На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В РОССИИ

Публикации | Александр СКАКОВ | 18.06.2016 | 19:57

Азербайджанцы Дагестана и азербайджанская диаспора в других регионах России в перспективе могут стать надежным связующим звеном между нашими странами, считает Александр Скаков

Уверен, что бесценным богатством и конкурентным преимуществом современной России является ее многонациональность, поликультурность, поликонфессиональность. В отличие от многих других стран России удалось сохранить это многообразие, избежав превращения как в "плавильный котел", в котором исчезают самобытные культуры, так и в "тюрьму народов".

Уверен и в том, что дурную службу России оказали распространенные в 1990-х – начале 2000-х гг. не имеющие ничего общего с реальностью термины "лицо кавказской национальности", "кавказец" и так далее. 

Кавказ многолик и столь же многообразен и многонационален, сколь и Россия. Это целый мир, сложный и противоречивый, с богатой историей и культурой, с различными языками и религиями, с давней традицией диалога цивилизаций. Его нельзя отнести ни к Востоку, ни к Западу, это мост между континентами, коридор для коммуникаций и обмена.

"Восточное лицо" Кавказа представлено Азербайджаном и азербайджанцами, хотя и сама эта страна также многолика и полиэтнична. Заметными общинами в Северном Азербайджане представлены говорящие на нахско-дагестанских языках лезгины, аварцы, рутульцы, цахуры, а в Южном Азербайджане – ираноязычные талыши. Поэтому, конечно, не всякого приехавшего в Россию гражданина АР можно смело назвать "этническим азербайджанцем".

Азербайджанцы как коренной народ России

Азербайджанское национальное меньшинство в Российской Федерации насчитывает многовековую историю и занимает значимое место в полиэтничной российской культуре и истории. И если для живущих здесь, пусть и столетиями, грузин и армян, российская земля не может считаться исторической родиной, то азербайджанцы, как бы это кому-то не показалось странным, с полным правом могут называть себя коренным народом Российской Федерации. 

Дело в том, и об этом часто забывают, что азербайджанцы Дагестана вполне официально отнесены к титульным, или коренным народам этой российской республики. Есть утвержденный постановлением Госсовета РД "О коренных малочисленных народах Республики Дагестан" (от 18 октября 2000 г.) список из 14 этносов, в который, кроме вполне себе многочисленных аварцев (по переписи 2010 г. их в республике проживает 850 тыс. человек), даргинцев (490,4 тыс.), кумыков (431,7 тыс.), лезгин (385,2 тыс.) и русских (104 тыс.), входят и азербайджанцы.

Список этот, не охватывающий, конечно, все этническое многообразие Дагестана, сложился еще в советское время. И странно, конечно, что такие народы, как русские и азербайджанцы, были названы в этом постановлении "малочисленными".

В городах Дагестана в течение досоветского периода и по переписи 1926 г.  фиксировались, как правило, «мусульмане», или же "татары", "тюрки", "азербайджанские татары", "закавказские татары". 

До революции 1917 г. в Дербенте "мусульмане" (горцы там практически отсутствовали) составляли две трети населения. В двух других дагестанских городах, Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) и Порт-Петровске (ныне Махачкала), азербайджанцы являлись второй по численности этнической группой – после русских.

По переписи 1939 г. азербайджанцев в Дагестане насчитывалось 31 200 человек, переписи 1970 г. – 54 403 чел., переписи 2004 г. – 111 656 чел.     

В настоящее время на территории Дагестана (преимущественно южного, вокруг и южнее Дербента) насчитывается 130 919 азербайджанцев (2010 г).

Дербент считается основным историческим центром азербайджанцев в России. В 2010 г. в городе их проживало более 32% (38 523 чел.). В настоящее время здесь отмечается рост численности лезгин (40 188 чел. в 2010 г.), табасаранцев (18 839 чел.), даргинцев (6692 чел.). Этот процесс связан с миграцией в город сельского населения. Дербент становится более многоликим, но не встанет ли перед ним угроза потери своего исторического лица? 

Как считать будем?

Столь любимые экспертами и журналистами оценочные данные по численности азербайджанцев в России и данные переписей населения РФ 2002 и 2010 гг. абсолютно противоречат друг другу.

Несомненно, что эпоха развала СССР привела к резкому росту численности азербайджанской диаспоры в России, она увеличилась с 335 889 чел. в 1989 г. до 621 840 чел. в 2002-м.

При этом сохранила свою остроту проблема, характерная еще для советского периода: резкое (ранее почти двукратное) превышение численности мужского населения. В 1989 г. на 221 500 мужчин-азербайджанцев в РФ приходилось 114 389 азербайджанок. В 2002 г. соотношение составляло 386 776 мужчин и 235 064 женщин, в 2010 г. – 358 777 мужчин и 244 293 женщин. Связано это с тем, что еще в советский период были широко распространены смешанные браки, когда азербайджанцы женились на русских женщинах. Кроме того, значительное число мужчин – выходцев из Азербайджанской ССР работало в крупных городах и на нефтяных разработках Сибири, некоторые из них потом возвращались на родину предков, но многие оставались "на северах" навсегда. 

Эксперты, однако, приводят совсем иные цифры численности этнических азербайджанцев в России. По наиболее завышенным данным, в РФ  проживает 3 млн. 620 тыс. азербайджанцев, из них в Москве – 1 млн. 890 тыс. человек. Существуют и откровенные мифы, предполагающие, что к 2016 г. число азербайджанцев в России может возрасти до 10 млн. чел.

По более скромным подсчетам, численность азербайджанцев в России ограничивается «до 3 млн.», или около 2-2,5 млн. Из этих 2 млн. вроде бы около 1,5 млн. (по другим оценкам, до 800 тыс.) осело в Москве.

С другой стороны, кроме информации переписей, мы имеем и данные Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ, по которым на июль 2015 г. в стране находилось всего 552 593 гражданина Азербайджана. Близкие данные приводил и президент Азербайджана Ильхам Алиев в декабре 2006 года: он назвал порядка 450 тыс. граждан республики, проживающих во всех иных странах, включая Россию, и 500-600 тыс. азербайджанцев – российских граждан.

Возможно, впрочем, что эти данные являются несколько заниженными и истина, как обычно, лежит посередине. 

За время, прошедшее с переписи 2002 г. до переписи 2010 г., численность азербайджанцев в РФ официально сократилась. В 2002 г. в РФ насчитывалось 621 840 азербайджанцев, в 2010 г. – 603 070 азербайджанцев. Возможно, такое изменение было связано с массовым отъездом азербайджанцев на родину. По данным ФМС, количество въездов из Азербайджана в Россию в 2014 г. уменьшилось на 27,6 %. Социально-экономическая ситуация на родине относительно нормализовалась, появились возможности одинаково комфортно жить как в России, так и в Азербайджане и, соответственно, делать осознанный выбор.

Диаспоры разные

Важно отметить, что азербайджанское национальное меньшинство проживает в большинстве регионов РФ. Не учитывая Дагестан и столичные города (Москва, Санкт-Петербург), крупные азербайджанские общины  имеются на Кубани (Краснодарский край), в Волгоградской области, в Ростовской области, на Ставрополье, в Московской, Самарской, Саратовской, Свердловской и Тюменской областях,  Красноярском крае.

В целом, по мнению специалистов, азербайджанские общины не отличаются высоким уровнем религиозности и вполне лояльны по отношению к власти. 

Потенциальную угрозу, причем как для России, так и для Азербайджана, может представлять ситуация в некоторых регионах Западной Сибири. Именно там азербайджанцы, как и другие выходцы с Кавказа или из Центральной Азии, нередко становятся членами исламских джамаатов, стоящих на позициях радикальных течений в религии (салафизма). Негативным фактором является и признаваемая самими местными азербайджанцами закрытость азербайджанских общин, малое количество межнациональных браков у новых переселенцев-мигрантов (в отличие от, к примеру, азербайджанских лезгин или от поколениями живущих в Сибири азербайджанцев).

Еще один негативный фактор, облегчающий, возможно, властным структурам решение сиюминутных задач, но препятствующий стратегическому планированию – это раздробленность диаспоральных организаций. Зачастую занятые противостоянием друг с другом, региональные диаспоры не в состоянии объединить общину. Они охватывают, как правило, лишь 10-15 % местных азербайджанцев. 

Бывает так (к примеру, в Пермской области), что одна из национальных организаций ориентирована в основном на хорошо укорененных в местном социуме азербайджанцев, образованных и обладающих достатком, хорошо владеющих русским языком. Другая же, напротив, более привлекательна для недавно прибывших иммигрантов, гастарбайтеров и мелких предпринимателей.

Азербайджанцы Дагестана и азербайджанская диаспора в других регионах России в перспективе могут стать надежным связующим звеном между нашими странами, устойчивым гарантом дружбы многонациональной и поликультурной России с многоликим и открытым внешнему миру Азербайджаном.

Александр Скаков, научный сотрудник Института востоковедения РАН, по материалам Sputnik Азербайджан

Фото: Спутник Азербайджан

Азербайджан Дагестан диаспоры Россия этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
24.07.2016

И. Алиев в своем выступлении на саммите в Варшаве высоко оценил «поддержку...

22.07.2016

«Наши западники должны быть искренними и честными и объяснить народу, что ждёт Армению, если она изберёт...

19.07.2016

Мэр Кисловодска Александр КУРБАТОВ: «Я стараюсь выстраивать политику города в таком направлении, чтобы...

11.07.2016

У нас сегодня пять направлений промышленного и сельскохозяйственного развития. Особенно хорошо развивается...

29.06.2016

В работе круглого стола, состоявшегося 25 марта 2016 г. в Институте мировой экономики и международных отношений...

20.06.2016

3 июня на своем очередном заседании Комиссия по внешним связям Национального Собрания Армении одобрила...

15.06.2016

Восточный фронт Германской войны простоял на территории Кореличского района Белоруссии почти два года....

18.11.2015

В середине августа с.г. в госслужбу по безопасности пищевых продуктов Минсельхоза Армении поступили...

10.05.2015

Сергей МАРКЕДОНОВ

21.01.2015

«Исламское государство» (ИГ) актуализирует угрозы в отношении соседних с Россией стран: в январе его...

Опрос
2016 год на Южном Кавказе:

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...

МИГРАЦИЯ И ЯЗЫК. ПУШТУНЫ В ПАКИСТАНСКОМ ВЫСОКОГОРЬЕ
Анализ миграционных процессов и этнолингвистической ситуации в различных частях иранского мира могут дать дополнительное понимание реалий Кавказского региона. Работа немецкого исследователя Маттиаса Вайнрайха, изданная Кафедрой Иранистики Ереванского государственного университета, посвящена вопросам языка и языковой среды пуштунских мигрантов севера Пакистана. Основная цель работы  - анализ роли пуштунских мигрантов в многоязычной среде региона и влияния этой среды на выбор модели коммуникации и языка общения. Книга, практически целиком основанная на полевом материале автора, может представлять интерес для широкого круга востоковедов, социологов и социолингвистов.



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2017 | НОК | info@kavkazoved.info