На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Аласания и «грузинская мечта»: что вновь готовит Грузия России, Абхазии и Южной Осетии?

Публикации | Олег ИВАННИКОВ | 16.01.2013 | 00:00

Новое руководство Грузии предпринимает относительно последовательные шаги по нормализации отношений с Российской Федерацией. Сигналы посылаются самые различные - это и явное смягчение интонации в отношении предстоящих Олимпийских игр в Сочи, и более умеренная риторика в отношении потерянных Абхазии и Южной Осетии, и попытки восстановления торговых отношений.

Очень интересна борьба нового премьер-министра с пока еще действующим президентом Грузии, в том числе и по некоторым экономическим проектам типа  «строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс». «Независимость» нового премьера видна даже в подобных мелочах. То он подвергает большому сомнению целесообразность реализации этого проекта, то «находит очень интересным с политической точки зрения». Конечно же, это исключительно политический проект, причём его реализация едва ли улучшит экономическое положение Грузии. Ведь грузинские порты Батуми и Поти остаются в стороне от «основного караванного пути». Но на фоне абсолютно оголтелой русофобской политики Михаила Саакашвили контраст, конечно, более чем ощутимый.

Москва также подаёт сигналы, что, в принципе, готова к диалогу и восстановлению добрососедских отношений. Снижение на 25% тарифов на электроэнергию это уже не слова, а вполне ощутимые для простых людей изменения к лучшему. Обогревать-то жилища в Грузии приходится, в основном, электроприборами, дрова там очень дорогие. При этом российское руководство чётко обозначило позиции, на которых возможно восстановление российско-грузинских отношений - признанием Абхазии и Южной Осетии Москва торговать не намерена.

В общем, вполне можно утверждать, что Грузия потихоньку стала поворачиваться к России  стороной, обратной нижней части спины. А то, что без тесных экономических контактов с Россией исконно сельскохозяйственная Грузия не имеет шансов на рост экономических показателей и создания условий для улучшения положения большей части населения, Бидзина Иванишвили знает, как никто другой. Россия - это самый верный, надёжный и большой  потенциальный потребитель и партнёр для Грузии во всех отношениях.

Но Грузия пока все ещё президентская республика. Внешнеполитическая деятельность до 1 сентября 2013 года в большей мере остаётся прерогативой Михаила Саакашвили. Не слишком ли рано его пытаются списать в утиль? Семь лет тому назад во внутриполитической жизни Грузии уже была очень похожая ситуация. После провала военной операции в Южной Осетии позиции Зураба Жвания среди заграничных кураторов Грузии были куда предпочтительнее, чем у Михаила Николозовича. Результат того противостояния общеизвестен. К лидерам несамостоятельных политических режимов везде и  всегда относятся по единому принципу - «сукин сын, но наш сукин сын». Глупо предполагать, что стоящие за Саакашвили зарубежные политические и финансовые силы бросили его на произвол судьбы. Не тот уровень, интрига и скрытое противостояние наверняка ещё имеют место быть.

И самое главное: весь позитив «Грузинской мечты» пока базируется на эксплуатации протестного потенциала, годами копившегося в грузинском обществе. Но, согласно жанру, «политическая пена» скоро осядет и нужно будет отчитываться перед вчерашними сторонниками реальными делами и достижениями. Несмотря на то, что Грузия выбрала новый парламент три месяца тому назад, ничего экстраординарного в этой стране пока не произошло. Сведение счетов со сторонниками Саакашвили, ожидание громких политических процессов, откровенно популистская «оптимизация» государственных расходов, - пока составляют основной актив победившей оппозиции.

К лету этого года грузинская оппозиция, как обычно, переругается и разговоры о выдвижении единого кандидата таковыми и останутся. Постоянные заявления Бидзины Иванишвили о том, что он планирует завершить политическую карьеру через 1,5-2 года стабильности этой сложной политической конструкции явно также не придают.

В то же время, Саакашвили и его сторонники, наличие которых отрицать глупо, наоборот имеют все шансы для консолидации и проведения успешной предвыборной кампании, построенной на критике результатов деятельности своих вчерашних оппонентов. А поводов для критики, судя по всему, будет более чем достаточно.

Основные «камни преткновения», мешающие нормализации отношений между нашими странами, пока остаются незыблемыми. Прежде всего, речь идёт о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, а также стремление Тбилиси любой ценой вступить в Северо-Атлантический военный альянс.

События, последовавшие за избранием Иванишвили председателем правительства Грузии,  вполне красочно это подтверждают. «Грузинская мечта» даже не допускает мысли о возможности официального признания права абхазов и южных осетин на свою независимость.

Программа по подготовке к вхождению в НАТО идёт своим чередом. В октябре 2012 года начался очередной плановый этап программы военно-технического сотрудничества НАТО и Грузии. Никто пока не отменил ранее заключённые договора на поставку Грузии  различного вооружения. Из официального заявления помощника заместителя госсекретаря США Эрика Рубина, сделанного им в октябре 2012 года на брифинге в американском посольстве в Тбилиси, следует, что «Грузия призвана сыграть миротворческую роль в регионе". Реализация грузино-американского соглашения в сфере обороны предполагает укреплении обороноспособности Грузии по всем направлениям: с воздуха — развитием систем ПВО, с моря — путём укрепления военно-морских сил и береговой охраны и с суши – созданием новых инженерных сооружений и мощной группировки сухопутных войск.

Грузия остаётся чуть ли не самым преданным союзником США в Афганистане, причём уже объявлено о проработке решения об увеличении грузинского контингента в этой стране с 900 до 1700 солдат и офицеров.

Во всей истории оказания Грузии военной помощи со стороны США и НАТО - для России реальную угрозу представляют не поставки средств ПВО или новейших противотанковых комплексов. Это всего лишь повод для обсуждения целесообразности дальнейшей милитаризации и без того переполненного оружием Южного Кавказа.

Вхождение в НАТО, т.е. переход на единую систему управления, единые принципы планирования боевых действий и управления войсками, организационно-штатную структуру, систему снабжения, модернизация всей инфраструктуры государства под форматы и стандарты НАТО, - вот реальная угроза безопасности любого государства, имеющего общую границу с этим военно-политическим блоком. Когда имеется военно-техническая основа - переброска «корпуса мира» становится чисто технической задачей. Вино и яблоки - это хорошо, но что важнее? Тбилиси обворожительно улыбается и вроде бы предпринимает какие-то шаги на встречу, но по принципиальным вопросам на самом деле не уступает ни на йоту. 

На самом деле, что изменилось в реальности? Вместо Шашкина министром обороны стал Аласания? Человек, которого при всем желании язык не поворачивается назвать новым человеком в грузинской политике. К октябрю 2001 года, когда он возглавил Государственный департамент безопасности, за его плечами уже были служба в МГБ Грузии, работа в МИД, в том числе и в посольстве Грузии в США. Работа в  Штатах и попадание в «обойму», вероятно, стали поворотным сюжетом в его жизни и наилучшим образом объясняет его последующий быстрый карьерный рост. Уже в феврале 2002 года Аласания был назначен первым заместителем министра Государственной безопасности Грузии. Именно он отвечал за «наведение» порядка в Панкисском ущелье, приведшее к печально известному рейду чеченских боевиков на территорию Абхазии. Участники событий неоднократно упоминали в своих воспоминаниях, что МГБ и МВД Грузии, при активном участии иностранных специалистов, фактически силой и угрозами физической расправы вынудили чеченцев ввязаться в эту откровенную военную авантюру.

После «революции роз» Ираклий Аласания оказался в числе самых близких сподвижников Михаила Саакашвили. Уже с марта 2004 года он был назначен заместителем министра обороны, а в мае того же года — первым заместителем министра обороны Грузии. То есть именно Аласания имел непосредственное отношение к раскачиванию ситуации вокруг Южной Осетии и подготовке вооруженного вторжения на ее территорию летом 2004 года.

К 13 августа  2004 года - началу широкомасштабного вторжения грузинских войск, Аласания уже занимал пост заместителя секретаря Совета национальной безопасности Грузии. Честно говоря, не видно никаких поводов радоваться назначению этого ветерана грузинского политического Олимпа на столь ответственный государственный пост.

Кредит взаимного доверия в начале пути уже на нуле: Аласания никогда не простит абхазам убийства  своего отца в 1993 году, осетины никогда не забудут его непосредственного участия в подготовке захвата их родины летом 2004 года, России не стоит забывать о том, чем могло закончиться рекрутирование панкисских чеченцев к проведению военных операций на территории Абхазии и российского Северного Кавказа.

В таком случае уже и экс-министр Шашкин на фоне нового министра смотрится куда предпочтительнее. Цыплят, как говорится, по осени считают. Пока ещё рано делать сколько-нибудь серьёзные выводы об изменении грузино-российских отношений. Но нельзя забывать о том, что не быть врагами - ещё не значит быть друзьями. В отношениях с Россией Грузия имеет все шансы добиться очень многого и обеспечить в короткие сроки реальный прорыв в экономике и социальной сфере.

Вполне очевидно, что стремление Тбилиси в НАТО и полноценные взаимовыгодные отношения с Россией взаимно исключают друг друга.

С точки зрения геополитики, Грузия всегда была и будет находиться в сфере интересов России, имеющей веками проверенные приоритеты внешней политики во всем Кавказском регионе. И они в отношении Грузии скорее могут поменяться в Вашингтоне, чем в Москве.

Нельзя одновременно сидеть на двух стульях, пришло время принимать ответственные решения - или кормить свой народ иллюзиями и быть постоянным заложником внешнеполитического курса Вашингтона, или предпринять реальные шаги по восстановлению полноценных добрососедских и союзнических отношений с Россией. Четыре с лишним миллиона проживающих в Грузии граждан и более чем миллионная грузинская диаспора в России этого заслуживают и наверняка поддержат.

По материалам: Восточное Агентство

Абхазия Грузия НАТО Южная Осетия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info