ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИРАНА С ГОСУДАРСТВАМИ ЮЖНОГО КАВКАЗА В УСЛОВИЯХ ЧАСТИЧНОГО ОСЛАБЛЕНИЯ САНКЦИЙ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 03.03.2014 | 21:41
Долгосрочной стратегией иранского руководства является улучшение отношений с соседями на взаимовыгодной основе. В одном из недавних выступлений Президент Ирана Хасан Роухани отметил, что страна открыла новые ворота по отношению к другим народам, добавив, что Тегеран проводит активную внешнюю политику в течение последних нескольких месяцев.
Эта политика приносит конкретные результаты, в том числе в сфере расширения сотрудничества Ирана с государствами Кавказа и Центральной Азии, которое во многом искусственно сдерживалось в течение многих лет. Расширение сотрудничества со странами бывшего Советского Союза имеет стратегический и взаимовыгодный характер как для Ирана, так и для его соседей.
Несмотря на то, что «оттепель» в отношениях между США и Ираном не является необратимым процессом, она предоставляет возможности для расширения и укрепления экономических связей, являющихся лучшим гарантом мира и стабильности, в частности, в Кавказско-Каспийском регионе.
В качестве альтернативы милитаристским приготовлениям и манипулированию конфликтами со стороны заинтересованных внешних сил, иранская сторона стремится наладить ровные и взаимовыгодные отношения со всеми странами (включая Грузию), продвигая проекты экономического, а также и культурного характера.
Товарооборот между Ираном и Арменией в 2013 году составил 380 миллионов долларов. Соответствующий показатель для Азербайджана составляет приблизительно 1 млрд. долл., увеличившись в 2013 году почти на четверть (1). Товарооборот Ирана с Грузией составил в 2013 году около 100 млн. долл. (2)
В качестве основных направлений сотрудничества Ирана с государствами Кавказа можно выделить энергетику, коммуникации, создание совместных производств, сельское хозяйство, туризм. В зависимости от общеполитической атмосферы, взаимодействие с конкретными государствами может иметь свои приоритеты, но есть и общие направления, прежде всего – энергетика и транспорт.
В настоящее время Иран является крупнейшим производителем электроэнергии на Среднем и Ближнем Востоке. Согласно данным министерства энергетики Ирана, в период с марта 2013 года и по настоящее время в стране был установлен национальный рекорд по производству и экспорту электроэнергии. Рекордного показателя достигла также суммарная установленная мощность всех иранских электростанций, превысившая 70 тысяч МВт. На территории соседних стран было передано около десяти тысяч гигаватт-часов выработанной иранскими электростанциями энергии. Речь идёт как об Армении, так и об Азербайджане (включая Нахичеванскую автономию (3)).
Сотрудничество с Ираном в сфере энергетики имеет долгосрочный и достаточно устойчивый характер, включая «своповые» поставки газа. 29 октября 2009 года было восстановлено пассажирское сообщение между портами Энзели и Баку, приостановленное в 1998 году.
Иранская сторона выражает заинтересованность в налаживании стабильного железнодорожного сообщения как с Арменией, так и с Азербайджаном, что стало бы важным фактором совместного экономического развития Ирана, государств Южного Кавказа, Центральной Азии и России. На протяжении многих лет (и сегодня) Иран остаётся для Армении, находящейся в полублокадном состоянии, важным «окном в мир». С другой стороны, через территорию Ирана осуществляется снабжение Азербайджана с Нахичеванской автономией, чем, конечно, стратегическая важность Ирана для Азербайджана не исчерпывается. Грузия также является важной частью транспортного коридора «Север – Юг», теоретически способного обеспечить связь между Ираном, Россией и Европой по наиболее короткому пути.
Основной темой предстоящего в Тегеране заседания армяно-иранской межправительственной комиссии станет проект постройки армяно-иранской железной дороги, которая должна резко повысить товарооборот между странами, детали которого пока находятся в стадии проработки.
Россия, Иран и Азербайджан реализуют проект по строительству железной дороги по маршруту Казвин – Решт – Астара, что позволит соединить железнодорожные системы трех стран. 7 февраля 2011 года руководители железнодорожных управлений Азербайджана, России и Ирана в Тегеране подписали соглашение о создании совместного предприятия в рамках проекта железнодорожного транспортного коридора «Север – Юг». В феврале 2014 года между Ираном и Азербайджаном было подписано соглашение о сотрудничестве по вопросам решения проблем грузоперевозок и перевозок пассажиров. Кроме того, 14 февраля на Джульфинском погранично-пропускном пункте в Нахичевани был в эксплуатацию сдан новый мост, что, безусловно, укрепит экономическое взаимодействие Ирана в этой автономии, входящей в состав Азербайджана.
Существуют и конкретные инвестиционные проекты, способствующие развитию различных отраслей экономики стран региона, что особенно важно для Армении, не имеющей значительных запасов углеводородов. Например, в Армавирской области Армении и в районе Арарата при участии иранской стороны организовано производство биоудобрений, в том числе и с целью их экспорта в Европу. В 2013 объем двустороннего товарооборота составил 300 млн. долл., при этом существуют резервы для его трёхкратного увеличения.
В начале года объявлено о начале строительства на армяно-иранской границе Парка мира и дружбы площадью в несколько десятков тысяч гектаров, призванного стать символом мира, дружбы и сотрудничества между двумя странами. Новый проект не только защитит природу, но и будет способствовать экологическому туризму в обоих государствах.
На фоне Армении и Азербайджана экономическое взаимодействие Ирана с Грузией носит более эпизодический характер, что обусловлено в том числе и политическими причинами. Периоды оживления двусторонних контактов связывались с возникновением «пауз» в диалоге между Тбилиси и Вашингтоном. В апреле 2013 года официальные лица Ирана и Грузии подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве в сфере свободных экономических зон (СЭЗ). Отделение экономики от политики станет важным фактором развития двусторонних отношений, однако это не так просто. Например, 5 декабря 2012 года, то есть после победы коалиции «Грузинская мечта» на парламентских выборах, подкомитет Конгресса США по иностранным делам на Европе и Евразии провел слушания по теме «Иранское влияние на Южном Кавказе и в окружающем регионе». В ходе мероприятия эксперт Американского института предпринимательства Майкл Рубин подробно проанализировал тесные связи Ирана с Арменией и непростые отношения Ирана с Азербайджаном, а также предупредил о возможности радикальной переориентации внешней политики Грузии, включая нормализацию связей с Ираном и Россией. В 2013 году в западных СМИ появились публикации, авторы которых утверждали о нарушениях иранскими бизнесменами (незаконных – авт.) международных санкций путем инвестирования в экономику Грузии. Например, в статье в Wall Street Journal утверждалось, что если в 2010 году в Грузии было зарегистрировано 84 иранских компаний, то в прошлом году их число возросло до 1489. Правительство Ирана обвинялось в скупке земель в Грузии. После этого, в июле 2013 года Грузинские власти упразднили безвизовый режим для иранских граждан, действовавший с конца января 2011 года, что отрицательно сказалось не только на показателях туристического потока, но и на политическом доверии. Судя по официальным данным, в условиях безвизового передвижения количество иранских туристов в Грузию возросло с 21 300 в 2010 году до 89 600 в 2012-м, в то время как в 2013-м последовал почти 20-процентный спад.
* * *
Активизация Ирана в направлении Кавказа не остаётся незамеченной. Американский политолог Джеффри Манкофф достаточно ёмко и лаконично формулирует линию своей страны на противодействие Ирану в регионе: «В зависимости от того, как будут развиваться американо-иранские отношения, Южный Кавказ также может оказаться более важным для Вашингтона в контексте попыток сдерживания влияния Ирана в регионе».
Сложно не заметить попыток посеять в диалоге между всеми без исключения кавказскими государствами и Ираном раздоры и недоверие. Ранее имели место периоды, когда Запад (прежде всего в лице Соединённых Штатов) оказывал достаточно серьёзное давление на Армению, требуя сворачивания совместных проектов с Ираном. В качестве другого примера приведём неоднократно менявшуюся политику Грузии по вопросу безвизового режима с Ираном (в начале июля 2013 года он был в очередной раз оменен в одностороннем порядке, что, безусловно, затруднит, в том числе и бизнес-контакты). Ближневосточные оппоненты продолжают укреплять позиции на постсоветском пространстве, способствуя охлаждению диалога стран региона с Ираном.
В этой связи чрезвычайно важное значение имеют контакты на высшем политическом уровне, направленные на укрепление доверия между сторонами. Недавно было объявлено о предстоящем в 2014 году обмене визитами на высшем государственном уровне между Арменией и Ираном, регулярный характер имеют межпарламентские, межправительственные консультации и т.д.
Комплексное развитие экономических и гуманитарных программ, при активизации политического диалога, позволят наметить контуры новой, внеблоковой системы региональной безопасности в Кавказском регионе, о которой в последнее время все чаще задумываются и в России. В этом случае участники взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества смогут уже обращать меньше внимания на недружественные высказывания извне.
Примечания
(1) Ненефтяной экспорт из Ирана включает строительные материалы, железную руду и сельскохозяйственную продукцию. В свою очередь, Азербайджан экспортирует лесоматериалы, хлопок, ненасыщенные циклические углеводороды, резиноматериалы.
(2) Iran seeks to boost trade ties with Azerbaijan, Georgia // http://www.azernews.az/azerbaijan/60602.html
(3) В декабре 2013 года Баку и Тегеран взаимно закрыли ряд пропускных пунктов на границе – после инцидента с обстрелом азербайджанского трактора с территории ИРИ, о чем сообщили азербайджанские пограничники. В результате, снабжение Нахичеванского анклава Азербайджана на время оказалось существенно затрудненным.
Материал подготовлен на основании доклада автора в ходе доклада в ходе международной научно-практической конференции «Российско-иранское сотрудничество: состояние и перспективы» (Москва, Институт Востоковедения РАН, 3 марта 2013 г.)
Азербайджан Армения Грузия Иран США экономика