На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

МАСКАТ (МАСКУТ) – ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Магомед ГАСАНОВ | 11.03.2015 | 17:39

В раннем средневековье на территории Восточного Кавказа возникли различные политические образования, одним из которых был Маскат (Маскут). Прошлое этого владения представляет интерес для истории Кавказа, однако имеющиеся письменные источники весьма скудны и малочисленны, а археологические исследования на территории, входившей в это политическое образование, специально не проводились.

Следует отметить, что отдельные исследователи при освещении тех или иных тем истории Восточного Кавказа затрагивали и некоторые вопросы, связанные с Маскатом. Согласно сведениям раннесредневековых источников, страна, где обитали ираноязычные маскуты – кавказские массагеты – находилась на территории прикаспийского побережья современных Дербентского, Кусарского и Дивичинского районов, Апшерона и Муганской равнины Азербайджана.

«Восточнее Албании, – пишет С.Т. Еремян, – простиралась малообитаемая Прикаспийская низменность, на которой кочевали массагеты и другие племена. Основной областью обитания кавказских массагетов являлась плодородная территория нижнего течения р. Самур и других рек теперешних Хачмасского и Кубинского районов, заключенная между Главным Кавказским хребтом (Керванские горы) и морским побережьем от Дербентского прохода до прохода у вершины Бешбармак». Арабский автор ал-Белазури (Баладзори) (ум. в 892 г.) в таком порядке перечисляет области, над которыми Ануширван определил «царей»: Серир, Филан, Табасаран, Лакз, Маскат, Лиран, Ширван. Ибн Хордадбех локализует Маскат за пределами ал-Баба (2).

По мнению некоторых исследователей, название Маскат (Маскут) происходит от этнонима «массагеты». Древние авторы считали, что первоначально массагеты расселялись в Закаспии и Приаралье. По мнению Геродота, скифы пришли в Европу из Азии, будучи вытесненными оттуда массагетами. Этноним «массагеты» этимологически остается неясным, тем более, что он известен лишь из античных источников и не представлен в письменных памятниках на иранских языках. Попытки толковать термин как «рыбоеды», «великие саки» или «великие геты», считаются малоубедительными (3).

В начале I тыс. до н.э. существовала массагетская конфедерация, в которую входили хорезмийцы, а также пасианы, отождествляемые с персами. Греческие авторы различали две большие группы азиатских кочевников: саков, живших к востоку от Сыр-Дарьи, и массагетов – к югу от Аральского моря. Несомненно, что саки и массагеты были сильны не столько сами по себе, сколько своими тесными культурными и политическими связями с многочис-ленными кочевыми племенами, занимавшими огромные пространства Алтая и Западной Сибири.

Рассказывая о массагетах, Геродот пишет: «Говорят, что массагеты – пле-мя и большое и сильное, обитают они к востоку, в направлении восхода солнца, по ту сторону реки Араке, напротив исседонов» (4). Геродот сообщает о том, что скифы покинули свою родину в Азии под давлением массагетов. И.М. Дьяконов полагает, что это сообщение Геродота соответствует действительности, так как в более позднее время в Албании (в Северном Азербайджане) действительно существовали массагеты, которые могли дойти сюда вслед за скифами в связи с общим продвижением кочевых племен (5).

Поскольку массагеты были ираноязычным племенем, они оказали опреде-ленное влияние и на топонимику территории, входившей в Маскат. Так, назва-ния рек, протекавших по этой территории, звучат на иранском языке. Река Рубас с иранского переводится как «лиса», а Самур – как «куница». Имеющи-еся данные подтверждают, что сарматские племена, в том числе и массагеты, охотились на лис и куниц (6).

А.-К.А. Бакиханов считал, что жителями Маската были аланы (7).

По мнению исследователей, название массагетов-саков отложилось в на-звании страны Сакасены, территория которой находилась между Курой, в районе севернее современного Кировабада, и Араксом на юге (8). В I в. н.э. Плиний Старший (9) упоминает массагетов и называет наряду с Албанией, Каспией, Липинией и страну Массагет как отдельную политическую и этническую общность, отличную от Албании. Это положение подтверждается данными анонима Равенского, сведения которого восходят к IV–V векам. Массагеты (маскаты) расселялись на западном побережье Каспийского моря близ Дербента. Границы Маската (Маскута) не были стабильными и неоднократно менялись в течение всего времени существования этого политического образования.

Как свидетельствуют источники, «маскаты уже в I в. н.э. имели свое царство» 11. «По С.Т. Еремяну, – пишет Г.А. Гейбуллаев, – царство маскутов упомянуто еще Тацитом как “царство скифов”» (11). Упоминание о «царе маскутов» содержится и в среднеперсидской надписи сасанидского шахиншаха Нарсе из Пакули, высеченной в 293 году. Сведения о маскутском царстве находим и в сочинении Аммиана Марцеллина.

В начале 30-х г. IV в. маскутским царем был Санесан из династии Аршакидов. По данным Ф. Бузанда Санесан, приняв титул царя массагетов (мзкут), основал в указанной области царство с помощью войска, состоявшего из гуннов и дагестанских горцев (12). Полагают, что на определенном этапе власть царя Санесана Аршакида распространялась и на территорию Албании, то есть Санесан был и царем Албании. Однако подчинение Албании власти маскутского царя было недолгим.

Маскутское царство как политическое образование известно и в раннем средневековье. Сведения о нем содержатся в сочинениях византийских, армянских, арабских авторов. По словам Аммиана Марцеллина массагеты назывались аланами. Автор утверждает, что перед вторжением в пределы Ирана в 362 г. император Юлиан Отступник своим легионерам говорил следующее: «Не ныне впервые, как болтают злые языки, проникли римляне в царство Персиды: не говоря уже о Лукулле или Помпее, который, пройдя земли албанов и массагетов, которых мы теперь называем аланами, разбил и это племя и увидел Каспийские озера...» (13)

Столицей Маската на определенном этапе был г. Чора (Чога). По данным «Дербенд-наме», здесь были и другие города и укрепления (14). Как отмечает источник, поместья «Михайарийа, Муджакабал и Сасмсуйа – все три в Маскате или поблизости от него» (15). В этом владении были ал-акара, земледельцы и издольщики.

Маскат с северной стороны граничил с Дербентом, на юге границы доходили до стены Сурат-Тин, называемой Бармаки, с востока примыкали к морю, а со стороны гор – к стране лакзов. «Маскат (Маскут), – пишет профессор

В.Ф. Минорский, – это арабское название не что иное, как народная этимоло-гия (Маскат – место, где что-то произошло), тогда как первоначальным назва-нием области должно бы быть Маскут или Машкут от имени древних массаге-тов» (16). Еще Маркварт заметил соответствие армянского Маскут арабского Мас-кат и современного Мушкур (17).

О Маскате Минорский добавляет следующее: «Маскат (Маскут) – земля, имеющая ряд крепостей, селений и полей (пастбищ) и граничащая с рекой Самур, морем, страной Лакзов и Шабараном. В давние времена она имела самостоятельных правителей (хуккам), но их правление прервалось в 218/833 году, когда эмиры Баб-ал-абваба и его пограничных областей заняли ее» (18).

Маскат и его жители были связаны с соседними народами и странами. Через это владение пролегали транзитные пути. Согласно сведениям, приво-димым в сочинении «Худуд-ал-алам», из Маската в мусульманские страны вывозили рабов. Маскат был связан также морским путем. Жители владения Маскат (Маскут) подвергались иноземным нашествиям. В результате завоевательных войн Кавада I (488-531 гг.) сасаниды построили вторую линию оборонительных стен, около которой вырос г. Шабран. Хосров Ануширван завоевал территорию расселения маскутов. Как пишет А.-К. А. Бакиханов «в Мускуре Ануширван поселил некоторое число жителей из Фарса и поставил над ними эмира из своего дома» (19). В Маскате распространилась зороастрийская религия. В V-VII вв. это владение подвергалось нашествиям тюркоязычных племен. Упорной была борьба жителей Маската против арабов, во главе которых находились Абдуррахман, Салман, Маслама, Джаррах. В 103 (722) г. арабский полководец Джаррах с 6-тысячным войском прибыл в Мускур (20).

В Маскате, помимо населения кавказского, иранского и тюркского происхождения, в VII–X вв. и позднее жили арабы. Возникли колонии из арабов-переселенцев из мусульманских стран. В первой трети VIII в. Маскат подвергался нашествиям хазар. Как сообщает автор VIII в. Гевонд, хазарский полководец прошел по земле маскутов. Маскат часто оказывался захваченным Ширваном. В XI в. шах Ширвана отнял Маскат у дербентцев. Раис Дербенда Муфарридж обратился за помощью в борьбе против ширваншахов к своему тестю (Халидху), владетелю Сарира. Последний лично прибыл и помог ему. С его поддержкой Муфарридж прогнал ширванцев из Маската (21). «Жители Дер-бенда, – говорится в источнике, – захватили земельные угодья и территорию страны (мамалик) Маскат» (22).

В X–XI вв. Маскат не раз подвергался нападениям дейлемцев, русов и курдов. Во второй половине XI в. ширваншах Фарибуз вел войны с эмирами ал-Баба за обладание Маскатом. В 1067 г. тюрки-сельджуки обрушились на Маскат. В 464 г. Х./1071 г. тюрок Йагма потребовал, чтобы ширваншах сдал крепость албаб и Маскат, в 468 г. X./1075 г. они были заняты сельджуками.

В раннем средневековье в Маскутское царство из Армении частично проникло христианство. После его утверждения в Армении как государственной религии, армянские миссионеры отправились и в страну маскутов, где эту религию проповедовал епископ Григорис. Поданным армянских источников, Григорис Просветитель и царь Армении Трдат III распространяли христианство по всей стране и дошли до Кавказского хребта, «до всей (северной) границы маскутов, до ворот Аланских и до ворот Каспийских», то есть до Дарьяла и Дербента. В маскутском царстве христианская проповедь наткнулась на боль-шие трудности, приведшие, в частности, к гибели епископа Григориса (23), который был замучен на Ватнеанской равнине маскутами-массагетами. На месте его гибели впоследствии была возведена часовня, и это место, расположенное близ селений Белиджи и Нюгди, было одним из самых почитаемых среди христиангригорианцев Восточного Кавказа (24). Христианство сделалось государственной религией в 360 г. при албанском (маскутском) царе Урнайре. Территория Дербента и дельты Самура до сих пор сохранили армянские церкви и кладбища армяноязычных татов, которые считали себя армянами.

В «Истории Ширвана и ал-Баба» Мюнеджима баши сообщается, что самостоятельность маскатских правителей прервалась в 218/833 г., когда эмиры Баб-ал-абваба заняли область Маскат (25). По данным Баладзори, как самостоятельное политическое образование Маскат просуществовал до первой трети IX в., когда его заняли владетели Дербенда (26).

Раскрытие вопроса о культуре Маската осложняется скудостью сведений. Как отмечено выше, на определенном этапе Маскат входил в Кавказскую Албанию, и жители его испытывали ее влияние. В Маскат были переселены арабы из мусульманских стран, которые развернули миссионерскую деятельность по распространению ислама и арабской культуры.

Так шейх молла Йусуф Мушкурский происходил из аравийской фамилии, пришедшей в VII в. хиджры из Медины в Карабах, а оттуда переселившейся в Маскат (Мушкут). В VIII столетии хиджры там родился шейх молла Йусуф. По окончании первоначального учения он отправился к Сайид Йахя Бакинскому и, усовершенствовав себя в науках, получил от него благословение на учительское звание. Возвратясь на родину, распространял свое учение и передал его шейху Мухаммеду Кубинскому. Потомки Йусуфа всегда пользо-вались в народе особенным уважением. Селение, где похоронен сам шейх и где живут его потомки, называется Шейхлар. Из его сочинений до нас дошло произведение, написанное им на арабском языке, «Беян ал-Асрар» («Изъяснение тайн»). Эта книга, состоящая из введения и 24 глав, объясняет некоторые тайны человеческой души и ее нравственные законы. Шейх умер в конце VIII (XIV) столетия (27). А.Н. Генко считал, что это «служит подтверждением мнения о позднейшем появлении некоторых арабских элементов на Кавказе» (28). Следует полагать, что потомки шейха Йусуфа с целью распространения ислама и арабской письменности попали в Дагестан, конкретно в Табасаран, и поселились в селении Курих (Гурик) (29). Одним из таких потомков был Зияудин Юсуф-хаджи ал-Курихи-Табасарани (1275–1351 гг.), (1860–1932 гг.)

Этноним «маскут» в форме «мюшкур» (мускур) до сих пор сохранился в названии равнины между реками Вельвельчай и Самур. Этот этноним засвидетельствован в источниках различных периодов: у Клавиха (XVI в.) – Мускат, А. Олеария (XVII в.) – Мюскюр, Я. Стрейса (XVII в.) – Мускар и т.д. Путешественник XV в. Афанасий Никитин пишет, что «он плыл до Маската».

По данным И.Г. Гербера «Мушкур занимал территорию от р. Самур до Низават и к весту до Кубы», далее «сей уезд купно называть Шабрай». Согласно описанию южного Дагестана Ф.Ф. Симоновича 1796 г., Мускурский округ, который входил в Кубинское владение, состоял из 31 населенного пункта (30). «Как пишет участник персидского похода 1796 г. С.М. Броневский, «Мускюрская волость, состоящая из 18 деревень, входила в Кубинское ханство».

Изложенное выше дает возможность отметить, что владение Маскат (Маскут), возникшее на приморской территории Восточного Кавказа к югу от Дербента, являлось одним из значительных образований, сыгравших важную роль в политических событиях, происходивших на Кавказе. В зависимости от международной обстановки, границы Маската менялись, а территория этого владения оказывалась яблоком раздора между правителями Ширвана и Дербенда.

Гасанов Магомед Раджабович – доктор исторических наук, профессор Дагестанского государственного педагогического университета

Примечания

1. Очерки истории СССР. III - X вв. М. 1958, с. 304.
2. ИБН ХОРДАДБЕХ. Книга путей и стран. Баку. 1986, с. 109.
3. ФРАЙ Р. Наследие Ирана. М. 1972, с. 71.
4. ДОВАТУР А.И., КАЛЛИСТОВ Д.П., ШИШОВА И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М. 1982, с. 85.
5. ДЬЯКОНОВ И. История Мидии. М.-Л. 1956, с. 245.
6. АБАЕВ В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.Н. Л. 1973, с. 433-434.
7. БАКИХАНОВ А.-К.-А. Гюлистан – и Ирам. Баку. 1991, с. 42.
8. ДЬЯКОНОВ И.М. Ук. соч., с. 245–251; ТРЕВЕР К.В. Очерки по истории Кавказской Албании. М.-Л. 1959, с. 192.
9. ПЛИНИЙ. Кн. II, гл. 12. – Вестник Древней Истории. 1949, № 2, с. 306.
10. АШУРБЕЙЛИ С. Государство Ширваншахов. Баку. 1983, с. 20.
11. ГЕЙБУЛЛАЕВ Г.А. Топонимия Азербайджана. Баку. 1986, с. 98.
12. БУЗАНД Ф. История Армении. Ереван. 1953, кн. III, гл. 7.
13. АММИАН МАРЦЕЛЛИН. Деяния. В кн.: Кавказ и Дон в производстве античных авторов. Ростов-на-Дону. 1990, с. 374.
14. Дербенд-наме. Тифлис. 1898, с. 31.
15. МИНОРСКИЙ В.Ф. История Ширвана и Дербенда. X–XI вв. М. 1965, с. 159.
16. Там же, с. 110.
17. Там же, с. 213.
18. Там же, с. 64.
19. БАКИХАНОВ А.-К.-А. Ук. соч., с. 45.
20. Там же, с. 51.
21. МИНОРСКИЙ В.Ф. Ук. соч., с. 76.
22. ШИХСАИДОВ А.Р., АЙТБЕРОВ Т.М., ОРАЗАЕВ Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М. 1993, с. 40.
23. БУЗАНД Ф. Ук. соч., с.14.
24. ГАДЖИЕВ М. Блеф о святом Георгии. – Дагестанская правда. 22.V.1997, с. 3:
25. МИНОРСКИЙ В.Ф. Ук. соч., с. 64.
26. БАЛАДЗОРИ. Книга завоевания стран. Баку. 1927, с. 7.
27. БАКИХАНОВ А.-К. Сочинения, записки, письма. Баку. 1983, с. 266.
28. ГЕНКО А.Н. Арабский язык и кавказоведение. Труды второй сессии ассоциации арабистов. M.-JT. 1941, с. 94.
29. ЮСУФОВ Ю.-Х. Духовное родство. Махачкала. 2005, с. 90.
30. История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. М. 1958, с. 87–88, 330-332.

Опубликовано: Вопросы истории. 2014. № 8.

Азербайджан Дагестан историография



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info