На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

«КАВКАЗСКИЙ РЕЦЕПТ» ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В РОССИИ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Муртузали МУРТУЗАЛИЕВ | 06.01.2018 | 14:21

На протяжении многих лет в России идут дискуссии о новой общегражданской идентичности, о выполнении некой общей для страны мега-задачи, об объединительной идеологии и особой миссии нашей страны... Но, скажем честно, во многом эти важные темы оставались на периферии общественного интереса. Пока не были исчерпаны возможности для экстенсивного экономического роста, в этих разговорах не хватало главного – мотивации. И вот теперь ситуация изменилась.

Нынешний кризис – лучшее время для того, чтобы переосмыслить прежние приоритеты и пути их достижения. Ситуация сегодня такова, что мы совершенно не в состоянии вернуться к прежним источникам экономического роста России: а именно к высоким ценам на энергоносители. По мнению многих экспертов, цены уже не достигнут прежних высот, даже если Запад полностью снимет санкции против России (чего не предвидится). А это, кстати, возможно только при условии очень серьезных уступок, что может нарушить внутренний мир в нашей собственной стране. 

От этой кажущейся «безвыходности» нынешний кризис из чисто экономической плоскости уже разрастается в системный, даже – в смысловой. Мы все внимательно следили за ходом и итогами прошедшего Гайдаровского форума. Все с горечью слышали/читали слова «лузеры» и «страна-даунфишер». В плане стратегии форум признал состояние системного тупика, выбраться из которого надо, но как это сделать не в разрезе отдельных отраслей и предприятий, а в масштабах всей страны – никто сказать не решился. Мы ждали «прорывных» советов и решений – но услышали только констатацию факта. 

Что же, давайте признаем наличие глубокого кризиса. Это тоже важное действие, важный этап. Ведь лечение любой болезни не может начаться без признания самого факта болезни. 

Те действия, которые я хочу предложить для преодоления кризиса, условно можно назвать «кавказским рецептом». На Кавказе не принято решать сложные проблемы «лобовой атакой», особенно если нет твердой уверенности в возможности быстрого решения. Может быть потому, что у нас много высоких гор, мы всегда ищем обходное решение. 

Не секрет, что сегодня к Кавказу порой относятся как к источнику многочисленных проблем для России. Возможно, мы, кавказцы в какой-то момент сами подыграли в этом, то жалуясь на нехватку денег, то рассказывая о «бедности» и «уникальности» нашей ситуации. Но на самом деле всё обстоит несколько иначе. Кавказ несет с собой и ключ, исходный код к решению всех своих собственных проблем. Выживая на протяжении столетий в очень сложных условиях, народы Кавказа давно выработали пути компенсации недостатка материальных ресурсов, немодернизированности своего общества и пути преодоления внешних трудностей. 

Возможно, я скажу что-то совсем непривычное. Но наши «кавказские рецепты» очень важны и для России и шире, для Европы, да и для Азии. Всмотритесь и поймите Кавказ – и вы найдете очень важные ответы на актуальные проблемы всех регионов России и, даже, многих других регионов мира. 

Каким бы я хотел видеть в перспективе отношение к Дагестану, к Кавказу? Я считаю, что прежний подход, когда кавказские республики говорили: «дайте нам денег на бедность, а мы сделаем так, как вы скажете» унизителен и бессмысленен. Кроме того, он дорогой. И тем более в условиях глубокого экономического кризиса, когда финансовые доходы резко иссякли, он стал невозможен. Я бы хотел, чтобы отношение федерального центра и Кавказа сместились с сугубо экономической плоскости в плоскость социального взаимодействия. К формированию той самой «общероссийской идентичности», о которой долго говорили, но так ни до чего и не договорились.

Кавказу есть чем поделиться с Москвой, со всей Россией, если угодно – даже с Европой и Азией. Да, у нас нет богатых залежей природных ресурсов, минералов, нефти, газа. Зато у нас есть другие богатства. Например, есть крепкие устои семьи, традиции, обычаи, влиятельные общины, что, в конечном счёте, выливается во вполне осязаемый и вполне себе экономически важный фактор: наличие демографического роста и наличие свободных рабочих рук. А ведь без рабочих рук невозможно освоить запасы даже в тех регионах, где есть богатые залежи минеральных ресурсов. Как известно, сегодня дагестанцы, кавказцы работают по всей России. 

Крепость социальных институтов типа семьи и общины на Кавказе признавалась и до сих пор. Да, говорили нам, это вам «повезло», это у вас хорошо. Хорошо, но – неправильно, несовременно. А правильно во всем давать приоритет правам личности. И правам государства, конечно. 

Например, в Конституции России четко прописаны права личности. Им посвящена Вторая глава – самая большая по объему. Особенно детально расписаны права и обязанности государства, всех его основных институтов – Главы первая, и с третьей – по девятую. Семья же упоминается только одним словом, вскользь в статье 38 второй главы. А общины, родственных связей словно бы нет в природе! Они как бы нелегитимны, их словно не существует. Примерно по этой кальке строится и древо российских законов. Надо понимать, что чем выше социализация человека, чем дольше длится его социализация – 11 лет в школе, потом 5 – в институте, – тем меньше места в голове остается для таких важных институтов, как семья или община. И вот поэтому в человеке образуется четкое осознание основного противоречия бытия: вроде бы самое важное, приятно и близкое – это семья. Вместе с тем, все отношения, кроме работы в жизни человека – как бы не узаконены, едва ли не «антисоциальны». И человек начинает метаться, и кто-то приходит к участию в антисистеме. Вдумайтесь: он хотел всего лишь найти мир в себе самом, а нашел войну с нами со всеми!

Кстати, это проблема общемировая. Давно известно, что все ключевые проблемы человечества носят универсальный характер. По идее, универсальный характер должны носить и решения. С небольшими отличиями, отражающими национальный колорит. Образно говоря, если идет дождь, то мы все достаем зонтики, а вот у кого какого цвета этот зонтик – пусть каждый решает самостоятельно. Вроде бы простая и правильная логика. Но на деле все гораздо сложнее. Тайная борьба правительств и корпораций сразу выводит это решение, условно говоря, на уровень борьбы технических регламентов к зонтикам. 9/10 мирового объема зонтиков сразу объявляются «неправильными», и в их обладателях уже видят не людей, страдающих от непогоды, а рынок сбыта для технологически правильных зонтиков. Такая «универсализация» не решает проблемы, а создает новые. 

Давайте отходить от навязанной нам формы «универсализации» и искать свою, собственную, российскую идентичность. Возьмите у Кавказа то, что он может дать: наше понимание жизненных приоритетов, наше отношение к институтам семьи и общины. Дайте нам то, что не хватает в нашем миропонимании. И вместе мы построим новое, лучшее общество. 

Что это даст непосредственно, осязаемо и уже сегодня? Например, решение проблемы экстремизма и терроризма. 

Сегодня мы говорим о том, что тысячи кавказцев, молодых парней и, даже девушек уехали в (запрещённый в России) ИГИЛ и тому подобные террористические формирования на Ближний Восток. Кроме того, еще тысячи остаются здесь: они пока не готовы воевать, но все равно опасны, так как придерживаются экстремистских идей. 

Что их не устраивает, почему они отдалились от общества и живут в своем мирке антисоциального поведения? Мы привычно говорим, что их «обманули», «зомбировали» и т.д. Но эти слова – для широкого круга обывателей, не интересующихся проблемой, для пропаганды. Специалисты понимают, что молодежь «зацепили» какие-то идеи, которые ей предложили проповедники и агитаторы экстремистов. Чистое, здоровое общество, здоровая семья, здоровая община, единые и понятные для всех правила игры, жизнь без гонки за соблазном, – вот что молодым людям предлагают пропагандисты боевиков. Они, как кому-то может показаться, вполне справедливо указывают на те недостатки, которые есть в современном обществе – разврат, пьянство, жадность, наркоманию, неравенство, лицемерие, коррупцию – и всё это становится в их руках инструментом «зомбирования». Проповедники боевиков, конечно, умалчивают вначале о том, что хотят бросить молодых людей в жерло войны. Но до поры до времени их пропаганда, к сожалению, зачастую выглядит убедительной и обоснованной.

А что если бы нам, всей России, существующему у нас строю было что-то лучшее чем то, что могут (только в теории) обещать идеологии боевиков? Если бы у нас было более здоровое общество, более высокие семейные ценности, урегулированный баланс интересов индивида и общества? Тогда идеологи боевиков просто не смогли бы вербовать в свои сети новых жертв. Никто не пошел бы по пути экстремизма, если бы знал, что существующий сейчас путь и так не имеет социальных изъянов (или если имеет, то лишь минимальные). 

Посмотрите на всем известный случай с Варварой Карауловой. Девочка умная и из хорошей семьи, но легко попалась в сети боевиков. Почему? Да потому что выбирала сердцем, а когда говорит сердце, мозг, сколь бы умным он не был, молчит. Крепкая и справедливая семья, отношения с любимым человеком, к тому же в романтическом муаре антисистемы и домиантности – в надежде на эти обещания некоторое количество наших граждан уходят к боевикам.

Мы вполне можем оздоровить общественные отношения, дать ищущим правду молодым людям альтернативу. А для этого в российских законах надо дать больше прав семьям и разного рода общинам, узаконить их положение в обществе, легитимизировать их как основу общества. Эти действия не требуют никаких инвестиций или инноваций. Они практически бесплатны. Зато, как представляется, вполне могут помочь искоренить экстремизм и внутреннюю смуту. А необходимость противостояния терроризму и экстремизму, я напомню, ежегодно съедает сотри миллиардов рублей – до 15% расходов национального бюджета. 

Я даже больше скажу. Сегодня вся Европа, а шире – весь мир ждет, что Россия действительно станет более консервативной страной. Кстати, в период кризиса на Украине все правые партии поддержали нас, можно сказать авансом, возможно оттого, что незадолго до кризиса Россия отказалась разрешить пропаганду гомосексуализма. Они, насколько могли, задержали введение санкций против России. Сформировали общественную дискуссию по теме санкций, противились «официальной линии» ЕС и давлению США. А все потому, что они надеются увидеть, как Россия продемонстрирует Европе выход из нынешнего демографического тупика. В глубине души европейцы понимают, что надо что-то противопоставить физическому старению и вымиранию коренных народов Европы. И, как всегда, в критические моменты своей истории, Европа смотрит на Россию, ждет от нас совета, рецепта и путей выхода. Потому что у них собственной идеологии, альтернативной нынешней модели давно нет. Что левые, что консерваторы, что либералы – они в массе способны только на продолжение нынешней линии единой бюрократической Европы. С этим, кстати, связан быстрый рост ультраправых, экстремистских антисистемных настроений. Но и правые в тупике: они могут предложить только национализм и разрушение ЕС, но никак не оздоровление общества. Они сами ждут от России какой-то идеи, которую могли бы принять как свою.

Мне кажется, что Россия и исламские страны мира в XVI-XIX веках оказались примерно в одинаковой ситуации: им приходилось сдерживать растущие военно-политические возможности Европы, которая испытывала техническую революцию и быстрый прогресс. Они стали своего рода «санитарным кордоном» на пути европейцев, имеющих хорошее оружие и плохие мысли. Что случилось там, где такого «санитарного кордона» не было, мы видим на примере индейцев обоих Америк или коренного населения Австралии. Но вот сдерживание это пошло по разным путям. Россия более активно перенимала не только оружие Европы, но и копировала социальные институты Европы, потому что без этого разнозначную промышленность было не создать. Исламский мир в этом не преуспел, был завоеван, зато сохранил здоровые отношения в семье, обществе и хорошую демографическую динамку. И на нынешнем этапе, возможно, это ещё более важно.

Россия сегодня может вполне частично вернуть те социальные институты, которые существовали в русской общине до середины XX века. Особо хочу отметить, что если мы будем внедрять и адаптировать опыт традиционных социальных институтов для России, мы не просто научимся внутри страны лучше понимать друг друга и взаимодействовать, мы получим реально новую идентичность. Этот опыт очень важен всему миру, всем «старым» странам, которые накопили приличное богатство, но утратили способность адекватно воспринимать мир, чтобы порождать новую жизнь. 

Мы видим, что сегодня Россия как бы застыла не перепутье, пытаясь определиться с выбором дальнейшего пути. С одной стороны часть общества хотела бы услышать что-то новое и интересное от экономистов-сторонников либерального пути развития, которые знают пути «раскрепощения» механизмов экономического роста. Они уверяли нас, что стоит провести те или иные реформы и экономический рост возобновится. Но вот прошел Гайдаровский форум – и ничего нового мы не услышали (что вовсе не удивительно – Прим. ред.). Дальнейшее снятие социальных ограничений уже не ведет к «раскрепощению» скрытых ресурсов. Например, мы видим, что Европа узаконила эвтаназию или гомосексуальные браки. И что, экономический рост возобновился? 

А отдельные предлагаемые рецепты прямо противоположны реальным запросам общества. Например, одна из идей – отказ от материнского капитала, обеспечившего ускорение демографического развития России в предыдущие годы. После недавних президентских инициатив по стимулированию рождаемости соответствующие разговоры пока попритихли, на надолго ли? И разумно ли это? Получим ли мы хоть какую-то отдачу, если устраним материнский капитал, и не слишком ли высока будет социальная цена этого решения? 

Тысячелетия кавказской истории учат другому, а именно – способности выживать в трудных условиях, находить по-настоящему мудрое решение. «Кавказский рецепт» – это способность находить путь не только в пространстве, но и во времени. Для нас правильное решение – вовсе не то, которое даст быструю экономическую отдачу. Правильное решение – то, которое останется правильным в длительной исторической перспективе. Давайте вместе искать такое правильное решение.

Кавказ модернизация Россия терроризм традиционализм



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info