БАКУ, АНКАРА И БРЮССЕЛЬ ПЫТАЮТСЯ НАПРАВИТЬ АТОМНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ АРМЕНИИ ПО УКРАИНСКОМУ ПУТИ
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 29.08.2017 | 23:11
Андрей Арешев, политолог, эксперт Центра изучения Центральной Азии¸ Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН отвечает на вопросы экономического обозревателя АрмИнфо Александра Аванесова.
В последнее время и в Азербайджане, и в Турции развернулась активная кампания по закрытию Армянской АЭС. В качестве аргумента этой кампании указывается ее устаревший характер, и неспособность Армении управлять действующим блоком Армянской АЭС. Как Вы считаете, не являются ли эти требования политически мотивированными и почему?
Прежде всего, надо отметить, что эта кампания носит перманентный характер, будучи обусловлена стабильно напряжённой военно-политической ситуацией в южно-кавказском регионе. Например, я хорошо помню различные апокалиптические выдумки, распространявшиеся вокруг закрытой в тот период Армянской (Мецаморской) АЭС в начале 1990-х годов, в разгар активных военных действий вокруг Нагорного Карабаха. Однако в последнее время информационно-пропагандистские наскоки на армянскую атомную энергетику с акцентированием якобы исходящей от неё опасности действительно усилились, широко используются известные лоббистские возможности, в частности, в Европе, податливой к доводам специфического свойства. Большинство выдвигаемых в этой связи «аргументов» (в частности, Азербайджаном), на мой взгляд, являются надуманными, либо же политически мотивированными. Хотелось бы напомнить, что в конце 1980-х годов, после разрушительного землетрясения на севере и северо-западе Армянской ССР, тогда ещё советское правительство под давлением экологических организаций приняло решение о консервации станции. В 1989 году оба блока Армянской АЭС.
Тем не менее, после распада СССР, в условиях масштабного энергетического кризиса руководство уже независимой Армении приняло решение о возобновлении эксплуатации второго энергоблока. В ноябре 1995 года после многочисленных работ по повышению уровня безопасности он был введён в действие. В последующие годы работы по повышению безопасности АЭС не прекращались, и сегодня она представляет собой объект, способный выдержать, как минимум, 9-балльное землетрясение по шкале Рихтера. Согласно сведениям, предоставляемым армянской стороной международным организациям в сфере атомной безопасности, объект надёжно защищён от сейсмических процессов. Кроме того, в 2015 году экспертной миссией МАГАТЭ была проведена экспертиза вероятностного анализа безопасности (ВАБ) по сейсмике второго энергоблока Армянской АЭС, по итогам которой был сделан вывод о полном соответствии параметров её сейсмической безопасности нормам МАГАТЭ. В 2016 году было завершено комплексное обследование оборудования, работы идут в штатном режиме в соответствии с рабочими графиками и имеющимися договорённостями. По словам руководителя проекта по продлению срока эксплуатации второго энергоблока Владимира Бредова, во главу угла вопрос дальнейшей безопасной эксплуатации АЭС. А генеральный директор «Армянского НИИ по эксплуатации атомных электростанций» профессор Ваграм Петросян сообщил, что к апрелю 2018 года будут готовы два комплекта системы индустриальной антисейсмической защиты для Армянской АЭС.
Каковы, по Вашему мнению, истинные цели упомянутой кампании?
На мой взгляд, они состоят в закрытии Армянской АЭС под давлением международных организаций, что будет означать утрату энергетической независимости и безопасности страны. В настоящее время действующий второй энергоблок Армянской АЭС обеспечивает до 40 % потребляемой в Армении электроэнергии. Конечно, продлевать срок действия атомной электростанции до бесконечности невозможно, и вопрос о строительстве на территории страны новой АЭС никогда не снимался с повестки дня. Проведённые армянскими властями исследования показали, что сценарий развития с атомной энергетикой не только позволяет значительно повысить уровень энергетической независимости и безопасности страны, но и может быть экономически оправдан в сравнении с безъядерным сценарием развития, основанным на строительстве тепловых станций [1].
Проблема продления срока службы Мецаморской АЭС до 2026 года является в настоящее время достаточно актуальной и требующей значительных усилий и затрат. Основные работы, осуществляемые дочерним предприятием госкорпорации "Росатом" – АО «Русатом Сервис» совместно с армянскими предприятиями (а это, опять-таки, дополнительные рабочие места) – должны завершиться в 2019 году. Согласно открытым источникам, уже в ближайшее время на объекте необходимо поменять некоторые достаточно массивные и габаритные агрегаты, которые, скорее всего, будут доставлены в Армению по сложной логистической схеме. Первый этап поставок необходимого для продления срока эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС оборудования планируется начать в ноябре 2017 года. Возможно, поднятая с подачи Баку шумиха преследует дополнительную цель максимально политизировать сугубо технологические процессы, связанные с модернизацией АЭС в Армении. На мой взгляд, заслуживает внимание и точка зрения некоторых экспертов о том, что добившись закрытия Армянской АЭС, Азербайджан будет чувствовать себя более уверенно и в военном отношении.
По данным армянских СМИ, вопрос о закрытии атомной станции муссируется также и в контексте предполагаемого в ноябре 2015 года подписания «рамочного» соглашения о партнёрстве с Евросоюзом. На примере той же Украины хорошо видно, насколько опасны любые попытки экспериментов, обусловленных стремлением оторвать новообретённых «восточных партнёров» от России там, где это только возможно. Реальные действия европейских структур свидетельствуют о лукавом характере публично демонстрируемой ими «заботы» об энергетической безопасности постсоветских стран. Раскручивая хэштэг StopMetsamor, Брюссель действует по принципу «или – или», вынуждая Ереван, в унисон с требованиями Баку и Анкары, думать о закрытии АЭС, и прибегая для этого как к финансовым посулам, так и к средствам откровенного политического шантажа. Всё это заставляет относиться к «доводам» некоторых армянских НПО об американцах и европейцах как якобы о главных «благодетелях» с чувством глубокой иронии.
Не считаете ли Вы, что и Армения, и Россия (как конструктор действующего блока ААЭС, и главный подрядчик реализуемой программы) недостаточно активны в контрпропаганде?
Российско-армянское сотрудничество в сфере атомной энергетики имеет достаточно давнюю историю и, очевидно, содержит различные аспекты, зачастую понятные лишь профессионалам. Системный и регулярный характер приобрели научные, образовательные информационные обмены, повышение квалификации сотрудников АЭС, в том числе в рамках программ по обмену опытом в рамках Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные станции. По оценкам армянской стороны, создан резерв топлива, который можно будет использовать в случае форс-мажорных обстоятельств, связанных, к примеру, с транспортировкой топлива через сопредельные границы в условиях политической нестабильности. За всё время сотрудничества с АО «ТВЭЛ» не было допущено ни одного срыва или сбоя при поставках тепловыделяющих сборок, а топливо соответствующей марки никогда не вызывало нареканий, ни у армянских, ни у зарубежных специалистов.
Глубокий характер взаимодействия во многом обусловлен упомянутой выше ролью Армянской АЭС, этого технологического наследия советской эпохи, в обеспечении энергетической безопасности страны. В постсоветские годы атомная отрасль претерпевала достаточно серьёзные трансформации, и новые передовые технологии и практики получают широкое распространение. Согласно межправительственному соглашению 2000 года, российская сторона взяла на себя продлевающиеся во времени обязательства по эксплуатации и снабжению АЭС необходимым количеством ядерного топлива. Корпорация «Росатом» осуществляет взносы во внебюджетный фонд МАГАТЭ с целью реализации проектов по техническому сотрудничеству. Программа продления срока эксплуатации Армянской АЭС, о которой шла речь выше, реализуется за счет кредитных средств в 270 миллионов долларов и гранта в 30 миллионов долларов, предоставленных в рамках подписанного в 2015 году межправительственного соглашения.
В любом случае, лучшим индикатором эффективности двустороннего сотрудничества станет успешное завершение работ по модернизации атомной станции и дальнейшее развитие армянской энергетической отрасли. Это станет лучшим ответом на пропагандистские выпады о «деструктивной» якобы позиции Москвы, препятствующей «светлому энергетическому будущему» Армении с опорой на так называемые альтернативные источники, способные в реальности закрыть лишь незначительную часть энергобаланса. Отдельные экспертные публикации по вопросам энергетики страдают ангажированностью и поверхностным подходом, и, конечно, эффективная работа как профильных российских структур, так и ведущих армянских СМИ имеет немаловажное значение. В этой связи мне хотелось бы отметить публикации Вашего и других ведущих информационных агентств Армении, в которых содержится объективная информация и факты, а не эмоционально окрашенные предпочтения, сплошь и рядом далёкие от реальности.
РФ строит блоки не только у себя, но и в других странах мира, в том числе, в сопредельных с Арменией Турции и Иране, где сейсмическая активность и другие природные катаклизмы (песчаные бури, сход оползней и т.д.) не меньшие, чем в Армении. Почему же Азербайджан не выражает протестов по этому поводу?
На развитие атомной энергетики как в постсоветских странах, так и в «дальнем зарубежье» влияет множество факторов, в том числе сиюминутная политическая конъюнктура и объективное повышение рисков для ключевых объектов административной, промышленной (в том числе энергетической) инфраструктуры. Скажем, атака на строящуюся в Белоруссии Островецкую АЭС ведётся с территории ряда соседних стран по лекалам, во многом схожим с армянскими. Известен интерес к армянской энергетике со стороны американского и ряда других посольств в Ереване, однако, к сожалению, имеются и вызовы иного свойства. Вспомним, к примеру, резонансные теракты текущего года в одной из сопредельных с Арменией стран, которые, конечно же, не носят случайного характера. Предполагаемое соединение Армении высоковольтными линиями с Ираном и Грузией, призванное сделать её роль в качестве активного регионального экономического игрока более заметной, далеко не всеми будет воспринято с восторгом… Всё это в должной мере должно учитываться (и не сомневаюсь, учитывается) в рамках мероприятий по комплексному укреплению национальной безопасности.
Совершенно очевидно, что и дальше заинтересованными центрами будет муссироваться тезис об «опасности» Армянской АЭС, получающей высокие оценки специалистов и отвечающей всем современным технологическим стандартам. Но мне всё же представляется, что на российско-армянское сотрудничество в сфере атомной энергетики попытки создания вокруг него негативного информационного фона существенного влияния не окажут.
[1] См.: Саркисян В.О., Гнуни Т.С. Армянская энергосистема: современное состояние, перспективы развития, вопросы региональной интеграции // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 4 (5). С. 113.
По материалам: finport.am
Азербайджан Армения пропаганда Россия Турция энергетика