ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ВЛАДИСЛАВА АРДЗИНБА
Публикации | Александр КРЫЛОВ | 10.05.2025 | 20:19
14 мая 2025 года Владиславу Григорьевичу Ардзинба исполнилось бы 80 лет. Он закончил Сухумский педагогический институт, затем учился в Москве в аспирантуре и после ее окончания работал в Институте востоковедения АН СССР, специализировался на изучении цивилизации древних хаттов, проживавших в Анатолии в III–II тысячелетиях до н.э. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения».
В 1982 г. была опубликована монография В.Г. Ардзинба «Ритуалы и мифы древней Анатолии», которую он успешно защитил как докторскую диссертацию. В ней В.Г. Ардзинба на основе анализа клинописных текстов II тысячелетия до н. э. дал описание социальной структуры, космологических и религиозных представлений древних хаттов и хеттов. К началу 1980-х гг. В.Г. Ардзинба стал одним из ведущих отечественных специалистов по истории и клинописным текстам Древней Анатолии.
По своему характеру и интересам В.Г. Ардзинба был человеком науки, но драматичные события конца 1980-х – начала 1990-х гг. вынудили его идти в политику и стать лидером нации в самое трагическое для нее время. Победа в грузино-абхазской войне 1992-1993 гг. обеспечила этническое выживание абхазов и стала политическим триумфом В.Г. Ардзинба. Но власть так и не стала для него самоцелью, более того, складывалось впечатление, что она его даже тяготила.
В середине 1990-х гг. мы встречались довольно часто и подолгу обсуждали свежие институтские новости, проблемы российской науки, ход и результаты проводимых тогда Институтом востоковедения РАН полевых исследований в Абхазии. В результате в приемной начиналось столпотворение и секретарю президента Раисе Николаевне Погорелой приходилось проявлять большую настойчивость чтобы возвратить Владислава Григорьевича в политическую реальность.

1996 год. Сухум
В первые послевоенные годы В.Г. Ардзинба заложил основы независимой Республики Абхазия: был создан механизм государственного управления, приняты Конституция и новая государственная символика. Республика создавалась как многонациональное государство, в котором любой гражданин, независимо от национальной принадлежности, пользуется всеми правами, предусмотренными Конституцией.
В.Г. Ардзинба считал недопустимыми любые формы этнической дискриминации, в том числе по отношению к местному грузинскому населению. Он подчеркивал, что все грузины, не воевавшие против абхазов, могут возвратиться, стать гражданами Абхазии и пользоваться равными со всеми правами. В результате уже в первые послевоенные годы в Абхазию вернулось более 60 тысяч грузинских беженцев.
После войны страна была разорена, но вопреки экономической разрухе внутриполитическая ситуация отличалась высокой степенью стабильности. Сохранявшаяся угроза повторения силового варианта решения абхазской проблемы и постоянная активность грузинских диверсионно-террористических групп сплачивала правящую элиту и гарантировала властям поддержку населения. Первоначально в обществе царила победная эйфория, но уже тогда В.Г. Ардзинба подчеркивал, что с окончанием военных действий «позади осталось самое страшное, но самое сложное еще впереди». Это относилось как к политической элите, так и к гражданам республики, которым предстояло доказать свою дееспособность и готовность к самостоятельному развитию. И, как оказалось, в полной мере это относилось и к собственной судьбе Владислава Григорьевича, политической и человеческой.

55-летие В.Г. Ардзинба. 14 мая 2000 г. Дыдрыпш-ныха, Ачандара.
В начале 2000-х гг. в Абхазии начался политический кризис, который расколол общество и разрушил былое национальное единство. Большую роль в этом сыграла быстро прогрессировавшая болезнь президента Ардзинба, на фоне которой разгорелась борьба за власть. В этой борьбе применялись силовые методы, спекуляции на национальном факторе и самые грязные средства дискредитации политических оппонентов. Объектом разнузданной травли стал и больной президент Ардзинба, которому ставили в вину коррупцию, разгул криминала, низкий уровень жизни, несостоятельность на внешнеполитической арене и т.п.
Накануне президентских выборов 2004 года абхазская элита оказалась расколотой на несколько соперничающих группировок. Несмотря на тяжелую болезнь и отсутствие конституционной возможности выдвинуть свою кандидатуру на третий срок, В.Г. Ардзинба долгое время не заявлял об отказе участвовать в выборах. В итоге своим политическим преемником он объявил Р. Хаджимба, который не принадлежал к его ближнему кругу и не имел отношения к всевозможным махинациям и злоупотреблениям.
В октябре 2004 г. В.Г. Ардзинба и его сторонники отказались признать победу на выборах оппозиционного кандидата С. Багапша. Страна оказалась на пороге гражданской войны и это стало трагедией для ее первого президента. Политический кризис был преодолен путем проведения повторных выборов в январе 2005 г. На них С. Багапш и Р. Хаджимба выступили единым блоком и одержали убедительную победу. Через месяц, 12 февраля 2005 г. президент Ардзинба передал власть второму президенту С. Багапшу, Р. Хаджимба занял пост вице-президента.
После Пятидневной войны в августе 2008 г. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Вскоре после этого мы приехали в Пицунду с моим добрым другом из Ачандары Зауром Чичба и в последний раз встретились с Владиславом Григорьевичем. Несмотря на прогрессировавшую болезнь, его глаза горели по-прежнему, ум был совершенно ясным, но двигался и говорил он с большим трудом. Фразы и слова можно было понять лишь частично и нашим переводчиком стала его супруга Светлана Ирадионовна Джергения. Мы долго обсуждали недавнее признание Россией независимости Абхазии, проблемы и перспективы дальнейшего развития республики. Перед расставанием Светлана Ирадионовна сделала прощальное фото с Владиславом Григорьевичем, все понимали, что оно будет последним.

11 октября 2008 г. Пицунда
Несколько президентов Абхазии, сменивших друг друга за два прошедших десятилетия, внесли свой положительный вклад в развитие республики, его не следует огульно отрицать. Однако в ноябре 2024 г. очередной политический кризис с очередным захватом комплекса правительственных зданий в Сухуме наглядно продемонстрировал, что пришедшему на смену первому президенту руководству республики так и не удалось преодолеть раскол и раздробленность общества. Так что, как и предвидел Владислав Григорьевич, самое трудное для Абхазии по-прежнему остается впереди.

5 апреля 2010 года. Нижняя Эшера
Будем надеяться, что недавняя смена поколений политических лидеров и начавшиеся перемены откроют для республики и всего региона новые перспективы, обеспечат стабильность и успешное социально-экономическое развитие Республики Абхазия, основателем которой был Владислав Григорьевич Ардзинба.
Александр Крылов, д.и.н., гл.н.с. Сектора Кавказа ЦПИ ИМЭМО РАН,
Руководитель полевых исследований ИВ РАН в Абхазии в 1994-1999 гг.
Абхазия