ГРУЗИЯ – ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
НОВОЕ В БИБЛИОТЕКЕ | ПОПУЛЯРНОЕ | ОТ РЕДАКЦИИ | 19.08.2014 | 00:00
В 2013 году в Киеве, в издательстве «Национальная академия управления» вышла монография профессора, доктора исторических и кандидата экономических наук, дипломата Юрия Чугаенко «Южная Осетия: исторические первопричины противостояния».
В данной монографии, используя многочисленные источники (включая документы из архива украинского МИДа), автор исследует первопричины возникновения двустороннего противостояния и приходит к выводу, что оно явилось результатом действия многочисленных объективных групп факторов в течение многовекового совместного проживания двух народов. В работе раскрывается механизм влияния каждой из этих групп на создание социально-психологических основ и формирование предпосылок взаимодействия сторон в форме острого конфликта в будущем.
Личные впечатления автора о многих событиях, почерпнутые им во время работы в посольстве Украины в Грузии, его оценки, подкрепленные обширной источниковой базой, делают книгу правдивой и интересной.
Поскольку развал Советского Союза сопровождался парадом суверенитетов, необходимо подчеркнуть, что независимость, которую получили бывшие республики Советского Союза, радикально отличается от независимости т.н. конфликтных территорий Грузии. В первом случае народы республик в своем подавляющем большинстве не думали о независимости и не ожидали её. Для них, как бы не говорили о её «выстраданности» ура-патриоты, она стала результатом бездарного правления высшего политического руководства СССР. Цена же независимости Южной Осетии и Абхазии чрезвычайно велика – на её алтарь были положены тысячи жизней жителей этих национальных образований, отмечает автор, добавляя, что огромные жертвы понесла в ходе конфликтов и Грузия.
Исследуя в историческом плане грузино-югоосетинские межэтнические отношения, автор учитывал, что вопросы национально-культурной идентификации всегда актуальны для любого общества, и исключением не являлось осетинское. Именно особенность борьбы за независимость поставила перед исследователями на повестку дня проблему самоопределения и самопознания осетинского общества вне идеологических постулатов. Такой подход сопровождался длительным по времени и скрупулезным изучением ими истории взаимоотношений Южной Осетии и Грузии с использованием обширной документальной базы. Проведенный автором сравнительный анализ её с документальной базой грузинской стороны давал возможность лучше понять природу возникновения противоборствующих процессов, которые резко обострились в конце 80-х годов прошлого века, продолжались в 90-е годы и завершились в августе 2008 года получением выстраданной независимости.
В отличие от взглядов ряда исследователей, изначально симпатизировавших грузинской стороне как жертве так называемого «российского империализма», точка зрения автора состоит в том, что противоречия между Грузией и Южной Осетией, переросшие в вооруженное противостояние, не являлись порождением недавнего прошлого, в том числе результатом коммунистического правления. Межнациональная напряженность в грузино-южноосетинских отношениях имеет давнюю историю, уроки из которой не были извлечены многими политиками, прежде всего политиками постсоветского периода.
Работа содержит множество интересных фактов, характеризующих этнополитические противоречия на Кавказе в исторической ретроспективе, рассматриваются взгляды как осетинских, так и грузинских политиков и общественных деятелей разных периодов, показывая, что далеко не все из них были однозначно шовинистическими. За неполных три года (1918 – 1921) осетинский народ трижды восставал против центрального правительства Грузии, причём практически все они имели свою целевую направленность на получение национального самоопределения и присоединение к России, это факт. Более того, они уже считали Южную Осетию неделимой частью Советской России. По мнению автора, это очень важно для понимания того, что все последующие движения за независимость, в том числе в конце 80-х годов прошлого века, и вхождение в состав Советского Союза и сегодняшние дебаты относительно установления ещё более тесных связей с Россией, вовсе не являются случайностью.
Подробно рассматривается в монографии Юрия Чугаенко также грузино-осетинские отношения на протяжении всего постсоветского периода, значительное внимание уделяется перипетиями урегулирования конфликта, ход миротворческой операции (при этом отмечены её уникальные черты, например – вовлечение в состав миротворческих контингентов представителей вооружённых формирований противоборствующих сторон) и роли в нем международных организаций. В то же время, по справедливому замечанию автора, несмотря на активную деятельность ОБСЕ в урегулировании конфликта, «её роль по сравнению с ролью российской стороны являлась вспомогательной». Россия «через механизм Смешанной контрольной комиссии постоянно поддерживала контакты с противоборствующими сторонами и нередко первой принимала на себя огонь. Благодаря усилиям российских миротворцев стало возможным начать переговоры грузинской и югоосетинской сторон в различных форматах, подписать ряд договоров и соглашений, способствовав тем самым установлению хотя и временного, но затишья. А то, что переговоры не привели к искомым результатам – не вина миротворцев». Попытки же ОБСЕ и частично ООН наладить двусторонний диалог по линии гражданского общества противоборствующих сторон «имели лишь частичный успех, поскольку Грузию при таком раскладе устраивала только лидирующая роль, участие на паритетной основе здесь воспринималось как косвенное признание Южной Осетии. Это означало, что решение социально-экономических проблем в Южной Осетии должно было происходить исключительно через призму отношения к территориальной целостности Грузии». Вполне симптоматично, что данная позиция грузинской стороны в целом сохраняется и сегодня. Несмотря на радикально изменившиеся после 2008 года политико-правовые условия. Весьма ценно в контексте нынешней ситуации и другое наблюдение автора, а именно: «если в Южной Осетии, равно как и в Абхазии, модернизация грузинской армии и многократный рост бюджета на оборону воспринимался с особой настороженностью, то в самой Грузии рост расходов на оборону прикрывался… не агрессивными намерениями, а необходимостью создания государственного института сдерживания. Но при этом грузинская сторона не скрывала, что добиться уступок со стороны Цхинвали возможно лишь при условии обладания соответствующей военной силой».
«В ходе грузинской агрессии были намеренно убиты российские военнослужащие из числа миротворческого контингента в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Как должна была поступить Россия? Ответ однозначен – как поступают в подобных случаях, к примеру, США или любое ответственное государство, защищая своих граждан» - и с этим выводом автора по итогам событий 2008 года также невозможно не согласиться.
Дополнительную ценность работе придаёт представленные в ней подробные справочные материалы, включая хронологию событий 8 - 12 августа 2008 года
Книга предназначена для дипломатических работников, политических и общественных деятелей, научных работников, занимающихся проблемами этнической конфликтологии, аспирантов и студентов обществоведческих факультетов, широкого круга читателей, интересующихся этнополитическими конфликтами на Южном Кавказе и поиском эффективных путей их преодоления.
Грузия историография политика и право Южная Осетия