ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ. КАК ЭТО БЫЛО!
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Лариса ЦВИЖБА | 31.08.2017 | 12:33
Начавшийся очередной вооруженный конфликт в Южной Осетии в начале 1991 г. был остановлен подписанием в Дагомысе 24 июня 1992 г. Россией и Грузией соглашения о прекращении огня и вводе миротворческих сил в зону конфликта.
Грузия не прекратила агрессивные намерения по отношению к своим автономным республикам. Так, 14 августа 1992 г. войска Госсовета Грузии вошли на территорию Абхазии под надуманным предлогом, о чем уже много лет говорят и сами грузинские политики. Запланированная молниеносная война обернулась крахом для Эдурда Шеварднадзе. Победа, одержанная абхазами 30 сентября 1993 г., при поддержке братьев-добровольцев Северного Кавказа и добровольцев, прибывших из различных уголков России, в этой неравной грузино-абхазской войне, не отрезвила горячие головы в Грузии. Несмотря на ввод миротворцев в зону грузино-абхазского конфликта 21 июня 1994 г., провокации (минирование, подрыв, похищения людей, убийства), как на линии разграничения, так и в приграничных населенных пунктах, не прекращались.
Миротворческая «площадь» охватывала территорию в районе р. Ингури шириной в 56 км и длиной в 78 км. Сами миротворческие силы были отведены на 12 км в обе стороны от реки Ингури, имели по два пункта размещения тяжелой техники (Очамчира и Меоре-Гудава, Хета и Сенаки), созданы 22 наблюдательных поста в зоне, выделено10 вертолетов в распоряжение четырем мобильным группам, которые контролировали с воздуха Кодорское ущелье, не входившее в демилитаризованный район.
После завершения грузино-абхазской войны (1992-1993 гг.) территория Абхазской Сванетии или Кодорского ущелья оказалась вне контроля Абхазии, здесь проходили посты миротворцев.В октябре 2001 г., сюда из Грузии (из базы чеченских боевиков в Понтийском ущелье, которая поддерживалась властями Грузии, хотя официально это отвергалось) вторгся вооруженный отряд чеченского боевика Руслана Гелаева, который предпринял попытку прорваться из Кодорского ущелья Абхазии, через территорию Абхазии в Сочи. Тогда же, в целях провокации, грузинской стороной был сбит вертолет военных наблюдателей ООН. Кроме того, в зоне Кодорского ущелья постоянно минировались тропы и маршруты миротворцев. Грузия не признавалась в этих акциях, а ответственность за эти деяния официальный Тбилиси перекладывал на партизанский отряд «Лесные братья» Дато Шенгелия.
В июле 2006 г., в нарушение договоренностей между конфликтующими сторонами не держать в Кодорском ущелье военного контингента, Грузия ввела туда 2500 военнослужащих, военную технику, оборудовала пост, осуществила минирование местности. Президент Грузии Михаил Саакашвили распорядился называть этот регион «Верхней Абхазией» и отправить туда «грузинское правительство Абхазии в изгнании», которым обещал благоустроенное жилье, современную связь и т.д.
После такого демарша Грузии, Президент Абхазии Сергей Багапш заявил, что Сухум вернется за стол переговоров с Грузией при условии, что будут выведены из верхней части Кодорского ущелья все грузинские вооруженные формирования и «грузинское правительство Абхазии в изгнании». Грузия для себя решила, что контроль над верхней Абхазией – это начало процесса возвращения под юрисдикцию Тбилиси всей территории республики.
Было очевидно, что Грузии потворствуют американские политики в лице первых лиц государства. Подготовка грузинских вооруженных сил по образцу НАТО, вооружение, которое страна получала, все говорило о готовящемся военном вторжении в одну из бывших автономных республик Грузии. Надо сказать, что Грузию в ее взглядах на разрешение политического конфликта с бывшими ее республиками поддерживали ОБСЕ и наблюдатели ООН, которые посещали не только зону миротворцев в Кодорском ущелье Абхазии, но и незаконные грузинские вооруженные формирования, хотя иногда обращали внимание на ситуацию в этом регионе. Так, в Резолюции 1716 (2006) Совета Безопасности ООН, принятой в октябре 2006 г., выражается озабоченность в связи с действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье в июле 2006 г. и других грузино-абхазских договоренностей в отношении Кодорского ущелья. Кроме того, призывает грузинскую сторону обеспечить, чтобы там не находилось никаких войск, которые не предусмотрены Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г. Но Грузия всячески игнорировала Резолюции ООН и другие договоренности сторон по соблюдению мира в зоне грузино-абхазского конфликта, и, таким образом, Кодорское ущелье оставалось самым проблемным местом в Абхазии. (Цвижба Л.И. Кодорское ущелье).
Как и в конце 80-х годов ХХ столетия, Грузия в очередной раз избрала в качестве легкой мишени Южную Осетию, расправившись с ней, планировала пройтись по Абхазии.
Начавшиеся с 2 августа 2008 г.обстрелы Южной Осетии со стороны Грузии, в Абхазии восприняли настороженно, говорили, что война в Южной Осетии неизбежна. В то же время, по неофициальным источникам, было известно, что в Абхазию завозилась по железной дороге военная техника. К тому времени была восстановлена восточная часть железной дороги Абхазии, которая не эксплуатировалась с распадом СССР. 31 мая 2008 г. российские железнодорожные войска (примерно 400 человек), были введены в Абхазию для восстановления инфраструктуры железной дороги, практически от Сухума до Очамчир. Эту работу Грузия расценила как агрессию и вторжение в ее территорию.
Справка: Блокада железной дороги, которая началась в 1993 г. в Закавказском направлении, для Абхазии продлилась до 2003 г., т. е. до начала осуществления пассажирских перевозок электропоездом «Адлер - Сухум» и российским коммерческим пассажирским поездом «Москва – Адлер - Сухум». Началу функционирования железной дороги до Сухума предшествовала большая работа по очистке железнодорожной колеи от зарослей, не говоря уже о том, что пришлось ремонтировать и само полотно – с частичной заменой шпал, рельсов.
Как развивались события в августе 2008 г. в Южной Осетии и в Абхазии? Миротворческая операция в Южной Осетии осуществлялась с 9 июля 1992 г. на основании грузино-российского Дагомысского соглашения по урегулированию грузино-осетинского конфликта, подписанного президентами России и Грузии Б. Ельциным и Э. Шеварднадзе 24 июня 1992 г. Зона безопасности, куда были введены миротворцы, долгое время служила надежным буфером, разделявшим грузин и осетин, но так было до 7 августа 2008 г.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. Грузия совершила военную агрессию против Южной Осетии. Преступление было совершено как против мирных жителей, так и миротворческого контингента. Во время начавшейся войны в Южной Осетии погиб 71 миротворец и 340 были ранены. Это самое массовое убийство миротворцев, совершенное грузинскими воинскими формированиями, в том числе и миротворческим контингентом, входившей в состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ).
Тем временем, в Абхазию, в город Гагра, ко 2-й половине дня 8 августа было переброшено 1400 военнослужащих Российской Федерации. События развивались по нарастающей. 9 августа можно было наблюдать, как заработала авиация, т.е. началась подготовка к вытеснению грузинских формирований из верхней части Кодорского ущелья. В аэропорту «Агудзера» города Сухум приземлялась тяжелая авиация, по железной дороге шли составы, груженные танками, пушками, самоходками, живой силой. Кроме того, было задействовано море – в грузовом порту Сухума высадился российский десант, выгружали танки.
10 августа в сухумском аэропорту произвели посадку 25 грузовых самолетов. И все это время не было никакой официальной информации о перемещении российских войск. Только 11 августа было сообщение («Вести» в прямом эфире), что в Абхазию прибыли 9000 десантников, в сухумском аэропорту произвели посадку 40 самолетов ИЛ-86.
На пресс-конференции, состоявшей 10 августа, С. Багапш заявил: «Мы предупредили Грузию, чтобы вывели свои формирования» из верхней части Кодорского ущелья, для людей, которые прибывают из Гала [Галский район Абхазии, пограничный с Грузией], будет фильтрационный коридор, такой же коридор будет для жителей Кодорского ущелья. «В Кодорское ущелье введено более 1 тыс. человек, по необходимости будем усиливать наши подразделения». Также было сказано, что «на сегодняшний день вероятность военных действий в Абхазии исключена».
Тогда же, 10 августа, был объявлен Указ о введении военного положения в Абхазии (с 11 августа с 0 часов) на 10 суток на одной трети территории (Гал, Ткуарчал, Очамчира, Гульрипш, часть Сухума, Псху и т.д.) и объявлена частичная мобилизация: призвали в основном тех, кто имел технические специальности ( в том числе трактористы). Воинские гарнизоны оставались на своих местах.
По неофициальным источникам было известно, что начнутся военные действия, тем более что ущелье было заблокировано, а границу по всему периметру, по договоренности с миротворцами, была усилена.
11 августа в 6 часов Абхазия начала военные действия в Кодорском ущелье, которые не прекращались ночью. На следующее утро, примерно в 12 часов, был водружен абхазский флаг на административном здании в Кодорском ущелье. Формирования абхазской армии при поддержке частей РФ вошли в пустое ущелье. Брошенные в спешке укрепления, разрушенные и уничтоженные точечными ударами склады оружия, закамуфлированная техника, заминированные и превращенные в склады оружия дома мирных жителей – сван, спутниковые тарелки, указатели населенных пунктов на грузинском и английском языках и рекламный щит с изображением М. Саакашвили на фоне карты Грузии, простирающей до Крыма – так выглядело ущелье.
Справка: Во 2-й половине Х1Х века, когда опустевшие земли Абхазии (в результате насильственного выселения, отчасти и добровольного переселения в Турцию) в массовом порядке стали заселять людьми из российской империи, ближайшие соседи Абхазии мегрелы, грузины, сваны совершали захват земель, несмотря на то, что им выделялись наделы (по 4, 5 и 10 десятин земли). Плотность проживания мегрелов в Абхазии доходила от 300 до 500 семей в населенном пункте. Что касается сванов, то наибольшая численность их и плотность поселения в Абхазии образовалась в конце Х1Х в., когда часть крестьян из соседней Сванетии переселилась в горную зону Абхазии – в ущелье рек Чхалта, Саке и Кодора. Здесь они образовали до 18 небольших деревень, объединенных в Абхазскую Сванетию.(Цвижба Л.И. Кодорское ущелье Абхазии. Страницы истории)
Как завершиться война, развязанная Грузией, было неясно. Во всяком случае те, кто знал из неофициальных источников о том, что российские войска вошли в Гори, Поти, Зугдиди, Сенаки, бомбили аэродромы, базы, в т.ч. расположенные в окрестностях Тбилиси, были в недоумении. Вопрос – что будет дальше, оставался без ответа до официального заявления Президента РФ Дмитрия Медведева 12 августа о том, что «Россия прекратила свои действия по принуждению к миру Грузии, агрессор понес очень значительные потери, его вооруженные силы дезорганизованы. Операция по принуждению к миру завершена».
Д. Медведев обратил внимание и на вопрос о территориальной целостности государства, что это сложный вопрос, который не решается на митингах, парламентах, это желание людей жить в одном государстве. Хотят ли осетины и абхазы жить в одном государстве с Грузией? Это им решать, это тот вопрос, на который должны ответить осетины и абхазы с учетом истории. Такое заявление Российского Президента воодушевил народы Абхазии и Южной Осетии. Например, было ощущение, что те притеснения со стороны Грузии, которые имели место много десятилетий, и война 1992-1993 г., направленная на геноцид абхазов, последующие годы, не приведшие к нормальному взаимоотношению с Грузией, в прошлом.
Было понятно, что проблем с Грузией будет предостаточно и в дальнейшем, но союз с Россией, который не очень складывался из-за вопроса территориальной целостности Грузии, вышел на другой уровень. Это обнадеживало!
Еще не настал день 26 августа 2008 г. (объявление о признании РФ независимости Абхазии и Южной Осетии), но люди чувствовали себя так, как будто это уже произошло. И главное, все осознавали, что Южная Осетия, приняв на себя удар грузинских агрессоров, ценой жизни своего населения, предотвратила военные действия в Абхазии. Было похоже на то, что открытие 2-го фронта Грузией просчитано скрупулезно, в том числе и перераспределение сил, но агрессор был остановлен.
Наблюдая все эти события, приведшие к августу 2008 г., складывалось впечатление, что все службы, которые работали в регионе – абхазские, российские (миротворческие и другие) сработали отлично и с опережением. Слаженно происходили действия военных вместе с руководством Абхазии и ее силовыми структурами. Эти взаимодействия дали хороший результант – тот результат, к которому шли абхазы и осетины.
3 октября 2009 г. министр иностранных дел России Сергей Лаврова в ходе встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами Абхазского Государственного Университета и представителями общественности Абхазии подробно остановился на истории взаимоотношений абхазов и грузин и причинах, приведших к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии. Вот фрагмент стенограммы выступления С. Лаврова: «Возьмем историю абхазо-грузинского сожительства, причем не только историю, начавшуюся с 1989 г., когда З. Гамсахурдиа заявил: «Грузия для грузин, осетин нужно депортировать в Россию, у абхазов нужно урезать территорию, а править должна только титульная нация». Это уже было призывом к этническим чисткам. Но я беру даже глубже – история вхождения в Российскую империю, события, последовавшее после революции 1917 г., форма вхождения Абхазии в Советский Союз на равных правах с Грузией и то, как потом статус Абхазии и Южной Осетии в составе СССР волюнтаристски менялся по решениям И. Сталина без какого-либо учета мнения народа. Если взять всю эту историю и на этом фоне рассматривать преступные действия грузинского руководства в 2008 г., то это не первая атака на Южную Осетию. В 2004 г. М. Саакашвили уже отдавал приказ применить силу, но тогда у Грузии не хватило оружия, и югоосетинские ополченцы при поддержке миротворцев быстро совладали с ситуацией. Но потом М. Саакашвили оружие предоставили в том количестве, которое он счел достаточным для того, чтобы развязать очередную агрессию. Если все это взять вкупе, то и с исторической, и международно-правовой, и с моральной, и с человеческой точек зрения – это разные ситуации. Торг здесь неуместен. Нужно каждую конкретную ситуацию в сегодняшнем мире рассматривать на основе фактов, относящихся именно к ней.
Коснулся министр Лавров и доклада комиссии ЕС, возглавлявшейся Х. Тальявини, который зафиксировал, что войну в Южной Осетии «развязал режим М. Саакашвили», «и то, что Российская Федерация отвечала в полном соответствии с международным правом, Уставом ООН и зафиксированным в нем правом на самооборону. Тот сценарий, который разыгрался более года назад, не являлся ни выбором Абхазии, ни выбором Российской Федерации. Все годы, последовавшие за 1993 г., (когда закончилась жуткая для абхазского народа война, начало которой положило желание тогдашнего грузинского режима насильно загнать Абхазию в лоно грузинского государства, отколовшегося от Советского Союза и запретившего народам Абхазии и Южной Осетии в соответствии с действовавшими тогда законами самим решать свою судьбу, оставаться им в СССР или нет) и Абхазия, и Российская Федерация, как государство-посредник в мирном урегулировании, прилагали все усилия, чтобы договариваться мирно, дипломатически, чтобы искать политическое решение».
Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 года были признаны Россией Независимость Южной Осетии и Абхазии.
Акт признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии было осуждено Европейским Союзом, Соединенными Штатами, НАТО, Парламентской Ассамблеей Совета Европы.
Со своей стороны российские чиновники отрицали о спланированной акции по признанию 2-х бывших республик Грузии, над которыми она уже давно не имела фактического влияния. В интервью новостям «Вести» в августе 2009 г, Сергей Лавров заявил, что признание Россией Абхазии и Южной Осетии не было запланировано перед началом войны в 2008 году.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью грузинскому телеканалу "Рустави-2" 6 августа 2013 г. отметил, что к потере Грузией Абхазии и Южной Осетии привела неправильная политика Тбилиси на протяжении многих лет, что проблему Абхазии и Южной Осетии на протяжении многих лет "пытались решить отдельные грузинские руководители негодными средствами, или неумно, или преступно".
"Новые реалии, к сожалению, были предопределены весьма неграмотной политикой [руководства Грузии], которая проводилась в отношении Абхазии и Южной Осетии на протяжении довольно большого количества лет", - сказал Медведев. Он подчеркнул, что "корни проблемы находятся в 1990-х годах". По его словам, "если бы в определённой ситуации Грузия предложила условия, которые устроили бы соответствующие территориальные единицы, в тот момент ещё не до конца отколовшиеся, то, наверное, ситуация была бы другой".
Со своей стороны глава МИД РФ С. Лавров в очередной раз, но уже в интервью Абхазской Государственной телерадиокомпании /АГТРК/ от 4 ноября 2014 г., говоря о признании независимости Абхазии и Южной Осетии 26 августа 2008 г., отметил, что решение было непростым, но оно было принято «на основе очень глубокого и всестороннего анализа ситуации, который подвел российское руководство к выводу о том, что без признания независимости этих республик, без установления с ними союзнических отношений будет очень трудно, если невозможно обеспечить не только безопасность Абхазии и Южной Осетии, но и само выживание этих народов».
С момента окончания грузино-югоосетинской и грузино-абхазской войн прошло свыше 20 лет, но до сих пор грузинская сторона игнорирует вопрос безопасности региона, не поддерживает подписание договора о неприменении силы. Все эти годы руководители Грузии, ключевые политики делают все, чтобы блокировать Абхазию и Южную Осетию в их внешнеполитической деятельности под предлогом, что они является частью Грузинского государства.
Цвижба Лариса Исиновна, к.и.н., ст.н.с. ЦИЦАК Института Востоковедения РАН
Абхазия безопасность Грузия политика и право Россия Южная Осетия