ОБОСТРЕНИЕ СИТУАЦИИ НА КАВКАЗЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ИНТЕРЕСАМ ГРУЗИИ
Публикации | Гурам ШАРИЯ (Грузия) | 14.02.2014 | 13:04
11-12 февраля в Тбилиси проходило выездное заседание Военного комитета НАТО. По словам его председателя генерала Кнуда Бартельса, в повестке дня встреч в столице Грузии было три вопроса: отношения между Грузией и НАТО, планы будущего сотрудничества и участие Грузии в военных операциях под эгидой НАТО.
Военный комитет является высшим военным органом Альянса, и его выездное заседание впервые проходило в Тбилиси. На заседании подробно рассматривался процесс трансформации сферы безопасности и обороны Грузии, чтобы дать оценку этому процессу. Как известно, Грузия пытается получить т.н. ПДЧ (план по достижению членства), и западные страны ежегодно оценивают состояние проведенных реформ. Как заявил министр обороны Ираклий Аласания, оценка Военного комитета будет важным фактором для принятия решений на будущем саммите НАТО.
При этом И. Аласания признал, что Военный комитет не является политическим органом и не может принимать решений или рекомендаций по вопросам расширения блока. Однако он выразил осторожный оптимизм, что на этот раз на саммите НАТО заявку Грузии на получение ПДЧ могут, наконец, удовлетворить.
Еще один вопрос, который рассматривался в Тбилиси, касается участия грузинских вооруженных сил в военных операциях и т.н. миротворческих миссиях НАТО. На совместной пресс-конференции Кнуда Бартельса, Ираклия Аласания и начальника генерального штаба грузинской армии Вахтанга Капанадзе натовский военный чин заявил, что поддерживает курс на реформирование вооруженных сил Грузии и выражает благодарность грузинской стороне за участие ее военных в операциях НАТО, особенно в Афганистане, где, к слову, уже погибли до 30 грузинских солдат и офицеров и сотни получили ранения.
Кстати, начальник Генштаба озвучил на данной пресс-конференции предложение использовать территорию Грузии в качестве части основного транзитного маршрута, по которому натовские военнослужащие будут покидать Афганистан. Очевидно, что переброска большого количества военнослужащих и военной техники по территории Азербайджана и Грузии способна серьезно осложнить военно-политическую ситуацию на всем Кавказе. Региональные страны – особенно Россия и Иран – могут увидеть в этом попытку создания временных или постоянных натовских баз на территории Азербайджана и Грузии, не исключено, что часть грузов и техники «потеряются» по дороге и осядут в транзитных странах.
И. Аласания подчеркнул, что сотрудничество Грузии с НАТО достигло уже такого высокого уровня, что можно говорить о полной интеграции и углубленном взаимодействии. В доказательство этого министр обороны привел решение о вхождении Грузии в состав сил быстрого реагирования Альянса, которое намечается в 2015 году. Спонсором этого процесса будут США. Видимо, это означает не только выделение денежных средств, а и то, что американцы будут еще более плотно работать с грузинскими военными, которым предстоит участие в операциях сил быстрого реагирования НАТО.
Данный факт не может не вызывать тревогу у соседей Грузии, особенно России, Ирана, а также населения Абхазии и Южной Осетии. Продолжение курса прежнего правительства на форсированное присоединение Грузии к структурам Североатлантического блока угрожает стабильности на всем Кавказе, так как подразумевает слом всей существующей системы региональных отношений. Появление военной инфраструктуры НАТО непосредственно у границ России, тем более в столь взрывоопасном регионе, примыкающем к Северному Кавказу, не может быть воспринято иначе как прямой удар по жизненным интересам РФ.
Западные страны за последние годы традиционно шантажируют Россию возможностью полноценного вхождения Грузии в НАТО. Это выражается в постоянном муссировании вопроса о предоставлении ей ПДЧ на каждом очередном саммите натовских стран. Если Грузия получит ПДЧ, то, хотя это и не означает гарантирования членства в Альянсе, вероятность этого резко повышается. ПДЧ для Грузии фактически означает исполнение обещаний, данных западными политиками грузинскому руководству (как прошлому, так и нынешнему), что эта страна обязательно станет полноценным членом НАТО. Но так как западные страны, особенно континентальной Европы, пока не хотят осложнять отношения с Россией, вместо ПДЧ Тбилиси даются другие инструменты, такие как упомянутое выше участие в составе сил быстрого реагирования НАТО.
Если Грузия, наконец, получит ПДЧ на предстоящем саммите, то этот факт затормозит намечающееся сближение между ней и Россией, которое наблюдается после смены власти в Тбилиси. В последние месяцы отношения между соседними странами хотя и не быстро, но улучшаются. Грузинская продукция стала поступать на российский рынок, увеличивается поток туристов и визитеров из России в Грузию. Правительство страны заявляет, что хотело бы нормализации отношений с северным соседом и будет предпринимать шаги в этом направлении.
Но трудно представить, как можно этого добиться, если в тот же момент Запад будет форсировать процесс вступления Грузии в североатлантические структуры. Это будет означать прямой подрыв процесса налаживания отношений между Тбилиси и Москвой, хотя правительство Грузии заявляет, что хочет идти разумным и умеренным путем в отличие от своего предшественника.
За последние месяцы произошли позитивные изменения в самой Грузии - благодаря налаживанию отношений с Россией. Многие сельские жители, которые страдали от разрыва экономических связей между странами, смогли выправить свое положение. Особенно это ощущается в таких регионах, как Кахетия, Аджария и некоторых других. Так, крестьяне в Кахетии в прошлом году впервые за долгие годы смогли продать свой урожай винограда по нормальным ценам, так как бизнес, получивший возможность осваивать российский рынок, был заинтересован в покупке сырья. Хотя и запоздало, но открылся российский рынок и для цитрусоводов Аджарии и соседних областей. И это в ситуации, когда делаются лишь первые шаги в возобновлении экономических и других связей. Однако весь позитив может быть перечеркнут очередным обострением ситуации на Кавказе, к чему толкают Грузию некоторые круги на Западе, особенно в США.
Более того, обострение российско-грузинских отношений может вызвать цепную реакцию на всем Южном Кавказе. В последние месяцы и недели ситуация вокруг Нагорного Карабаха почти балансировала на грани войны. Лишь на время проведения Олимпийских игр удалось немного разрядить ситуацию, но никто не знает, что будет завтра. В этот момент любой неосторожный шаг может стать запалом, поднесенным к пороховой бочке.
Поэтому несколько непонятными кажутся восторги министра обороны Грузии И. Аласания по поводу успехов, якобы достигнутых его страной на пути к вступлению в НАТО. Большинство избирателей коалиции «Грузинская мечта» голосовали за нее, прежде всего, потому, что видели в смене власти шанс на налаживание отношений с Россией и возможность избежать очередного обострения или даже войны в регионе. Если нынешняя власть не будет учитывать объективные реалии и настроения своих же избирателей, она рискует повторить те же ошибки, которые привели к краху режима Саакашвили.
По материалам: Ритм Евразии
безопасность Грузия Кавказ НАТО Россия США