ДОГОВОР О ВСТУПЛЕНИИ АРМЕНИИ В ЕАЭС ПОДПИСАН: ЧТО ДАЛЬШЕ?
Публикации | Саркис МАРТИРОСЯН | 18.10.2014 | 12:14
В ходе саммита глав-государств стран СНГ 10 октября в Минске президент Серж Саргсян подписал договор о вступлении Армении в Евразийский экономический союз. Дата вступления несколько раз откладывалась, и Армения, которая надеялась стать одной из стран-основательниц ЕАЭС, вступила в организацию всё же на правах нового участника, то есть уже после того, как парламенты Беларуси, Казахстана и России ратифицировали основополагающие документы.
За две недели до встречи в Минске проект договора о членстве Армении в ЕАЭС был опубликован МИДом страны. Из него следовало, что между Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской республикой должны быть установлены таможенные посты. Вместе с тем руководство МИДа дало понять, что в проект могут быть внесены изменения, притом что руководство НКР сделало официальные заявления о неприемлемости установления указанных таможенных постов. В этой связи любопытен комментарий бакинского издания haqqin.az, согласно которому в случае гипотетической «евроассоциации» «на границе между Арменией и Карабахом возникла бы настоящая таможенная граница, которую инспектировали бы представители ЕС, а в случае с Евразийским союзом граница может быть формальной…»
Главные же причины нежелания Минска и Астаны допустить вступление Армении в ЕАЭС в «форсированном» режиме, как нам представляется, связаны вовсе не с Карабахом. Причина достаточно банальна: руководители Казахстана и Беларуси хотели бы, чтобы это объединение осталось чисто экономическим. Россия же, как они, вероятно, полагают, используя то обстоятельство, что она является во многом донором (как экономически, так и в сфере безопасности) для таких малых стран, как Армения и Кыргызстан, будет проводить линию на трансформацию ЕАЭС в политическое объединение. В этом случае малые государства неизбежно будут поддерживать, в первую очередь, Москву.
Серж Саргсян: Армения приняла решение вступить в ЕАЭС, чтобы придать новый импульс развитию своей экономики
Вторая причина, как представляется, носит чисто экономический характер. В рамках ЕАЭС еще не утрясены все вопросы, отсюда и разного рода «войны» между ее участниками, к примеру «нефтяные» или «калийные». В этом контексте Минск и Астана хотели бы сформировать все правила игры в удобном для них формате, согласуя их исключительно с Москвой.
Ничего удивительного в подобного рода подходах нет. Достаточно напомнить, что с момента подписания Римского договора о создании «Общего рынка» между шестью странами-основательницами (1957 г.) до приема новых членов прошло свыше 15 лет.
Согласно подписанному в Минске договору, до конца 2015 года Армения будет представлена в коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) тремя членами, обладающими одним голосом, без закрепления за ними сфер ведения. При этом представители Армении будут выполнять свои функции до истечения срока полномочий, на который были назначены действующие члены ЕЭК (до конца 2015 года).
Другие отличительные особенности вступления в ЕАЭС Армении выглядят следующим образом:
во-первых, для неё предусмотрен переходный период по введению таможенных пошлин ЕАЭС по некоторым группам товаров (всего более 700 наименований). В свою очередь, власти страны берут на себя обязательство использовать такие товары только на своей территории и не допускать их вывоза в другие страны ЕАЭС без доплаты разницы сумм пошлин, действующих на территории остальных стран союза;
во-вторых, Ереван освободит от таможенных пошлин продукцию военного назначения, которая будет ввозиться в 2015-2022 годах. Данная льгота коснется продукции, предназначенной Вооруженным силам Армении, аналоги которой не производятся в других странах-членах союза;
в-третьих, от пошлин будут освобождены ввозимые до конца 2022 года в Армению некоторые виды гражданских вертолетов и самолетов, а также товары, ввозимые для строительства и модернизации АЭС;
в-четвёртых, армянская сторона будет получать 1,13% от сумм таможенных пошлин, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС. Соответственно, снизятся доли от сумм таможенных пошлин Беларуси, Казахстана (по 0,5%) и России (1,03%).
Кроме того, Армении предстоит довольно сложная процедура переговоров со странами-членами Всемирной торговой организации относительно изменения своих обязательств в рамках данной организации. Такие переговоры будет проводить полномочная делегация на основании директив, при этом директивы и состав делегации должны утверждаться, а при необходимости и корректироваться Советом ЕЭК. Достигнутые в результате договоренности перед их окончательным принятием в ВТО должны быть одобрены Советом ЕЭК. После принятия в ВТО изменения вносятся в Единый таможенный тариф ЕАЭС.
О том, как дальше будет продвигаться процесс интеграции Армении с ЕАЭС и что он даст ей, прежде всего в экономическом плане, говорить пока рано. Тем не менее стоит попытаться обозначить некоторые важные внешнеполитические аспекты этого процесса для Еревана. Если рассмотреть военно-политическую ситуацию в регионе, то можно прийти к выводу, что Россия не желает менять статус-кво вокруг Нагорного Карабаха и Армения по-прежнему важна для Москвы в качестве стратегического союзника на Южном Кавказе.
Кстати, 13 октября на высокогорных учебно-тренировочных комплексах «Камхуд» и «Алагяз» стартовали 6-дневные тактические учения с привлечением всех частей дислоцирующейся в Армении российской военной базы Южного военного округа. По сообщению пресс-службы ЮВО, «в самых крупных учениях в Закавказье примут участие около 3 тыс. военнослужащих и 500 единиц военной и специальной техники. Также будут задействованы истребители МиГ-29 российского авиационного соединения, дислоцированного на военном аэродроме Эребуни под Ереваном». В целом по количеству проведенных учений и расходу боеприпасов в 2014 году интенсивность боевой подготовки соединения увеличилась по сравнению с предыдущим годом в 4,5 раза.
Нынешнее противостояние Россия – Запад не приведет к тому, что у его сторон возникнет серьезное желание силой изменить статус-кво в зоне нагорнокарабахского конфликта. США и Франция, как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в формальном плане не могут в этой ситуации «подыграть» Азербайджану по той простой причине, что Москва формально «не подыгрывает» Армении, действуя строго в рамках двусторонних соглашений и международных обязательств. Таким образом, баланс внутри Минской группы ОБСЕ сохраняется.
Что касается внутриполитического расклада в Армении, то он в целом благоприятствует процессу интеграции в ЕАЭС и проведению согласованной торгово-таможенной политики с партнерами по объединению. Основные политические силы, представленные в парламенте страны, в той или иной форме уже заявили о поддержке членства Армении в ЕАЭС. Речь идёт о Республиканской партии Армении (правящая партия, которая имеет 70 мандатов в 131-местном парламенте), об оппозиционных партиях в лице «Процветающей Армении» (35 мандатов), АРФ-Дашнакцутюн (5 мандатов), партии «Оринац еркир» / «Страна законности» (5 мандатов), а также о большинстве фракции «Армянский национальный конгресс» (5 из 7 депутатов). Противником членства Армении в ЕАЭС выступает лишь парламентская фракция «Наследие» (4 мандата) и некоторые внефракционные депутаты. Таким образом, при отсутствии форсмажорных обстоятельств ратификационный процесс в Национальном собрании должен пройти достаточно конструктивно.
Вместе с тем следует учесть, что для сегодняшней Армении характерны сложные внутриполитические процессы, не связанные напрямую с вступлением в ЕАЭС. Речь идет о требованиях оппозиционных партий «Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс» и «Наследие» провести досрочные парламентские и президентские выборы. К этому требованию присоединились и многие общественные организации, в том числе представляющие ветеранов войны в Нагорном Карабахе (1991-1994 гг.). Причины этих требований достаточно банальны для всего постсоветского пространства: тяжелое социально-экономическое положение значительной части населения, высокий уровень бедности (свыше 32%, для сравнения: в соседней Грузии – 14%, в Азербайджане – 6%), высокий уровень безработицы (250 тысяч человек), невыполнение правящей партией и президентом многочисленных обязательств, повсеместная коррупция, высокий уровень миграции и многое другое.
В день подписания договора в Ереване состоялся многочисленный митинг и шествие, организованные тремя вышеупомянутыми партиями и Народной партией Армении. Председатель АНК и экс-президент страны Л. Тер-Петросян, выступая в ходе митинга относительно членства Армении в ЕАЭС, в частности, заявил: «Вопрос геополитической ориентации перед страной не стоит, членство Армении в ЕАЭС необратимо, а выступающие против этого 20 или 30 человек не могут выступать законодателями политической моды». Накануне митинга лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян в своем подробном интервью российской «Независимой газете» также направил четкий месседж Москве о том, что армянская оппозиция не ставит под сомнение вопрос членства страны в ЕАЭС.
Таким образом, необходимо чётко отделять требования оппозиции о досрочных парламентских и президентских выборов от вопросов членства Армении в ЕАЭС. К сожалению, некоторые российские издания в своих сообщениях вольно или невольно искажают суть внутриполитических процессов в Армении и слышат только то, что хотят слышать.
Как представляется, в обозримом будущем помимо актуальной оппозиции на политической площадке страны могут активизироваться ряд общественных движений и лидеров, которые будут выступать против членства Армении в ЕАЭС, а также против сохранения ее пророссийского геополитического вектора. Эти движения и лидеры имеют поддержку посольств тех западных стран, которые активно препятствуют процессу формирования ЕАЭС.
По материалам: Ритм Евразии
Армения дипломатия Евразийский Союз политика и право