МОЛЕНИЕ РОДА ДЖОПУА В СЕЛЕ ЧЛОУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Аркадий ДЖОПУА | 21.12.2015 | 18:03
Моление фамилии Джопуа ежегодно проходит на святилище Джахашкиар, расположенном на одном из холмов в окрестностях селения Члоу, и ведет свое происхождение от одноименной аныхи (святыни), находящейся на горе Адагуа (на русских картах – «Сахарная голова») рядом со входом в Кодорское ущелье. Согласно фамильным преданиям, четверо братьев Джопуа, спасаясь от кровной мести, были вынуждены оставить родной Цабал и искать новое место проживания. При этом каждый из братьев уносил с собой долю фамильной аныхи. Мы не можем сказать точно, что именно было взято ими в качестве доли святилища, но сама эта процедура, в ходе которой создавалась новая, дочерняя аныха, в абхазской культовой практике хорошо известна.
Уйдя из Цабала, старший из братьев поселился в поселке Аймара селения Члоу. Другой брат поселился в селе Адзюбжа, видоизменив свою фамилию на Допуа, и сегодня проживают в этом селе. Между этими двумя фамилиями не разрешается заключать брачные союзы, и до недавнего времени это четко соблюдалось. Нарушившие недавно этот устный уговор молодые получили осуждение со стороны родственников старшего поколения, но никаких мер против этого не предпринималось. У любого информатора из родов Джопуа и Допуа существует четкое представление о том, что между представителями этих фамилий браки не допустимы. Одновременно Допуавцы считают свою фамилию самостоятельной и в то же время признают, что Джобаавцы, которые проживают в современной юго-восточной Абхазии, Джапуевы, проживающие в Кабардино-Балкарии, Джопуа из района Хашупсы, Гагрского района современной Абхазии имеют единые фамильные корни. Отрадно отметить, что некоторые представители этих фамилий стали возвращаться на древнеабхазские земли на постоянное место жительство.
На красивом холме, внешне напоминавшем гору Адагуа, было выбрано новое место моления. Следует заметить, что на это место не претендуют представители других фамилий, что может быть интерпретировано как выбор исконно священного пространства рода Джопуа. Святилище представляет собой небольшую поляну на вершине холма, в центре которой находится каштановый стол с положенными сбоку на земле длинными бревнами-сиденьями. По воспоминаниям представителей старшего поколения, сценарий моления в одной из ранних своих редакций выглядел следующим образом. Согласно устоявшейся традиции, за несколько дней до Пасхи молодежь под руководством жреца расчищала холм и единственную ведущую к святилищу тропу.
По обычаю в день Пасхи представители фамилии Джопуа, а также представители фамилий, проживающих в поселке Аймара, поднимаются на поляну. От каждой семьи принято приносить на святилище по одному ачашъ (хлеб, начинённый сыром) и свечу, которую поныне изготавливают в домашних условиях. До моления ответственный за «чистое» (т.е. приготовленное без использования сахара) вино брал свой стакан и передавал его тому, кто должен на следующий год обеспечить вином всех собравшихся на моленье. Им по устоявшейся традиции избирался молодой человек. По мере того, как народ собирался на поляне, переходили к молению. Все принесенные свечи жрец собирал в один пучок, точно так же, как и сырный хлеб ачашъ, который складывали в единую стопку на столе. Жрец, держа свечи, молился Верховному Богу (Анча) об увеличении численности Джопуа, о благополучии членов фамилии и неусыпном божьем покровительстве над ними. Представители средних и старших возрастных групп во время молитвы стояли, обратившись лицом на восток, в полный рост. Молодые люди и дети стояли на коленях. Члены других фамилий в молении не участвовали, держась в некотором отдалении, хотя после завершения ритуала они обязательно делили трапезу с представителями фамилии Джопуа. После моления жреца несколько человек из числа молодежи подбегали к столу и, выхватив из общей стопки по одному ачашъ, пытались скрыться, убегая вниз по тропе или даже прыгая с откоса холма. В среде участников моления заранее выбиралась группа, в задачу которой входило препятствовать «расхищению» ачашъ и преследовать похитителей. При этом одному-двум «похитителям» давали возможность уйти с добычей, но только если они не были представителями чужой фамилии: в этом случае их обязательно следовало задержать, а если это не удавалось сделать на месте, то отыскать, где бы они не находились, и привести на поляну. Семантика выше рассмотренных действий достаточно прозрачна и связана с перераспределением долей общего фонда благополучия на главном фамильном ритуале. Завершающей фазой обряда было коллективное исполнение танца, для чего мужчины старшего возраста выстраивались за держащим зажженную свечу жрецом в затылок друг другу. Касаясь рукой спины впереди стоящего и высоко поднимая в такт ритму танца согнутую в колене ногу, участники танца неспешно совершали три круга вокруг стола, скандируя хором: «Гьаргьаласа- о-хо-хо». В настоящее время сложно установить этимологию этого слова, но мелодия сопровождает ритуальное шествие вокруг стола. В ритуале участвуют только мужчины среднего и пожилого возраста. Отметим, что практика исполнения абхазами хоровода во время важнейших событий в жизни общества была зафиксирована еще в с середины XIXвека. Согласно более ранней традиции, по сообщению информаторов-долгожителей из рода Джопуа, вино на территории святилища не пили, поэтому после исполнения ритуального танца все спускались вниз, где и проходило пиршество. К столу подавали только национальная еда, в основном холодные закуски, хотя моление проводили в день пасхи, но крашеные яйца к столу не подавались. Тем не мене, все однофамильцы к Пасхе красят яйца, и отмечают этот праздник. Во время проведения моления собираются однофамильцы, которые поддерживают разные религии, здесь встречаются и за стол садятся правоверные мусульмане, крещеные христиане, и те, кто считает себя носителем традиционной культуры. Их всех объединяет кодекс абхазов Апсуара.
Первый тост произносил жрец, независимо от того, что среди собравшихся могли находиться люди старше его по возрасту. В последние годы возобладало правило устраивать пиршество непосредственно на поляне. Здесь же мужчинами старшей возрастной категории обсуждались все значительные события в жизни фамилии, случившиеся за истекший год, принимались важные решения и строились планы на будущее.
После того, как пиршество заканчивалось, его участники спускались к подножью холма, где организовывались традиционные абхазские игры с состязаниями, в том числе аимцакиача (игра в мяч, жесткость правил которой позволяет отнести ее к категории военно-спортивных состязаний). Участники аимцакиача разбивались на две команды, при этом одна комплектовалась из представителей фамилии Джопуа, а вторая из других фамилий, проживающих в Аймаре. Так же проводили в древности и сегодня возрождаются старинные абхазские игры, такие как ахахурпара (метание камня), абхазская борьба (бгарцахьы аикупара), бег на разные дистанции, прыжки в длину, хылпахас и т.д. Целый день народ развлекается, говорят только о добром, рядом с Аныхой не допускалось спорить, сквернословить.
Ежегодное моление в роду Джопуа проводилось с незапамятных времен. Не прерывалось оно и при Советской власти, когда такие мероприятия не приветствовалось. Жрец всегда имел особый статус в обществе, его приглашают на различные сходы, связанные с решением разных проблем однофамильцев, и не только.
Эти традиции находят поощрение и поддержку, в том числе и у молодежи рода Джопуа, а так же у представителей других фамилий и родов, и имеют большое будущее.
ДЖОПУА Аркадий Иванович - кандидат исторических наук, директор национального музея Республики Абхазия
Источник: Сакральное пространство в современной культуре абхазов и адыгов. Материалы Круглого стола. Майкоп, 20 сентября 2013 г. / Редактор-составитель А.Н. Соколова. Майкоп: изд-во «Магарин О.Г.», 2013. – 104 с., илл.
Абхазия святилища традиционализм