УРОЖЕНЦЫ КАВКАЗА В ВОЙНЕ НА ДОНБАССЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ПРОТИВ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 12.07.2016 | 00:00
Февральский государственный переворот 2014 года в Киеве и кровавый вооруженный конфликт на Донбассе изначально преследовали цель разрушения общей исторической памяти граждан некогда единой страны, усиления межпоколенческого конфликта, провоцирования межнациональной розни. В 2014 г., с началом вооружённой агрессии Украины против Донбасса, отказавшегося признать легитимность украинского правительства, широкую огласку в СМИ получила тема участия в данном конфликте по обе стороны баррикад уроженцев Кавказа, а также представителей диаспор кавказских народов на Украине.
Первым погибшим кавказцем в завязавшейся кровавой кутерьме принято считать армянина Сергея Нигояна, выходца из семьи переселившихся в начале 1990-х годов в Днепропетровскую область беженцев (1). Он был убит во время беспорядков на ул. Грушевского в Киеве 22 января 2014 г. По иронии судьбы, первым погибшим ополченцем на Донбассе тоже был армянин – Рубен Аванесян. Гибель этих людей стала самым наглядным проявлением непростой, трагической ситуации, заложниками которой оказались украинские армяне. (2)
Следующим погибшим активистом «евромайдана» был радикал из Грузии Зураб Хурция. Он умер прямо на баррикадах от сердечного приступа. Затем – Давид Кипиани, боевик грузинской сотни «евромайдана». Официальная причина смерти – тоже больное сердце.
С началом полномасштабных боевых действий на Донбассе появились боевики т.н. батальона им. Дудаева (командир Иса Мунаев) и батальона им. Шейха Мансура (командир Муслим Чеберлоевский). В составе батальонов – бежавшие в Европу чеченские террористы, а также чеченцы, принимавшие участие в боях в Сирии на стороне ИГИЛ. Об этом писала американская пресса (3).
Их точные потери неизвестны. Подтверждена только гибель в феврале 2015 года в ходе боёв за Дебальцево И. Мунаева и сообщалось о гибели отца и сына Баматгиреевых, но последний случай в украинских СМИ не упоминался. Напомним в этой связи, что впервые о формировании «мусульманского батальона», предназначавшегося для террористической войны против России с украинской территории, было объявлено в Дании в самом начале марта 2014 года, примерно через неделю после переворота в Киеве (завидная оперативность). Инициатором создания данного вооружённого формирования явилась эмигрантская экстремистская организации «Свободный Кавказ», заявившая 3 марта 2014 г. о «своей полной поддержке Евромайдана и… нового правительства Украины» и призвавшая «все демократические страны мира объединиться в борьбе против российской империи Зла».
Многими авторами и очевидцами отмечается деятельность на Украине (включая её Вооруженные силы) грузинских наёмников, в частности – в составе батальонов «Донбасс» и «Азов». При поддержке западных наёмников военные инструкторы из Грузии пытались перенести на Украину опыт «американизации» армии бывшей советской республики, который они получили во время правления Саакашвили (4), впрочем. По большей части безуспешно. Воюющий в составе ВСУ «грузинский национальный легион» потерял двух человек – Александра Григолашвили (до этого он служил в грузинском контингенте в Ираке) и Константина Лашхиа. Первый был убит в бою, второй утонул в Азовском море.
В списках погибших значатся также Георгий Джанелидзе (карательный батальон «Азов»), Георгий Баратели, Ираклий Кутелия, Тамаз Сухиашвили (все трое из 93-й отдельной мехбригады ВСУ). Т. Сухиашвили, кроме того, участник военной операции в Афганистане (ISAF).
Конечно, это неполная картина потерь грузинских экстремистов, т.к. полагаться на украинскую статистику нельзя. Наиболее полным неофициальным источником данных по потерям, на который ссылаются официальные источники, считается т.н. Книга памяти погибших за Украину (5). Но и там представлены не совсем верные данные.
Общее число погибших в Книге памяти оценивается в 2790 чел., хотя очевидно, что потери ВСУ гораздо выше. Количество не боевых потерь (болезни и несчастные случаи) – 97 чел., от ранений – 224 чел., в то время как военный прокурор Украины Анатолий Матиос назвал другое количество не боевых «200-х» - 1 тыс. человек.
По данным на 22 мая 2016 г., потери украинской стороны за относительно мирный май с.г. составили 31 чел., из которых только 11 погибли от действий противника. Остальные – в результате неосторожного обращения с оружием, болезней и несчастных случаев.
Некоторые случаи гибели солдат ВСУ вообще не фиксируются в Книге памяти. Например, не зафиксирована смерть грузинского боевика Резо Циклаури, о которой сообщалось в прессе. Таким образом, по предварительным данным, грузинские потери на Украине составляют 9 человек, и являются самыми многочисленными среди других кавказцев в составе ВСУ.
Война на Украине вновь обнажила линию раскола между осетинами и грузинами. Осетины составили большинство среди кавказских добровольцев в составе ополчения ЛДНР (на втором месте – чеченцы, затем – представители дагестанских народностей).
Именно осетин украинские журналисты чаще всего выдавали за кадыровцев. К слову, самые большие единовременные потери чеченские добровольцы, воевавшие за ЛДНР, понесли летом 2014 г. в Донецком аэропорту, где Украина применила авиацию.
Незнакомый с национальными тонкостями Кавказа украинский обыватель легко путал осетин с чеченцами. Затем украинские СМИ стали писать и об осетинах, но не ради точности изложения, а с целью показать массовость так называемого «российского вторжения» на Украину, в котором якобы участвуют все, в т.ч., чеченцы и осетины.
Участие осетин в войне на стороне ЛДНР было ответом Киеву за содействие грузинской агрессии против Южной Осетии в августе 2008 г. Тогда у власти находился тоже майданный президент – Виктор Ющенко. Он сделал всё, чтобы украинские граждане не знали о соучастии Украины в преступлениях грузинской военщины в Южной Осетии.
Осведомлённость украинцев о событиях 2008 г. в Южной Осетии равна практически нулю. Из-за этого граждане Украины искренне удивлялись, почему так много осетин пошли воевать против киевского режима. По последним данным, потери югоосетинских добровольцев в Донбассе – 4 чел. По Северной Осетии итоговых данных не обнаружено.
По сравнению с осетинами абхазы представлены в рядах ополчения гораздо меньше. Возможно, это связано с тем, что соучастие украинских неонацистов из УНА-УНСО в войне против Абхазии на стороне Грузии в 1992-1993 гг. не было столь масштабным, и уже забылось. В отличие от обстрелов спящего Цхинвала, к чему приложили руку украинские военные в 2008 г., и о чём осетины помнят хорошо.
Другая относительно многочисленная группа представителей кавказских национальностей в составе ВСУ состоит из азербайджанцев и уроженцев Азербайджана других национальностей, и армян. Вероятно, это связано с тем, что на Украине проживают многочисленные диаспоры этих народов: 100 тыс. армян и более 45 тыс. азербайджанцев (данные 2001 г.).
Как и представители любой другой национальности, они так же подвержены влиянию пропаганды, которая и завела некоторых из них в ряды украинской армии. Донбасские азербайджанцы и армяне встали на сторону ополчения.
Грузом «200» в ВСУ стали Алиев Йолчу Афи-оглы (позывной «Аварец», видимо, указывал на его национальность), уроженец г. Дашбурун Бейлаганского района Азербайджана, капитан Багиров Ильгар (уроженец Баку), Гаспарян Игит (уроженец с. Нор Аманос Аштаракского района Армении), Чолокян Артур (уроженец Донецкой обл.). Не установлена национальность боевика батальона «Донбасс» Магомедова Кадыра (уроженец Харькова).
Вывод: интерес к конфликту на Донбассе проявляют, в первую очередь, кавказцы-христиане (грузины, осетины). В рядах ополчения ЛДНР практически нет карачаевцев, адыгов, балкарцев. Для многих мусульман эта война остаётся «спором славян между собою». Более актуальная тема для российского ислама - это пропаганда запрещённой в России террористической группировки «ИГ» (с которой современная Украина имеет, впрочем, много общего (6)) и смежные вопросы.
На протяжении последних лет киевские власти, а также радикальные националистические группы пытались разными способами раскачать ситуацию на Северном Кавказе. Так, 27 ноября 2015 года нынешний глава Верховной рад Украины Андрей Парубий объявил о создании некоей межфракционной группы «За вiльний Кавказ». Заявленная цель данной структуры – содействовать так называемым «национально-освободительным движениям Северного Кавказа». Возглавил группу Юрий Шухевич – сын Романа Шухевича, заместитель командира батальона «Нахтигаль», воевавшего в составе вермахта. Кроме Шухевича, в указанной гоп-компании оказалась Оксана Корчинская, жена бывшего лидера УНА-УНСО, неадекватный сотник Парасюк и прочие, но менее известные личности с ярко выраженными признаками социальной патологии. Консультантом группы был объявлен одиозный «специалист» по проблемам Кавказа из Израиля Авраам Шмулевич.
Официальный прокиевский агитпроп периодически муссирует тему некоего «украинско-кавказского антироссийского братства» прошлых времён, а заодно и многочисленные теории и методы раздела России вдоль национальных «швов», и расширения границ украинского национального государства на восток (7). Впрочем, ничего идеологически нового украинские националисты предложить Кавказу не могут. Как предлагали в 1943 году пронацистский идеологический суррогат, так впаривают его и сегодня. Как бредили некими «украинскими землями» на Кавказе, так и продолжают бредить (в этой связи можно вспомнить хотя бы заявление замкомандира карательного батальона «Днепр-1» Юрия Березы о том, что Украина когда-то граничила с Чечней).
Между тем, кавказцам есть чем ответить украинским нацистам. Родовая память на Кавказе, как известно, прочна. Там помнят не только обстрелы грузинскими боевиками Цхинвала при соучастии режима Ющенко, но также и лихие действия Дикой дивизии в годы Первой мировой войны против украинских сечевых стрельцов, бывших на услужении у австро-венгерских оккупантов. Помнят и подвиг кавказцев-красноармейцев, освобождавших Украину в годы Великой Отечественной войны не только от немецких, но и от украинских нацистов.
Примечания
1) Тертерян С. Кто поможет бежавшим в Армению от войны соотечественникам из Украины? // http://russia-armenia.info/node/16644
2) По данным председателя Донецкого общества армян Гагика Агавеляна, до последнего времени 80 тысяч армян из 550-тысячной армянской общины Украины проживало в одном лишь Донецке (Тертерян С., Указ. работа). Значительная часть донецких и луганских армян и членов смешанных семей пополнила ряды беженцев, некоторые стали таковыми уже во второй раз при жизни одного поколения.
3) Chechen Jihadis Leave Syria, Join the Fight in Ukraine // http://www.thedailybeast.com/articles/2015/09/04/chechen-jihadists-leave-syria-join-the-fight-in-urkaine.html
4) Грузинские военспецы – связники НАТО в армии Украины // worldandwe.com, 9 марта 2015 г.
5) Книга пам'яті полеглих за Україну // http://memorybook.org.ua/index1.htm
6) См. напр: Григорьев М. Обыкновенный фашизм: военные преступления украинских силовиков (2014–2016) // М.: Кучково поле. 2016.
7) Гулевич В. Кавказские грезы украинских националистов // http://www.kavkazoved.info/news/2015/09/23/kavkazskie-grezy-ukrainskih-nacionalistov.html
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016 Грузия диаспоры Новороссия терроризм Украина этничность / этнополитика