На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Алексей ЧИЧКИН | 10.03.2016 | 23:11

Задачи социально-экономического развития Северно-Кавказского федерального округа, необходимость решения вопросов импортозамещения предполагают внимание к некоторым традиционным отраслям народного хозяйства, переживавшим в последние десятилетия серьёзный упадок в силу ряда объективных и субъективных причин. В частности, речь идёт о хлопководстве, вполне успешно развивавшемся, в частности, в 1930-е – 1940-е годы в ряде регионов Кавказа – как Северного, так и нынешнего Южного (бывшего советского Закавказья). Значение текстильной и смежных отраслей в промышленности страны обусловлена зависимостью жизнеобеспечения населения, хозяйственного комплекса, а также обороны страны (напомним, в 2015-2016 г. на южном направлении состоялось несколько крупных военных учений) в вещевом имуществе и в изделиях медицинского и военного назначения, что непосредственно связано и с экономической безопасностью страны (1).

Таблица

Посевные площади хлопчатника на юге РСФСР в 1940 году (2)

Согласно экспертным оценкам минсельхозов Ставрополья и Дагестана (2015-2016 гг.), в случае реализации совместных программ восстановления и развития хлопководства включая местные хлопко-текстильные предприятия, совокупный валовой продукт каждого из этих регионов увеличится минимум на 10 %. Одновременно данная отрасль обеспечит занятость до 20-30 тысяч человек среднего и старшего (от 45 лет) трудоспособного возраста  в хлопководческих районах Ставрополья и Дагестана – с учетом занятых на восстановлении и развитии в тех же районах почвозащитных лесополос, повышающих продуктивность хлопководства и остальных подотраслей орошаемого земледелия. В основном речь идёт о восточных, юго-восточных районах края (Буденновский, Нефтекумский), сопредельных с ним районах Дагестана, примыкающих к нижнему течению и к дельте Терека (Ногайский, Кизлярский, Бабаюртовский), а также о некоторых местностях к югу и юго-западу от Махачкалы.

Специалисты хлопководческой отрасли работали в данных регионах до середины 1960-х годов – до тех пор, когда союзные ведомства решили обеспечивать текстильные предприятия РСФСР хлопоком-сырцом и его полуфабрикатами почти исключительно из Средней Азии. Но узколокальные хлопкохозяйства на Северном Кавказе (а также в Астраханской области и Калмыкии) сохранялись до середины 1970-х годов.

Высокая безработица и социальная необустроенность населения в сопредельных районах Ставрополья и особенно Дагестана является одной из наиболее острых проблем на Северном Кавказе. Так, по данным администрации Ногайского района Дагестана (2015 г.), «в районе сохраняется относительно высокий уровень безработицы, обусловленный опережающим ростом трудовых ресурсов и отсутствием необходимого количества постоянных рабочих мест. Уровень официально зарегистрированной безработицы в 2014 году, определяемый по методологии МОТ (Международной организации труда – Прим. ред.) – 53,0 %». По данным правительства Дагестана, соответствующий показатель в сопредельных Бабаюртовском и Кизлярском районах (тоже соседних со Ставропольем) – не ниже 16 % (в каждом), причем только за 2007-2011 г. этот показатель возрос почти вдвое. А по данным администрации Нефтекумского района Ставрополья, уровень безработицы в этом районе по методологии МОТ достигает 20 %. При этом во всех обозначенных районах доля лиц старших возрастов в безработице – не меньше 40 %. 

В этой связи, изменить ситуацию в лучшую сторону помогут реанимация хлопководства и, в более широком контексте, индустриализация орошаемого земледелия в вышеупомянутых районах Дагестана и Ставрополья. Между тем, нынешнее состояние бассейна Терека, особенно его нижнего течения с дельтой (прежде всего это обмеление и засоленность), и недостаточное финансово-техническое обеспечение хлопководства на Ставрополье – главные факторы, сдерживающие реализацию экономических и социальных выгод, обусловленных «ренессансом» возрождения и развития хлопководства на Северном Кавказе. В то же время, идентичность почвенных и экономико-географических условий для хлопководства в сопредельных и других упомянутых районах Ставрополья и Дагестана, в сочетании с географическим расположением имеющихся (требующих реконструкции) и проектов новых оросительных сетей здесь же – это факторы в пользу совместной ставропольско-дагестанской программы восстановления и развития хлопководства. Соответствующее предложение было выдвинуто Ставропольским крайкомом партии еще в конце 1960-х, однако тогда оно так и «увязло» в многочисленных согласованиях и уточнениях в союзных ведомствах...

Что касается экономических возможностей дельты и нижнего течения Терека, соответствующие  возможности по её развитию оценивались в 1952 году следующим образом: «...Дельта Терека, расположенная в области полупустынного климата, с обильной солнечной радиацией в вегетационный период, имеет большие возможности для дальнейшего развития орошаемого земледелия. Благоприятствуют этому сравнительно равномерный сток реки в летний период и значительная приподнятость дельтовых русел над окрестной местностью, что позволяет дать необходимые скорости течению в магистральных оросительных каналах. Планомерные мероприятия по рассолению засоленных участков почв здесь облегчены глубоким залеганием зеркала грунтовых вод. В ближайшие годы здесь еще более широко разовьется орошаемое земледелие, включающее, например, культуры риса и ценных сортов винограда» (И.В. Самойлов. «Устья рек», М. Географгиз. 1952 г.).

Именно в этом районе Северного Кавказа к концу 1950-х годов планировалось создать, выражаясь современной терминологией, крупный кластер хлопководства, виноградарства, рисоводства и рыбопромысла, с частичной либо полной переработкой данных видов сельскохозяйственного сырья. Вопрос научно-технического обеспечения местного хлопководства предполагалось решить при помощи Прикумской опытно-селекционной станции (вблизи ставропольского Буденновска). А вдоль околокаспийских рукавов Терека и по течению Кумы были запланированы протяжённые почвозащитные полосы, увеличивающие содержание почвенной влаги, препятствующие засухам, и, соответственно, стимулирующие естественное плодородие прилегающих почв. Но те и другие работы были здесь прекращены уже в 1955 году.

Тем не менее, Прикумская опытно-селекционная станция сохранилась. Здесь опытным путём возделываются прежние и новые сорта хлопка. ЗАО СХП «Русь» Буденновского района с участием этой же станции в конце 2015 года завершило начатые годом ранее опытные работы по выращиванию хлопка. В целях реализации проекта в республику были приглашены специалисты с опытом работы в Австралии, Испании, Туркменистане. В рамках эксперимента было посажено пробных 4 гектара хлопка, и на уровне дагестанского правительства он был признан удачным. «Хлопок в Дагестане может расти, может давать хороший урожай, это всё рентабельно и этот инвестиционный проект имеет право на жизнь», - говорит заместитель председателя Правительства Республики Дагестан Абусупьян Хархаров (3).

По данным краевого Минсельхоза (февраль 2016 г.), «появление в регионе предприятия, которое решило заняться возделыванием этой сложной культуры, даёт возможность Ставрополью снова стать центром хлопководства России. По мнению специалистов предприятия, выращивание культуры рентабельно для края, с сопровождающим социальным эффектом. Поэтому решено расширить в крае (Буденновский и соседний Нефтекумский районы – прим. авт.) посевные площади под хлопком с 3 до 5 тысяч га ежегодно, а также развивать системы орошения, инфраструктуры, переработки хлопка от первичной до конечной стадии».

Важно отметить, что в этот район уже поступила техника для сева, культивации и уборки хлопка производства Минского тракторного завода (Белоруссия). 

В свою очередь, правительство Дагестана недавно одобрило программу НИОКР по возделыванию хлопка в вышеупомянутых районах республики. По имеющимся оценкам, комплексное восстановление этой отрасли обеспечит стабильную занятость до 25-30 % общего числа безработных в тех же районах, в том числе до 40 % этого социального слоя составят лица не моложе 45 лет.

Адаптированные сорта дагестанского, а также астраханского, ставропольского и северо-осетинского (моздокского) хлопка в 1950-х – начале 1960-х успешно выращивали в Молдавии и Крыму, а также в Венгрии, Румынии, Албании. Однако хлопководство в Дагестане было директивно «отменено» раньше, чем в Ставрополье – т.е. в середине 1950-х годов... 

Вопросы обеспечения российской текстильной и лёгкой промышленности трудовыми ресурсами и высококвалифицированными кадрами постоянно присутствуют в тематической повестке ряда форумов в рамках Деловой программы «Российской недели текстильной и легкой промышленности», состоявшейся 24-26 февраля 2016 года. Прежде всего – в ходе Круглого стола «Проблемы и перспективы развития кадрового потенциала отрасли» (25 февраля). Вероятно, эти вопросы будут обсуждаться применительно и к южнороссийскому хлопководству. Его возрождение не только позволит решить проблему безработицы, но и избавит Российскую Федерацию от зависимости в этом чувствительном вопросе от хлопкопроизводящих стран СНГ и «дальнего зарубежья», что весьма важно в условиях нарастающей турбулентности в международных политических и торгово-экономических отношениях.

Примечания

(1) Абалдов А.Н., Васильева Т.В. Исторический опыт возрождения хлопководства на Юге России // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2008. Т. 12. № 3. С. 9-11.
(2) Там же.
(3) В Дагестане разработают инвестиционный проект «Хлопок» // http://www.rgvktv.ru/ekonomika/23651

Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России» 

грант-2016 Дагестан Кавказ Россия Ставропольский край экономика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info