кавказе, в т.ч. историей миссионерской деятельности в части восстановления православия в регионе (19). 

В работах российских историков была восстановлена и продолжена линия дореволюционной отечественной историографии, ряд проблем были освещены по-новому, с позиций современных достижений исторического знания, открытия новых источников (Р.С. Бзаров, М.М. Блиев, В.М. Батчаев, Н.Н. Великая, В.Х. Тменов, М.Ю. Данилюк, Л.В. Дзанагова, М.Э. Мамиев, Е.Г. Муратова, Е.Х. Наскидаева, Н.В. Паршина, С.А. Раздольский, В.Д. Таказов, Е.А. Савенко, С.Н. Савенко, А.П. Цымцба, Н.М. Емельянова  и др.) (20). В трудах ученых собран значительный материал, связанный с темой миссионерства, «восстановлением православия» на Северном Кавказе, проанализированы данные о материальных и этнографических признаках существования христианства в среде местного населения в эпоху средневековья, выявлены сведения о попытках воссоздания христианства со стороны Русской и Грузинской православных церквей во второй половине XVI-XVII вв., исследованы вопросы организации и деятельности Осетинской Духовной комиссии, Общества восстановления православного христианства на Кавказе, прослежены судьбы представителей духовенства, связанных с миссионерской деятельностью. 

Историографических исследований по рассматриваемой теме  очень мало. Отметить следует работу М.Ю. Горожанина, посвященную изучению истории Православной Церкви на Северном Кавказе и совместный труд Е.А. Савенко, С.Н. Савенко «Вопросы историографии православного христианства на Северном Кавказе в середине  XVIII – начале XX в.», в котором рассматриваются основные этапы истории изучения и историография «восстановления» христианства на Северном Кавказе в середине XVIII – начале XX вв., приведена библиография по теме. (21)  

Оценивая современный этап изучения истории миссионерской деятельности РЦП и такого ее направления как «восстановление христианства» на Cеверном  Кавказе во второй половине XVIII - начале XX вв., нужно отметить, что в большинстве работ деятельность по восстановлению православия в регионе рассматривается в общем, без акцентов на специфику в разные исторические периоды. Основное внимание авторы уделяют политическому и административному аспекту, по-прежнему в поле зрения исследователей - развитие письменности и духовного образования местных народов, менее исследуются культурные аспекты, в частности, идеи, проекты и формы «восстановления христианства», историко-культурный потенциал миссионерства и его результаты. 

На повестке дня стоят и исследования религиозной политики в регионе в дореволюционный период. К результативности религиозной политики Российской государства на Северном Кавказе следует подходить комплексно, рассматривая ее в широком контексте. Ведь она была тесным образом связана с другими направлениями внутренней политики, в первую очередь с социально-экономическим. При таком подходе выявляются противоречивые, неоднозначные итоги и последствия, в том числе и «восстановления христианства». Вообще в плане достижения главной цели – христианизации следует говорить не столько о количественных показателях, сколько о социокультурных последствиях. Смена религиозной идентичности влекла за собой новую культурную идентичность, что в ряде случаев вызывало ситуацию раскола. Необходимо изучать опыт осуществления религиозной политики государства в одном из самых полиэтничных и поликонфессиональных регионов России, на определённых исторических этапах он был эффективен, а продуктивность политики была тем выше, чем дальше она смещалась от нетерпимости в сторону уважительного отношения ко всем конфессиям. Это создавало благоприятную почву для межэтнического, межконфессионального и межкультурного диалога. 

Примечания
 
(1) Савенко Е.А. История восстановления христианства в центральных районах Северного Кавказа в 1742-1917 гг. (идеи, практика, результаты): Автореф. дис. …канд. ист. наук. Краснодар, 2013. С. 15.
(2) Там же. 
(3) Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 
(4) Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах по приказанию русского правительства Юлиусом фон Клапротом, придворным советником Его Величества императора России, членом Академии Санкт-Петербурга и т.д. / пер. с англ. К.А. Мальбахов. Нальчик: Эль-Фа, 2008.  
(5) Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. / ред. и ком. Л. Броссе. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1869. Ч. I-II.
(6) Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / Пер. И.М. Назаровой. М.: Изд. Надыршин, 2005.
(7) Краткий исторический очерк христианства кавказских горцев со времен Св. Апостолов до XIX столетия. Сочинение Генерального Штаба полковника Ракинта. 1862. СПб. / Публ., коммент. В.А. Захарова // Сборник РИО. М.: Русская панорама, 2000. Т. 2 (150). С. 15-38.
(8) Владимир, епископ Ставропольский и Екатеринодарский. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе // Ставропольские епархиальные ведомости (СЕВ). Отдел неофициальный. 1888. № 18-19; Его же: Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Б. Зеленчуку // СЕВ. 1888.  №22, 23, 24; Гатуев А. Христианство в Осетии // Терские ведомости. 1891. № 14-15, 19, 27, 32,234, 36, 42, 46, 47, 48, 51; Беляев И. Русские миссии на окраинах. СПб., 1990; Платонов А.И. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. / Издание Совета Общества. Тифлис, 1910; Никольский С. Ставропольское епархиальное церковно-археологическое общество в первом 10-летии своего существования и деятельности. Ставрополь: Типолитография Т.М. Тимофеева, 1905.   
(9) Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа составленная по преданиям кабардинцев / вступ. ст. и подгот. текста Т.Х. Кумыкова. Нальчик: Эльбрус, 1994; Избранные произведения адыгских просветителей / Сост. Р.Х. Хашхожева.  Нальчик, 1980.
(10) Услар П. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе // Сборник сведений о кавказских горцах (ССоКГ). Тифлис, 1869. Вып. II. С. 1-24; Пфаф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии //  ССоКГ. Тифлис, 1871. Т. I. С. 127-176; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства // Бакрадзе, Д. Кавказ в древних памятниках христианства  // Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией (АКАК). Тифлис, 1873. Т. V. С. 993-1109; 1875. Т. VI. Ч. II. С. 885-905. Тифлис, 1873. Т. V. С. 993-1109; 1875.  Т. VI.  Ч. II.  С. 885-905; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890.  Т. 1-2. Ковалевский, М.М. Очерки этнографии Кавказа // Вестник Европы. 1867. Дек. Т. III.  С. 102-116; Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе // Записки Императорского археологического общества. СПб., 1857. Вып. II.  Т. IX. С. 371-405; Миллер В.Ф. Осетинские этюды: [Репринт]. Владикавказ, 1992 и др. 
(11) Хицунов П. О состоянии некогда бывшего христианства на Кавказе // Кавказ. 1846. № 34-35; Его же: Об остатках древних памятников христианства на северной стороне Кавказа // Сборник газеты «Кавказ», второе полугодие 1847 года.  Тифлис, 1848.  С. 117-119;  Хазаров И. Остатки христианства между закубанскими племенами, прошедшее и нынешнее состояние их нравов и обычаев // Кавказ. 1846. № 40 (5 окт.) С. 159-161; Айналов Д. Некоторые христианские памятники Кавказа.  М., 1895; Архангельский П.В. Справочная книжка по Ставропольской епархии. Ставрополь: Тип. Ставропольского губ. правл., 1889; Его же: Справочная книжка монастырям, пустыням, настоятелям, настоятельницам оных, благочинным, благочинническим округам, соборам, церквям, городам, селениям, станицам, поселкам, хуторам и местечкам Кавказской епархии, составленная столоначальником Кавказской духовной консистории П. Архангельским. Ставрополь: Тип. Т.М. Тимофеева, 1896; Архипов А.П. О древнем христианском храме, находящемся близ слияния рек Теберды и Кубани, на границе Большой Кабарды  // Кавказ. 1852.  №24. 12 апр.; Дьячков-Тарасов А.Н. Сентинский храм и его фрески с приложением автотипий и фотохемиграфий  // Куб. сб. – Екатеринодар, 1899.  Т. V.  Отд. 7.  С. 1-9; Отд. 8.  С. 1-7; Прозрителев Г.Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе. Ставрополь: Тип. наследников Берка, 1906; Ермоленко М.И. Древние храмы близ Нальчика и мумии балкарских могильников Терской области. Ставрополь: Тип. губ. правл., 1911; Его же: Памятники древнего христианства на Кавказе  // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии (СУАК). – Ставрополь, 1912. Вып. V. Отд. II; Владимиров И.А. Древний христианский храм близ аула Сенты в Кубанской области // Известия Императорской Археологической комиссии (ИАК). СПб., 1902.  Вып. 4. С. 1-14; Его же: Развалины старинного храма близ речки Амгаты // ИАК. СПб., 1901.  Вып. 1. С. 104-106 и др.
(12) Никольский С. Указатель статей неофициальной части Кавказских – Ставропольских епархиальных ведомостей за 35-летний период времени их издания: 1873-1907 годы.  Ставрополь: Типолитография Т.М. Тимофеева, 1907. Периодические издания Ставропольского края: 1850-1916 гг.: Библиографический указатель / Ставропольская гос. краевая универсальная науч. б-ка им. М.Ю. Лермонтова; сост. Т.И. Фунтикова. Ставрополь, 1988. Попов, И.Г. Систематический указатель содержания «Владикавказских епархиальных ведомостей» за шесть лет их издания (1895-1900 гг.). Владикавказ, 1904; Раздорский А.И. Справочные издания епархий Русской Православной Церкви (1861-1915). Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2002; Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Сост. Л.А. Чибиров. – Владикавказ: Ир, 2006. и др. 
(13) См.: По предложению Наместника Кавказского об учреждении Общества восстановления православия на Кавказе. Тифлис, 1858; Записки Василия Антоновича Инсарского // Русская старина. 1894. № 1-6, 12. 1895. № 1-9. 1897. № 9-12. 1898. № 1-3. 1904. № 8-12. 1905. №1. 1906. № 1, 5. 1907. № 1, 3,  6.
(14) О действиях Высочайше утвержденного Общества восстановления православного христианства на Кавказе. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1862; Лилов А.И. Деятельность общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1870 г. Тифлис, 1872; Отчет общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1890 год. Тифлис: Типография канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе , 1891; Каллистов Н. Краткая историческая записка об Обществе восстановления православного христианства на Кавказе // Духовный вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1891. № 7 и др.
(15) Знаменский П.В. Учебное руководство к русской церковной истории. Казань: Университетская типография, 1870; Коменский И., протоиерей. Обращение осетин в христианство в XVIII веке // Труды V Археологического съезда в тифлисе.1881. / Под ред. графини П.С. Уваровой. М.: Типография А.И. Мамонтова и К, 1887. С. 140-145 и др.  
(16) Алборов Б.А. Первая печатная осетинская книга (К 130-летию осетинской письменности) // Некоторые вопросы осетинской филологии: стать и исследования об осетинском языке и фольклоре. Орджоникидзе: Ир,1979. С. 12-36; Скитский Б. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года. М., 1948; Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII – 30-е гг. XIX в.). Орджоникидзе: Ир,1970. С. 73-127; Калоев Б.А. В.Ф. Миллер – кавказовед (исследования и материалы). Орджоникидзе: Сев.- Осетинское кн. изд-во, 1963 и др.  
(17) Русское православие: вехи истории /Науч. ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989.
(18) Раздольский С.А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном Кавказе в XIX – начале XX веков: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Краснодар, 1997; Цимцба А. Л. Деятельность Абхазской миссии Общества восстановления православного христианства на Кавказе: исторические условия методы и формы работы: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2001; Паршина Н.В. Влияние русского православия на исторические процессы в Северокавказском регионе (XVIII-XIX вв.): Автореф. дис. … канд. ист. наук. Пятигорск, 2002; Дзанагова Л.В. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа ХVIII - начало XX вв.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003; Мамиев М. Э. Православное христианство в позднесредневековой Осетии (Аланская традиция): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2004; Данилюк М. Ю. Роль Русской Православной Церкви в политике России в Дагестане во второй половине XVIII - начале XX века: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2008; Наскидаева Е.Х. Конфессиональная политика России в горских обществах Центрального Кавказа (вторая половина XVIII – начала XX вв.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2011; Савенко Е.А. История восстановления христианства в центральных районах Северного Кавказа в 1742-1917 гг. (идеи, практика, результаты): Автореф. дис. …канд. ист. наук. Краснодар, 2013 и др.
(19) Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Пятигорск-Москва, 1992. 
(20) См.: Историография и источниковедение истории Северного Кавказа (вторая половина XVIII – первая треть XX в.): Библиографический указатель. Предварительный список: В 2 ч. / Авт.-сост., предисл. и примеч. М.Е. Колесникова; науч. ред. М.П. Мохначева.  Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. Ч. 1- 2.
(21) Горожанин М.Ю. Изучение истории Православной Церкви на Северном Кавказе: основные этапы и их специфика // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа. Материалы IV Свято-Игнатьевских чтений. г. Ставрополь, 11-12 мая 2011 г. Ставрополь: Издательский центр СтПДС, 2012. Вып. II. С. 88-104; Савенко Е.А., Савенко С.Н. Вопросы историографии православного христианства на Северном Кавказе в середине  XVIII – начале XX в. Ставрополь: Графа, 2013.

Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской  общественной организации Общество «Знание» 

историография Кавказ Общество «Знание» православие Россия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info