РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УБРАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Публикации | Яна АМЕЛИНА | 07.07.2015 | 14:25
Уличные протесты в Ереване сошли на нет. Но это не значит, что то же самое можно сказать и про проблемы, их вызвавшие
Вчера ереванская полиция разблокировала проспект Баграмяна. Две недели важная транспортная артерия была перекрыта горожанами, протестующими против повышения тарифов на электроэнергию на 17%. Вчерашним вечером координатор протестов Давид Санасарян выдвинул ультиматум властям: если требования протестующих не будут выполнены, они начнут акцию «Шаг вперед», ежедневно продвигая свою карикатурную «баррикаду» из мусорных баков в направлении президентского дворца. Массового отклика это не вызвало. Днем на проезжей части, где неделей раньше собиралось до десяти тысяч человек, осталось всего с полсотни активистов. Они были задержаны. Сделать даже шаг вперед не удалось.
Давид Санасарян на Майдане. Фото: личная страница в Facebook
Первоначально участники акции выдвигали лишь экономические требования. Однако к концу первой недели противостояния с полицией обозначилась четкая политическая составляющая, что привело к расколу протестующих на два лагеря. Первый — это те, кого действительно беспокоили именно тарифы, они ушли на площадь Свободы, после чего рассеялись. Представители второго остались на Баграмяна требовать безоговорочной отмены повышения тарифов на электроэнергию, пересмотра установленных в прошлом году тарифов в сторону понижения и уголовного наказания полицейских, применивших силу в ходе разгона акции водометами 23 июня (отметим, никто не пострадал).
Именно тогда там и появились деятели вроде вышеупомянутого Санасаряна. Даже беглый анализ его страницы в Facebook показывает, что этот «гражданский активист», также известный как пресс-секретарь прозападной партии «Наследие», — классический образец «майданщика», подготовленного по западному образцу. Фотографии с украинскими флагами на митинге у Белого дома (молодой человек учился в США), рядом со Збигневом Бжезинским и экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили изобличают пристрастия Давида Санасаряна лучше тысячи слов.
По всей видимости, подобная неаккуратность полностью закроет ему возможности политической карьеры в Армении или существенно ее затруднит: Саакашвили, Майдан, откровенно антироссийская направленность тут явно не в моде. Однако появление подобных персонажей во главе акции на Баграмяна ясно демонстрирует, какие именно силы попытались оседлать справедливый уличный протест. Лишь грамотная и слаженная работа противостоящих им гражданских активистов (на этот раз настоящих), осознающих крайнюю опасность раскачивания самого здания армянской государственности и парировавших провокационные лозунги призывами национализировать стратегически важные отрасли и словами «Это — не Майдан, это — маршал Баграмян!», не дала реализовать деструктивный сценарий.
Впрочем, власти тоже умело удерживали ситуацию под контролем, избегая силовых действий, за исключением разгона 23 июня. Перелом в настроениях протестующих произошел после решения о проведении независимого аудита деятельности компании «Электрические сети Армении» (дочерней структуры «Интер РАО ЕЭС»), инициированного президентом Армении Сержем Саркисяном. Пока он не завершится, люди будут платить по старым тарифам. Решение принято еще 26 июня, однако политизированной части протестующих этого оказалось мало.
Демонстранты с плакатом «Мы за мирный протест» во время акции протеста против повышения цен на электроэнергию в Ереване. Фото: Karo Sahakyan / PAN Photo / AP
Затем последовали сообщения о выделении Россией Армении кредита на сумму $200 млн на приобретение современного вооружения, а также о передаче дела Пермякова (военнослужащий 102-й российской военной базы в Гюмри, обвиняемый в зверском немотивированном убийстве армянской семьи из шести человек, включая грудного ребенка) в армянскую юрисдикцию. Москва, осознавая, что немалая доля ответственности за происходящее лежит на «эффективных менеджерах» частично российской компании, поспешила сделать шаги навстречу стратегическому союзнику.
Теперь, когда уличный этап протестов завершился, самое время подвести промежуточные итоги, ответив на главный вопрос: в каком состоянии находятся российско-армянские отношения на современном этапе? Эта важная тема обсуждалась на состоявшемся на прошлой неделе в Ереване круглом столе «Геополитика Большого Кавказа: армянское измерение». Его участники, среди которых были известные политические и общественные деятели, представители экспертного сообщества и прессы, а также организаторов мероприятия — Кавказского и Ереванского геополитических клубов, сошлись во мнении, что, хотя российско-армянские отношения носят исторически обусловленный стратегический и партнерский характер, их омрачает целый ряд проблем. И если некоторые из них сиюминутны и легко разрешимы, то другие куда более серьезны и в перспективе способны существенно осложнить ситуацию. При этом вопросы «эффективного менеджмента» хотя и вызывают много шума, но относятся как раз к первой категории.
Важнейшей проблемой остается наполнение евразийской интеграции реальным содержанием. Необходимо не на словах, а на деле показать экономическую привлекательность вступления Армении в Евразийский союз. Пока же за полгода нахождения в ЕЭАС страна получила лишь повышение тарифов (в отличие от Грузии, сложные отношения которой с РФ общеизвестны) да массированное вхождение на внутренний рынок российских товаров, объемы которых способны в короткий срок подкосить местных производителей. Кстати, полки армянских магазинов ломятся под грузом собственных товаров, от мяса и чая до всевозможных молочных продуктов и разнообразных консервов.
Помимо экономической, очевидна необходимость политической и геополитической составляющей Евразийского союза, о чем до сих пор стыдливо умалчивается. Между тем армянские эксперты обеспокоены заявлениями некоторых московских коллег о возможном переносе центра тяжести российской политики в Закавказье с Армении на Азербайджан. Безусловно, что-то было сказано сгоряча, однако отрицать наличие в РФ мощного азербайджанского лобби, в распоряжении которого как экспертные, так и медиавозможности, нельзя.
Несмотря на то что большинство армян относится к России не просто как к стратегическому партнеру, но как к действительно братскому государству, около четверти населения страны придерживается, скорее, прозападных взглядов. Наиболее распространены эти настроения в молодежной среде. Армянские эксперты предупреждали, что и в этом случае речь не идет об откровенно антироссийских позициях, однако долгосрочная тенденция в изменении общественных настроений налицо. Московские заявления в духе «куда вы от нас денетесь» тоже не добавляют привлекательности евразийскому выбору.
На этом фоне особенно важно серьезное и вдумчивое информационное сопровождение российской политики в Армении и в регионе в целом. К сожалению, разговоры об этом велись в Ереване еще пятнадцать лет назад, а воз, как говорится, и ныне там. Открывая новые информационные проекты (в частности, армянский «Спутник»), российская сторона по непонятной причине — это трудно объяснить простым сокращением расходов — одновременно настаивает на закрытии ИА «Новости-Армения», недавно отпраздновавшего десятилетний юбилей успешной деятельности. И это при том, что прозападные и откровенно антироссийские информационные проекты открываются чуть ли не каждый месяц, причем их иностранным спонсорам отнюдь не кажется, что таковых слишком много.
Если же внимание всем этим вопросам по-прежнему будет уделяться по остаточному принципу, в обозримой перспективе, возможно, еще до конца текущего года, в Армении не исключены новые протесты. Поводом для них станут очередные тарифы, например на российский газ, а может быть, далеко не только они. Учитывая, что прозападные уличные активисты наверняка сделают выводы из своих ошибок, не исключено выдвижение политических требований, носящих уже откровенно антироссийский характер, — о выходе Армении из ЕАЭС или выводе российской военной базы. Они, безусловно, не будут отражать настроений и одного процента армян, подавляющее большинство которых убеждено в необходимости евразийской интеграции и стратегической важности 102-й базы как гаранта армянской государственности, но подобные неадекватные требования, судя по всему, на подходе. Информационная подготовка к этому, как мы уже писали, ведется давно и планомерно. Изменение политики на армянском направлении в сторону большего учета интересов нашего стратегического партнера и союзника — в национальных интересах как Армении, так и России.
По материалам: Русская Планета
Армения политика и право Россия