ГРУЗИЯ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ИРАНОМ (I)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Гурам ШАРИЯ (Грузия) | 11.11.2013 | 00:00
Ни Иран, ни Израиль не являются ключевыми игроками в Закавказье (во всяком случае, на первый взгляд), но обе страны рассматривают этот регион, как важный для себя и ведут неявное соперничество между собой.
Так происходит во всех трех странах региона. В Армении пока позиции Ирана сильнее, а Азербайджан, несмотря на религиозное единство и многовековые культурно-исторические связи с Ираном, более тесно сотрудничает с еврейским государством (особенно на официальном уровне).
Что касается Грузии, то эта страна также имеет многовековые тесные связи как с Ираном, так и с еврейством.
Формирование грузинской государственности, особенно в восточной части, происходило в иранском культурном пространстве. Царские династии в Восточной Грузии (Иберии) на протяжении веков являлись носителями иранских имен, в том числе, полулегендарный первый царь Иберии Парнаваз (Фарнабаз). К V-VI веку Сасанидскому Ирану (Персии) удалось распространить свою государственную религию – зороастризм, среди значительной части населения Иберии, а в начале VII века Иран уже прочно владел этой территорией.
Однако зарождение ислама и арабские завоевания подорвали могущество персидской империи, а Восточная Грузия была завоевана арабами. Иранское культурное влияние, тем не менее, продолжалось, что нашло отражение в грузинской «светской» (нерелигиозной) литературе 11-13 веков.
Очередной этап усиления иранского государственного присутствия в Закавказье начался вместе с созданием Сефевидского Ирана, в котором государственной религией стал ислам шиитского толка. Сефевиды соперничали с Османской империей за обладание кавказским регионом, и борьба шла с переменным успехом. Восточная Грузия в основном находилась в сфере влияния Персии, а Западная – османов. Новый приход в регион Ирана, как империи, принес еще большее усиление персидского культурного влияния на народы Закавказья, в том числе Грузии. Данное влияние отчетливо обнаруживается, например, в грузинском языке, где сотни и тысячи слов имеют иранское происхождение, хотя много и арабских слов, но пришедших в грузинский язык через персидский.
Сефевидский период оставил наибольший след в народное восприятие грузино-иранских отношений. В частности, крупнейший шах Ирана этого периода, Аббас I стал почти нарицательным персонажем для грузин, его имя стало синонимом жестокого завоевателя. В результате, отношение грузин к Ирану остается двойственным и настороженным. Большинство современных грузин неохотно признают иранское культурное влияние в прошлом, которое продолжалось веками.
Исламская революция в Иране еще больше усилила отчуждение Грузии от Ирана. В разговорном языке, в социальных сетях Иран стал нарицательным названием для обозначения ситуации засилья клерикализма, и т.н. теократии, а либерально настроенные грузины употребляют слово «Иран» как пугало и пример «дремучести». Иранский язык (фарси) не является популярным языком для изучения, хотя в советский период в Грузии существовала довольно неплохая школа иранистики и было несколько сот человек, так или иначе владеющих этим языком (в этом Грузия была одним из лидеров среди других стран).
В отличие от Ирана, восприятие евреев и Израиля в Грузии в целом можно считать позитивным. В Грузии еще со времен заката СССР распространился слоган или миф о «26-вековой дружбе грузинского и еврейского народов». Евреи очень давно живут на территории современной Грузии, в частности, одним из мест с преобладающим еврейским населением в начале 1-го тысячелетия н.э. был город Мцхета и окрестности. Также евреи традиционно жили во многих местах Грузии – Лечхуми, Рача, Сванетия, Имерети и др.
В Грузии принято считать, что здесь никогда не было антисемитизма и «еврейских погромов». Но это не совсем так. Направленные против евреев волнения и даже насильственные проявления были и до присоединения грузинских княжеств к России, и после него. Но в целом, евреи, проживающие в Грузии, несколько отличались по своему социальному положению от европейских евреев и даже от евреев многих стран Азии и Африки. Они в основном занимались мелкой торговлей и ремесленничеством и не являлись обладателями каких-то значительных капиталов. Грузинская аристократия и феодалы также не сильно зависели финансово от еврейских ростовщиков. Многие грузинские евреи сильно ассимилировались, а почти все евреи носили фамилии, похожие на грузинские фамилии или такие же. Все это, видимо, привело к тому, что антисемитские настроения, действительно, не достигали в Грузии мощного накала, и даже присутствовала некая симпатия к евреям.
После получения независимости в 1992 году, грузино-израильские связи начали налаживаться уже на государственном уровне. В это время получил еще большую «раскрутку» слоган о «многовековой дружбе грузин и евреев». Проводились мероприятия, концерты с участием эмигрировавших в Израиль грузинских евреев и представителей грузинской интеллигенции и политической элиты, творческие коллективы из Грузии совершали постоянные гастроли в эту страну. Обозначились попытки отдельных израильских инвесторов вложить инвестиции в грузинскую экономику, правда, эти попытки в основном заканчивались не совсем удачно, из-за коррумпированности грузинских чиновников и незнания израильтянами ситуации в Грузии.
Грузино-израильские отношения достигли «пика» к 2006-2008 гг., когда поток инвесторов из ближневосточной страны резко возрос. Они начали массово скупать земельные участки, особенно вокруг Тбилиси, вкладываться в туристический сектор. К этому же времени относится появление в грузинском правительстве этнических евреев, которые имели тесные связи с Израилем и с международными еврейскими организациями. Это, прежде всего, Темур Якобашвили, назначенный в 2008 году министром по реинтеграции, который занимался конфликтами в Абхазии и Южной Осетии. Также евреем был министр обороны Давид Кезерашвили, имеющий израильское гражданство и одно время проживающий в этой стране.
Во время первого срока президентства Саакашвили военное сотрудничество между Израилем и Грузией активизировалось. Израильские фирмы начали модернизацию некоторых видов военной техники, в частности, самолетов СУ-25 и танков Т-72. Начались поставки военной техники из Израиля – военных беспилотников, систем залпового огня, отдельных единиц зенитных комплексов и т.д. Беспилотники активно применялись грузинскими военными на территориях Южной Осетии и Абхазии, один из них был сбит российским истребителем.
Однако после поражения Грузии в августовской войне 2008 года, отношения между Грузией и Израилем охладились. Израильские официальные лица начали заявлять, что их страна прекратила активное военное сотрудничество с закавказской страной. Почти одновременно, начался мировой финансовый кризис, и большинство израильских инвесторов покинули Грузию.
Более того, вскоре вспыхнул скандал между двумя странами, когда грузинские правоохранительные органы задержали двух израильских бизнесменов, которые требовали от Грузии выплаты компенсации за нарушение договора еще 90-х годов. Израильские бизнесмены были посажены в тюрьму, что вызвало возмущение в Израиле. Публичное заявление по этому поводу сделал сам президент этой страны Шимон Перес, потребовавший выпустить бизнесменов из тюрьмы. Понятно, что, в конце концов, грузинская сторона пошла на уступки и освободила Фукса и Френкеля, и даже выплатила им 30 миллионов долларов компенсации за сорванный договор, хотя они требовали 100 миллионов.
(Окончание следует)
специально для kavkazoved.info
Грузия Израиль Иран