КАЗАЧЬИ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА ДОНА, КУБАНИ И ТЕРЕКА: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Антон БРЕДИХИН | 07.03.2016 | 16:07
- Помни, Матвей, - говорил отец Платова своему сыну, впоследствии знаменитому вихрю–атаману – служи Государю и Тихому Дону примерно. Береги отцовские обычаи: будь казаком! Уповай на Господа Бога, и Он тебя оставит. Слушай начальников. Будь внимателен к равным тебе, снисходителен к Низким и строг более всего к самому себе. Но помни всегда: никогда, Матвей, и думать не моги забыть наш Тихий Дон, вскормивший и взлелеявший тебя! (1)
Казачье кадетское образование признано в современной России одним из наиболее востребованных и рентабельных. Кадетские корпуса берут свое начало от казачьих образовательных учреждений Российской империи, сохраняя традиции и преемственность поколений: Оренбургского Неплюевского казачьего кадетского корпуса (1825 г.), Омского кадетского корпуса (1848 г.), Донского Императора Александра III кадетского корпуса (1883 г.), Второго Оренбургского кадетского корпуса (1887 г.), Владикавказского кадетского корпуса (1901 г.).
Миссия кадетских корпусов предусматривает воспитание гражданственности, патриотизма, воспитание уважения к традициям казачьего Дона / Кубани / Терека, создание системы военно-спортивной работы с кадетами. Выпускник корпуса должен обладать широкой эрудицией, креативностью, быть выносливым, физически крепким, здоровым. Фактически кадетские корпуса становятся «кузницами кадров» для военных училищ, подготавливающих специалистов во всех сферах, в том числе и морской (для этого в Таганроге Ростовской области планируется открытие морского казачьего кадетского корпуса).
В южных регионах страны повсеместно открываются новые учебные корпуса, в которых молодые казачата познают не только стандартный учебный курс, но и дополнительные курсы, как например в Аксайском Данилы Ефремова казачьем кадетском корпусе:
1) художественно-эстетическое направление: хор, ВИА, хореографический ансамбль, бальные танцы, клуб «Юный журналист», театрально-постановочный клуб, оркестрово-строевой ансамбль, основы этики, основы православной культуры;
2) спортивное направление: основы самообороны, рукопашный бой, бокс, атлетическая гимнастика, плавание, футбол, джигитовка, конная подготовка, воздушно-десантная подготовка, горная подготовка;
3) научно-техническое направление: основы полиграфического искусства, кружок народного творчества.
Несомненна роль казачьего кадетского образования в системе укрепления российской нации и снятия межнационального напряжения в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Так в Орловском казачьем кадетском корпусе, первом на юго-востоке Ростовской области, смогут получать образование не только казачата, но и турки-месхетинцы (2) и представители народов Дагестана, что позволит им более интегрироваться в донское сообщество и собственно говоря «показачиться».
Сохранение казачьих традиций и передача их кадетам-казачатам осуществляется в корпусах посредством института наставничества, когда к каждому классу прикрепляется заслуженный казак, в функции которого входит помощь кадетам в решении вопросов, связанных с казачьим воспитанием и культурой. Данная традиция берет свои корни в дореволюционной России. Дети, чьи отцы погибли на войне, считались атаманскими детьми. Атаман станицы или хутора был обязан знать их всех, заботиться о них. Старики следили, чтобы сирот не обижали. Одарённых детей-сирот отправляли учиться за казенный счет (3).
Среди традиций, связанных с казаками-наставниками стоит упомянуть и обряд «Пострижин». Когда мальчику исполнялось 7 лет, ему давали саблю и лук, на которых он демонстрировал свои навыки. После успешного прохождения испытаний казачонка сажали на перевернутую вверх дном бочку, сверху которой лежали две сабли и обсыпали золотыми дукатами, чтобы он рос смелым и богатым. Последним этапом инициации становилось обрезание казаком-наставником острой саблей нескольких волос надо лбом, затылком и ушами, формируя символический крест. Волосы затем сжигали со словами: «Пусть идет с дымом, чтобы будущий казак никогда ни горя, ни беды не знал…»
В кадетских корпусах сформирован свой институт наставничества о своем опыте встречи, с которым автор писал ранее (4). Только на Кубани число наставников достигает 900 человек. Добавлю, что в Новороссийском казачьем кадетском корпусе, где все преподаватели являются женщинами, казак-наставник способствует еще и сохранению дисциплины на уроках. С такой позицией солидарна и директор казачьей школы № 25 поселка Семигорье Ольга Купман: «в современных школах есть одна большая проблема: нехватка мужского воспитания. Так уж складывается, что основной педагогический состав школ – женщины. И здесь нам очень помогают наши казаки-наставники. Они компенсируют нехватку мужского влияния, еженедельно проводя с ребятами различные занятия, беседы, мероприятия. И дети всегда с нетерпением ждут с ними новых встреч».
Для самих казаков выступление в роли наставников является делом ответственным и жизненно необходимым. Как подчеркнул на встрече с казаками-наставниками начальник штаба Брюховецкого районного казачьего общества КВКО, войсковой старшина Николай Лапчинский: «У каждого из нас всегда и на все не хватает времени. В том числе, порой, и на воспитательную работу с детьми из казачьих классов. Однако, от того, как мы построим взаимодействие с педагогами, воспитателями, детьми, зависит будущее казачьего общества. Значит, нужно сделать все для того, чтобы каждое мероприятие, каждая встреча с казачатами были интересными, полезными и нестандартными».
В случае реализации казачьего самоуправления в школе или кадетском корпусе казак-наставник выполняет роль председателя Совета стариков, а в их компетенцию входит также проведение «классных часов» по истории и теории казачьего самоуправления. Организовываются ими и внеучебные занятия по теме «Казачья родословная». Выступают они и примером для казачат, демонстрируя свое мастерство в верховой езде и в физической, огневой подготовке. Отвечают казаки-наставники и за духовное воспитание кадетов через песни, былины, обряды, традиции, старинные предметы быта, костюмы, изделия народных ремесел.
Для повышения уровня знаний казаков-наставников созданы специальные программы дополнительного образования, в частности Московским государственным университетом технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) реализуется программа повышения квалификации казаков-наставников «Казачество на службе России». Она подразумевает изучение наставниками дисциплин «История казачества», «Духовно-нравственная, военно-патриотическая и художественная культура казачества», «Казачество и Православная вера», «Психолого-педагогические, методические основы обучения и воспитания учащихся кадетских классов». Учебный план программы был утвержден 2 сентября 2015 года, но уже сейчас ее выпускники и преподаватели выступили с конкретными результатами работы учебного курса в ходе VI Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» под председательством митрополита Ставропольского и Невиномысского Кирилла (25-27 января 2016 года): Юлина Г.Н. «Структура и содержание психолого-педагогическогой подготовки наставников казачьих классов», Поспелова И.Ю. «Формирование профессионально значимых качеств у наставников казачьих классов», Васильев П.В. «Универсальный кодокомпонент культуры в казачьем образовании», Тихомиров С.А. «Культурно-образовательные аспекты в воспитании православного казака». А Склядневой В.В. была подготовлена работа «Построение индивидуальной траектории профессионального развития казаков-наставников казачьих классов по программе повышения квалификации МГУТУ им. К.К. Разумовского (ПКУ)».
Переходя к выводам и рекомендациями, отметим:
- казачий кадетский корпус является наиболее успешной формой воспитания казачьей молодежи в русле любви к России, малой родине и Вере Православной;
- институт наставничества выступает качественным инструментом в системе преемственности поколений, передачи традиций и казачьей культуры от старшего поколения к младшему;
- посредством института наставничества осуществляется построение прямой связи между казачьим кадетским корпусом и местным казачьим обществом, что способствует сохранению кадетов в казачьей среде и после окончания корпуса;
- институт наставничества целесообразно ввести во всех учебных заведениях традиционно казачьих регионов, расширив его применение и на образовательные учреждения без статуса «казачий».
Примечания
(1) Картины былого Тихого Дона; Краткий очерк истории войска Донского. Т. 2. –М.; Граница, 1992 – с. 196
(2) Бредихин А.В. Турки-месхетинцы в Ростовской области и Краснодарском крае: на пути интеграции в российское общество// http://www.kavkazoved.info/news/2016/01/25/turki-meshetincy-v-rostovskoj-oblasti-i-krasnodarskom-krae-na-puti-integracii-v-rossijskoe-obschestvo.html
(3) Королев В.Н. Донские казачьи традиции: от какого наследства мы отказались Проблемы истории казачества XVI-XX вв. Отв.ред. д-р ист.наук А.И.Козлов, Ростов-на-Дону, 1995. С.169-171
(4) Бредихин А.В. Совет стариков в современных условиях становления социально-политических казачьих обществ на Северном Кавказе: орган управления и хранитель традиций// http://www.kavkazoved.info/news/2016/01/28/sovet-starikov-v-sovremennyh-usloviah-stanovlenia-kazachih-obschestv-na-kavkaze.html
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016
грант-2016 казачество образование Россия традиционализм