АРМЯНСКИЕ ЭКС-КОМБАТАНТЫ ИНИЦИИРУЮТ ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБСУЖДЕНИЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Давид ПЕТРОСЯН (Армения) | 01.10.2013 | 18:51
Сентябрь ознаменовался продвижением в вопросе формирования движения азатамартиков (воинов-освободителей), а если говорить западным политическим языком – экс-комбатантов, которые принимали участие в боевых действиях в нагорно-карабахском конфликте и при защите границ Армении с Азербайджаном.
Движения и организации экс-комбатантов в Армении – не новость. Напомним, что наиболее крупная и авторитетная из них – «Еркрапа» (может быть переведено как «защитник страны») была сформирована в середине 1990-ых гг. тогдашним министром обороны страны Вазгеном Саркисяном. Изначально предполагалось, что эта неправительственная организация будет заниматься социальными вопросами участников боевых действий и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
В действительности же данная организация стала во второй половине 1990-ых гг. одним из самых мощных игроков на внутриполитической площадке, который не только способствовал смещению со своего поста президента Левона Тер-Петросяна, но и избранию на пост главы правительства Вазгена Саркисяна в 1999 году.
После убийства последнего во время террористического акта в парламенте Армении 27 октября 1999 года влияние организации стало ослабевать. Обычно такого рода организации бывают ориентированными на сильного лидера, и с его уходом (в данном случае гибелью) они теряют свой организационный «стержень».
Руководство «Еркрапа» возглавил заместитель министра обороны (в 2008 году был отстранен с поста в министерстве указом президента Р.Кочаряна), генерал-лейтенант Манвел Григорян. Длительное время организация выполняла часть функций, возложенных на мобилизационный резерв министерства обороны, однако ее политическое влияние стремительно снижалось. Дело в том, что немалая часть руководства организации, по сути, было приближена Р.Кочаряном и С.Саргсяном различными благами и должностями. Во время всех общенациональных предвыборных кампаний до 2012 года руководство «Еркрапа» публично не поддерживало ни одну из политических сил или кандидатов, мотивируя это тем, что в рядах организации есть люди различных взглядов, а сама организация в политику не вмешивается.
Однако во время предвыборной кампании по выборам президента 2008 года, абсолютное большинство рядовых членов «Еркрапа» и часть руководства поддержали Левона Тер-Петросяна, а другая часть – колебалась между первым президентом и действующим премьер-министром Сержем Саргсяном. В итоге, потеряв свои посты в министерстве обороны, руководство «Еркрапа» окончательно переметнулось на сторону властей и в дальнейшем, в 2012 году, открыто поддержало С.Саргсяна и Республиканскую партию Армении (РПА) на парламентских выборах. Интересно, что тем самым организация нарушила свой устав, зато теперь председатель правления «Еркрапа» Манвел Григорян заседает в парламенте в составе фракции РПА.
Таким образом, де-факто «Еркрапа» постепенно превратилась в придаток правящей РПА и стала его филиалом, т.е. неправительственной организацией, инкорпорированной во власть. Кроме того, среди руководства организации стали доминировать лица, куда более тесно связанные с госаппаратом, нежели те, кто принимал реально участие в боевых действиях.
В сложившейся ситуации большое число экс-комбатантов, обеспокоено состоянием дел в стране, в том числе: миграцией, ростом цен и инфляцией безработицей, невнятным и малопонятным внешнеполитическим курсом, сложной социальной ситуацией в приграничной с Азербайджаном полосе, тревожной морально-психологической атмосферой в обществе и пр. Постепенно это привело к стихийным митингам и акциям протестов экс-комбатантов, которые проходили в течение июля – августа месяца. Движение началось с требований улучшения социального положения азатамартиков и семей погибших в войне. Реакция правительства Тиграна Саркисяна на эти требования была достаточно вялой.
Иное дело – министерство обороны. Приказом министра Сейрана Оганяна была сформирована ведомственная рабочая группа по делам воинов-освободителей во главе с первым заместителем министра Давидом Тонояном. Особое внимание было обращено на то обстоятельство, что используемые в стране термины «азатамартик» (воин-освободитель) и «еркрапа» (защитник страны) не всегда адекватны описанным в правовых документах, регламентирующих предоставление социальных и иных гарантий. Проблемы во многом возникли после того как минувшим летом был принят закон «О статусе добровольца-еркрапа». Судя по официальным источникам, руководство министерства обороны выступит с предложениями по внесению изменений в принятом законе.
Но постепенно социальные требования экс-комбатантов трансформировались в политические. Был сформирован Совет командиров, которые начали системную работу на местах не только с участниками боевых действий, но и с обществом.
В течение минувших двух недель представители Совета командиров провели серию встреч с руководителями ряда парламентских и непарламентских сил. Среди них: председатель правления партии «Республика», экс-премьер-министр (1999-2000 гг.) Арам З.Саргсян, лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян, лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян.
Вероятно, что в обозримом будущем представители экс-комбатантов попытаются встретится с президентом С.Саргсяном, представителем Бюро АРФ-Дашнакцутюн Грантом Маргаряном, председателем партии Армянский национальный конгресс, экс-президентом Л.Тер-Петросяном и лидерами других политических сил.
Из открытой печати становится ясно, что экс-комбатанты, как надпартийная сила, добиваются проведения широких политических обсуждений в рамках «круглого стола» с участием ведущих политических партий страны. Темой таких обсуждений, по мнению экс-комбатантов, должны стать кризисная ситуация сложившаяся в политической, социально-экономической, морально-психологической и иных жизненно важных сферах. Соответственно, по мнению экс-комбатантов, должен быть выработан комплекс мер по выводу страны из кризисной ситуации.
Чем завершится этот процесс пока неясно, но его политическая составляющая более чем очевидна. По положению на сегодняшний день, этот процесс не находится в центре внимания СМИ. Однако, при благоприятном ходе событий, не исключено, что ситуация может измениться, и СМИ, абсолютное большинство из которых контролируются президентским дворцом, начнут уделять происходящему больше внимания.
Шансов на успех у экс-комбатантов не очень много, т.к. для полноценности процесса необходимо, чтобы власть, прямо или косвенно, признала кризисный характер сложившейся в стране ситуации. Крайне маловероятно, что властьпридержащие согласятся с этой идеей, т.к. в их понимании это было бы непростительной слабостью. Отметим, что армянское общество пока помнит, как именно проходил диалог между «партией власти» и АНК летом 2011 года и по чьей вине он был сорван.
Тем не менее, необходимо приветствовать инициированный экс-комбатантами политический процесс – в том числе и как попытку формирования площадки для внутринационального политического диалога, которая возникла внутри страны, а не навязана внешними центрами силы.
Давид Петросян – независимый журналист
Армения политика и право