Грузия и Евросоюз завершили переговоры по соглашению о свободной торговле. Доступ товаров и услуг из Грузии на рынок Евросоюза будет облегчен. Ожидается, что после подписания соглашений увеличится и поток прямых инвестиций из Европы.
Независимое исследование показало, что свободное торговое пространство увеличит на 12 процентов экспорт из Грузии в Евросоюз, а импорт в Грузию из ЕС - на 7,5 процентов.
Соглашения - часть программы "Восточное партнерство" - этот проект предусматривает политическое и экономическое сближение с ЕС шести государств постсоветского пространства - Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Украины и Белоруссии.
Какие выгоды принесет сторонам соглашение о свободной торговле, "Голосу России" рассказал эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев.
- Подписанное соглашение принесет пользу и Грузии, и Евросоюзу? Есть ли вероятность, что увеличится, например, ВВП закавказской страны?
- Хочу отметить, что речь идет не о подписании, а только лишь о парафировании соглашения о свободной торговле между Грузией и Европейским союзом, которое планируется в ходе предстоящего в Вильнюсе в ноябре саммита "Восточного партнерства".
Так что предстоит достаточно длительный процесс, который еще не завершен. И процесс этот, конечно же, будет развиваться с учетом экономических интересов Европейского союза, а не Грузии, потому что доступ грузинских товаров на европейский рынок, если была бы на то добрая воля, мог бы состояться гораздо раньше.
Но речь идет не об этом. Речь идет о доступе европейских компаний на грузинский рынок, о расширении доступа европейских структур на рынки постсоветского пространства, и именно этому в первую очередь посвящена вся история с парафированием договора об ассоциации и торговом сотрудничестве.
- Предполагается, что его подпишут в Вильнюсе на саммите "Восточного партнерства"?
- Да, полагается его парафирование на саммите "Восточного партнерства", но после этого предстоит долгий процесс перевода на языки всех стран-участниц Европейского союза, то есть достаточно длительный бюрократический процесс, в ходе которого европейские структуры, конечно же, будут продвигать свои интересы на территории Грузии. А в том, что касается доступа грузинских товаров на европейский рынок, всегда можно сослаться на европейские стандарты, какие-то другие нормы, которые еще не заработали в полную силу.
Так что я не был бы столь оптимистичным в том, что грузинское вино, "Боржоми", другая сельскохозяйственная продукция хлынут, начиная с ноября или января 2014 года, на рынки европейских стран. Кроме того, не забывайте, что Европейский союз отличается строгим подходом по отношению к своим партнерам в части регулирования сельскохозяйственного рынка. В частности, дотации и субсидии на сельское хозяйство отнюдь не приветствуются.
Мне кажется, что судьба грузинского сельского хозяйства, которое сейчас отчаянно пытается хотя бы частично восстановить нынешнее правительство Грузии, в связи с перспективой интеграции в Европейский союз не очень-то радужна.
- Есть информация, что вслед за Грузией может быть парафировано соглашение с Арменией и Молдавией. Каковы шансы этих стран?
- В Армении процесс интеграции с Европейским союзом широко обсуждается, но, что интересно, текст самого документа до сих пор не опубликован. Чем дальше, тем сильнее кажется, что его по каким-то причинам прячут.
...Слабые экономики постсоветских стран имеют мало шансов завоевать успешные позиции на рынках Европейского союза, страны которого действуют согласованно. Несмотря на кризис, ЕС является весьма мощным игроком, особенно если мы говорим о формате "Восточного партнерства".
По материалам: Голос России