На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

АРМЕНИЯ АННУЛИРОВАЛА ПРОТОКОЛЫ О НОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ С ТУРЦИЕЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Давид ПЕТРОСЯН (Армения) | 14.03.2018 | 23:05

1 марта с.г. в ходе заседания Совета национальной безопасности Армении было принято решение об объявлении недействительными армяно-турецких протоколов. Напомним, документы были подписаны 10 октября 2009 года в Цюрихе, в присутствии Госсекретаря США Хилари Клинтон, главы МИД РФ Сергея Лаврова, министров иностранных дел Франции (сопредседатель Минской группы ОБСЕ) Бернара Кушнера и Словении (на тот момент председательствовала в Европейском совете) Самуэля Жбогара, а также верховного представителя ЕС Хавьер Соланы.

Сейчас уже мало кто помнит, что в сложном переговорном процессе между сторонами, который начался еще в начале 2000-х годов при посредничестве США и Швейцарии, Россия выступала партнером и тесно сотрудничала с американцами. Параллельно сложнейшему переговорному процессу был запущен и общественно-экспертный в рамках турецко-армянской комиссии по примирению (TARG). С каждой из сторон в TARG входили по четыре эксперта. Так, с армянской стороны это были два представителя Армении и два представителя двух самых больших армянских диаспор в мире (от США Ван Крикорян – ныне сопредседатель Армянской Ассамблеи Америки, а от России Андраник Мигранян – профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО). В 2001 году совместная турецко-армянская комиссия по примирению обратилась в «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» для независимого заключения — являются ли события 1915 года геноцидом. В начале 2003 года МЦППП представил заключение, что события 1915 года попадают под все определения геноцида и употребление этого термина полностью оправдано. Посредником в этом сложном процессе был известный американский дипломат, профессор Венской дипломатической академии Дэвид Филлипс.

Политика США в этом процессе преследовала отнюдь не меркантильные цели. Дело в том, что согласно одной из теорий, которыми руководствовались американцы в регионе бывшего советского Закавказья, было упрощенное положение из двух тезисов:

  • грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликт являются лишь следствием грузино-российского конфликта;
  • нагорно-карабахский конфликт – это лишь следствие давнего армяно-турецкого противостояния.

Следовательно, для установления контроля над регионом необходимо усилить противостояние между Россией и Грузией, и наоборот – урегулировать армяно-турецкий конфликт. Поэтому-то и был начат сложный армяно-турецкий процесс.

Подписанию протоколов также предшествовал этап т.н. «футбольной дипломатии», когда в сентябре 2008 года президент Армении Серж Саргсян пригласил в Ереван президента Турции Абдуллу Гюля на футбольный матч отборочного турнира к чемпионату мира 2010 года между сборными Армении и Турции в Ереване. Затем, осенью 2009 года президент Армении поехал в турецкую Бурсу на ответный матч.

Особо отметим, что Москва тогда никоим образом не только не препятствовала этому сложному процессу, но и демонстрировала ему свою всяческую поддержку. В частности, о намерении пригласить президента А. Гюля на футбольный матч в Ереване президент С. Саргсян впервые озвучил во время визита в Москву. Тогда же, после подписания протоколов в Цюрихе, С. Лавров заявил о том, что: «Мы ощущаем твердый настрой вести дело к установлению добрососедских отношений между Арменией и Турцией, что объективно должно способствовать дальнейшим шагам, укрепляющим мир и безопасность в регионе».

После подписания казалось, что никаких проблем с ратификацией  армяно-турецких протоколов быть не должно. В самом деле, партия «Справедливости и развития», которую представляли президент А. Гюль и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, обладала устойчивым большинством в парламенте страны. Единственным серьезным препятствием для ратификации протоколов был бы раскол по этому вопросу в самой правящей партии. Однако, не было никаких симптомов того, что возможен «бунт на корабле».

Более того, казалось, что правящее большинство в турецком парламенте готово достаточно последовательно поддерживать внешнеполитический курс правительства Р. Эрдогана – А. Давутоглу. Курс этот заключался в отходе от прежней традиционной увязки внешней политики Турции с внешнеполитической линией на Ближнем Востоке США и Израиля. В результате этой новой политики Анкара хотела резко усилить свои позиции в исламском мире, в том числе в его постоянно расколотой арабской части и даже в отношении одного из своих традиционных региональных оппонентов – Ирана. К моменту подписания армяно-турецких протоколов Турция улучшила свои отношения с Сирией (напомним также, что Дамаск официально поддержал процесс нормализации армяно-турецких отношений), а также выступала посредником на непрямых израильско-сирийских переговорах и на переговорах по нормализации сирийско-иракских отношений.

В парламенте Армении легислатуры 2007-2012 гг. правящая коалиция Республиканской партии Армении (РПА) и партии «Процветающая Армения», а также АРФ «Дашнакцутюн» имели абсолютное большинство мандатов в Национальном Собрании и могли без проблем ратифицировать протоколы. Интересно, что именно турецкая сторона выдвинула требование об их ратификации парламентами и, по договоренности, взяла на себя обязательство первой ратифицировать протоколы.

В случае дальнейшего продвижения в процессе нормализации армяно-турецких отношений, Анкара имела неплохие шансы на повышение своего влияния на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Если даже на том этапе посредникам из Минской группы ОБСЕ не удалось бы добиться подписания «Мадридских принципов» и «Технического протокола», то впоследствии Анкара стала бы куда более значимым фактором в вопросе будущего Нагорного Карабаха.

Однако после подписания протоколов прозвучало заявление МИД Азербайджана: «Нормализация отношений между Турцией и Арменией до вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий составляет прямое противоречие с интересами Азербайджана». Впоследствии, тема урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в качестве предусловия нормализации армяно-турецких отношений, с подачи Баку, стала доминировать. Баку в полной мере использовал свое влияние в турецкой элите и сумел пролоббировать это предусловие, которое постепенно стало частью политической линии Анкары.

Несмотря на то, что представители главного посредника в лице Вашингтона неоднократно делали заявление о том, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта и нормализация армяно-турецких отношений – два разных процесса, их в Анкаре и Баку мало кто слышал. Любопытно, что американцев предупреждали, что дело может принять именно такой оборот, причём делали это не только авторитетные эксперты, но и, к примеру, лидеры тогдашней армянской актуальной оппозиции. Отметим также, что во время своего второго официального визита в Турцию (июнь 2010 года) в качестве премьер-министра России, на это намекнул и Владимир Путин. Он заметил, что армяно-турецкие отношения представляют сложнейший комплекс проблем и присоединение к ним еще и вопроса Нагорного Карабаха, который также является очень сложным, вряд ли принесет позитив в этом процессе.

Впоследствии Турция неоднократно выдвигало предусловия ратификации протоколов, требуя от Армении односторонних уступок в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В конце концов, президент С.Саргсян сначала отозвал протоколы из парламента, куда они были направлены на ратификацию, а затем дважды заявил о том, что подпись Армении может быть отозвана, если Турция будет продолжать свое давление. Впервые это было сделано им во время речи на 72-й  сессии Генеральной Ассамблее ООН 20 сентября прошлого года, а затем и на январской сессии ПАСЕ в 2018 году. И, наконец, последовало вышеупомянутое решение от 1 марта с.г. При этом, С.Саргсян заявил, что Армения продолжает придерживаться своей политики относительно нормализации отношений с Турцией в будущем без каких-либо предусловий.

Следует отметить, что за минувшие 9 лет с момента подписания протоколов в Цюрихе, несколько раз менялся фон, как в бывшем советском Закавказье, так и на Среднем Востоке. Менялись отношения консолидированного Запада с Турцией, также менялись и отношения России с Турцией, которые переживали как падения, так и взлеты. По мнению директора Института Востоковедения НАН Армении академика Рубена Сафрастяна, «они сорвали процесс, который был связан с протоколами, и, на мой взгляд, мировое общественное мнение, крупные державы прекрасно понимают, что Турция вступила в этот процесс и сама же сорвала его. Это означает, что в мире выросло недоверие к турецкой стороне. На протяжении многих лет мы наблюдаем недовольство многих европейских передовых стран, со стороны США в отношении турецкой стороны, турецкой дипломатии». По мнению Р. Сафрастяна, действия турецкой дипломатии касательно протоколов еще раз подтвердили, что недоверие к турецкой дипломатии имеет все на то основания.

В связи с объявлением недействительными армяно-турецких протоколов заявление сделало посольство США в Ереване, в частности, отметив: «… Мы призываем обе стороны оставить дверь открытой для примирения и нормализации отношений. Процесс урегулирования принесет важную пользу как Турции и Армении, так и всему Кавказскому региону».

Очевидно, что на данном историческом этапе процесс нормализации армяно-турецких двусторонних отношений потерпел неудачу, но он, по-прежнему, остался в мировой и региональной внешнеполитической повестке.

Настал период переосмысления и анализа произошедшего. На тему этого сложного процесса уже защищены диссертации и опубликован ряд серьезных работ. В частности, эксперты обращают внимание на то обстоятельство, что одной из ошибок международных посредников было то, что в документах были имплементированы тезисы не только о нормализации двусторонних отношений между странами, но и о примирении. В дальнейшем, надо развести эти два процесса.

Также возникает вполне естественный вопрос: будет ли продолжен этот процесс и если да, то в какой практической форме? Часть экспертов говорят об этом весьма пессимистично. Однако, как нам представляется, в среднесрочной перспективе возможны новые попытки нормализации армяно-турецких отношений не только со стороны США, но и других посредников. К примеру, среди них могут быть такие страны как Германия и Россия, которые могут взять в себе в партнеры одну из нейтральных стран Европы. К примеру, ту же Швейцарию, Швецию или Финляндию. Для Армении ключевым моментом в согласии на посредничество является то, что парламент страны-посредника должен признать факт геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны. Россия, Германия, Швейцария и Швеция входят в число таких стран.

По материалам: Военно-политическая аналитика

Армения безопасность дипломатия Турция



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info