Как бизнес:
– она не теряет платежеспособный Азербайджан как рынок для своего вооружения и военной техники (ВиВТ);
– загружает мощности своего военно-промышленного комплекса (ВПК) – не только по производству, но и по гарантийному и постгарантийному обслуживанию, ремонту, модификационному переоборудованию, поставке комплектующих, боеприпасов и т.п.
- получает дополнительные финансовые дивиденды от обучения операторов современных систем оружия и т.д.
Как политика усиливает свои позиции:
– в военно-техническом (как минимум) сотрудничестве с Азербайджаном;
– по всему спектру военно-технического, военно-политического и военно-экономического сотрудничества с Арменией. После поставок оружия в Азербайджан, в частности, партии тяжелого наступательного вооружения стоимостью около 1 млрд долларов США, о которой было сообщено в июне с.г., ожидается перевооружение и модификация имеющегося ВиВТ как на 102-й российской военной базе в РА, так и в Вооруженных Силах Армении. В частности, уже объявлено о начале осуществления программы широкого довооружения ВВС РА боевыми самолетами. Кроме того, часть ВиВТ, снаряжения и комплектующих будет произведено на предприятиях ВПК Армении.
Понятно, что перевооружение и модификация вооружения будут вестись с учетом текущих потребностей и расширенного ассортимента техники, поставленного или планируемого к поставке в Азербайджан.
В целом, Россия, таким образом, усиливает свое военное и политическое присутствие в регионе Южного Кавказа.
- Какова реакция США и Франции – двух других сопредседателей МГ ОБСЕ на поставку российского оружия Азербайджану и Армении?
- Пока – сдержанная. В частности, по итогам ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, проходившей с 29 июня по 3 июля в Стамбуле, была принята декларация, в которой ПА призывает «сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжать свое взаимодействие с Арменией и Азербайджаном в поисках решения карабахского конфликта». Сопредседатели, скорее всего, выступят в этом же ключе.
Сам факт продажи большой партии оружия Россией – сопредседателем МГ ОБСЕ, которая занимается урегулированием Нагорно-Карабахского конфликта, Группы, которая остается приверженной мирному пути урегулирования, предоставляет много возможностей всем желающим поупражняться в дипломатической риторике, но от этого ситуация не изменится: в регионе гонка вооружений началась уже давно. И усиленно вооружала и продолжает вооружать Азербайджан Турция – кстати, тоже член той же Минской Группы ОБСЕ.
- Есть ли в принятых в ОДКБ документах положение, запрещающее поставки оружия одной из стран-членов, прямым образом угрожающих безопасности другому члену этой организации? Поставка российского оружия сторонам Карабахского конфликта – такой случай? Есть ли другие примеры таких поставок?
- Действительно, Азербайджан подписал Документ о присоединении к Договору о коллективной безопасности, но Договор так и не был им ратифицирован. В данном случае Россия – член ОДКБ поставляет оружие Армении, которая также входит в ОДКБ, и Азербайджану – государству не члену этой Организации, которое находится в состоянии войны с Арменией.
Согласно Статье 2 Договора о коллективной безопасности, «государства - участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции», но не более того.
Как подобный пример в мировой практике можно привести продажу ВиВТ странами-членами НАТО Турции – государству-члену Альянса, и Кипру, который в НАТО не входит, и часть территории которого оккупирована той же Турцией.
В свое время Великобритания и США активно вооружали Пакистан – своего союзника по блоку СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization, 1955-1977 гг.), и его военного противника – Индию в периоды между эскалациями многолетнего конфликта, вводя эмбарго на поставку оружия обеим сторонам во время возобновления полномасштабных боевых действий (Вторая кашмирская война, 1965 г. и Третья индо-пакистанская война, 1971 г.).
- Во сколько обходится покупка российского оружия Армении и Азербайджану? Придерживаются ли Азербайджан и Армения заключенного в 1992 г Договора об обычных вооружениях?
- Как член ОДКБ Армения получает ВиВТ по льготным, преференционным ценам, как правило, на уровне внутрироссийских. Азербайджан – по договорным, примерно соответствующим ценам на мировом рынке оружия. Однако по каждой сделке и для Армении, и для Азербайджана цена согласовывается с учетом целого ряда факторов, и не в последнюю очередь она зависит от уровня военно-политического сотрудничества этих стран с Россией.
- Что делают международные инстанции, если какая-то из стран превышает допустимые квоты по вооружениям?
- Фактически, ДОВСЕ, подписанный еще в 1990 году странами НАТО и Организации Варшавского Договора, не работоспособен, хотя формально Армения и Азербайджан из него пока не вышли. Свою роль сыграли очень многие факторы: и изменившаяся геополитическая ситуация (распад Варшавского Договора и расширение НАТО), отказ большинства его участников ратифицировать Адаптированный вариант Договора (1999 год), приостановка Россией своего участия в нем (2007 г.), проблемы с учетом и соотнесением по принадлежности ВиВТ, размещенных на территориях Республик Абхазии и Южной Осетии, Приднестровской Молдавской и Нагорно-Карабахских Республики и т.п. Многие из этих факторов препятствуют и заключению регионального, южнокавказского, договора о сокращении и квотировании вооружения, если бы такая идея получила поддержку.
Однако некоторые члены ДОВСЕ все еще принимают у себя инспекционные группы по контролю согласно положениям ДОВСЕ. Например, с 1 по 4 июля с.г. такая группа от государств-членов НАТО проведет проверку одной из воинских частей ВС Беларуси.
Однако это все больше становится исключением из правил и жестом доброй воли.
Так, по данным распространенного весной с.г. Британским институтом международных стратегических расследований (IISS) отчета «Военный баланс 2013», Азербайджан превышает квоты ДОВСЕ уже по 4 параметрам из контролируемых Договором 5-и: боевым танкам, артиллерийским системам, бронированным машинам и боевым вертолетам. В случае, если будет проведена инспекционная проверка, подтверждены и зафиксированы вышеприведенные данные, об этом будет доведено до самых разных международных инстанций – ОБСЕ, ООН и т.п., и те начнут призывать Азербайджан сократить свое тяжелое вооружение до пределов установленных квот. Тот, возможно, сошлется на идущий процесс перевооружения со снятием с учета устаревшей техники; обязательно сошлется на продолжающийся Нагорно-Карабахский конфликт и существование не подписавшей ДОВСЕ Нагорно-Карабахской Республики… В общем, понятно, что ничего сделано не будет.
Сергей Саркисян (Армения) - Замдиректора Центра политических исследований «Нораванк»
По материалам: publicdialogues.info