На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

КАВКАЗ В 2013 Г: СВЕТ И ТЕНИ «ЧЕРКЕССКОГО ВОПРОСА»

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Хамитби МАМСИРОВ | 03.12.2013 | 12:21
1 комментариев

Кавказ – одна из ключевых точек в мировой политике, место притяжения мощных геополитических сил. Кто владеет Кавказом, тот контролирует положение в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Кавказ – место соприкосновения двух миров – мусульманского и славянского, и, в зависимости о того, как здесь будут развиваться события, регион станет либо мостом между двумя мирами, либо ареной их противоречий.

Ввиду незавершенности и издержек процессов имперской и советской модернизации, Северный Кавказ оказался в постсоветский период одним из самых проблемных регионов России. В связи с этим, очень важна взвешенная оценка и интерпретация гуманитарными науками и, прежде всего, исторической, общественно-политических процессов как в настоящем, так и в прошлом такого сложного региона. Иначе, как говорят историки, «прошлое способно выстрелить».

Вероятно, именно эти цели преследуют некоторые страны и международные организации, будируя в памяти черкесов самые трагические страницы их истории, чтобы спровоцировать их выступления для срыва Сочинской Олимпиады, поставить под сомнение цивилизационный выбор адыгов в пользу России, определенный еще в XVI веке.

Безусловно, история взаимоотношений адыгов и русского народа была непростой и противоречивой, имела достижения и просчеты, но развивалась, безусловно, поступательно. И апелляция сегодня к страницам истории военного противостояния после окончания 100-летней Кавказской войны означает игнорирование очевидных достижений, полученных в ходе 150 лет их совместного развития.

Время лечит многие раны, и недоверие между двумя народами было преодолено гораздо раньше, чем многие это представляют. Не секрет, что большинство добровольцев Кавказской туземной конной дивизии, защищавших Россию в Первой мировой войне, были внуками, или даже сыновьями ее бывших врагов. Дивизия, и ее некоторые полки, в том числе, Кабардинский конный, своими подвигами, заслужили право получить Георгиевские штандарты. И только Февральская революция помешала этому. Конники дивизии были до конца верны присяге, и в ее истории нет ни единого случая дезертирства. (1)

Имена нескольких десятков кавказцев, в их числе и адыгов, попали в имперский период в почетные списки полных Георгиевских кавалеров в Георгиевском зале Кремля. В годы Великой Отечественной войны по числу Героев Советского Союза в расчете на 100 тыс. жителей адыги вошли в первую тройку народов бывшего СССР (2). Таким образом, черкесы внесли свой вклад в сохранение и укрепление российской государственности.

Распад СССР в 1990-е годы обострил социальные и межнациональные противоречия в России. Деидеологизация общества и «парад суверенитетов», ускорившие центробежные тенденции в стране, системный кризис социокультурной идентичности, породили у народов Северного Кавказа опасения полного разрыва со всеми предшествующими традициями. В условиях, когда российское общество утратило внутренние скрепы и болезненно искало пути самоидентификации и создания единой гражданской нации, наряду со многими другими, возродился и черкесский вопрос.

С другой стороны, он актуализировался внешними обстоятельствами, когда общественно-политические изменения в СССР и других странах стимулировали в черкесском мире перелом в осознании своего этнического, культурного и языкового единства. Реально оно воплотилось в создании в мае 1991 года Международной Черкеской Ассоциации. (3)

В концентрированном виде основные задачи «черкесского вопроса» сводились к сохранению культуры и языка черкесов в странах их проживания; признанию геноцида черкесов со стороны Российской империи; всемерному содействию репатриации на историческую родину потомков мухаджиров. Адыги, ранее других на Кавказе связавшие с Россией свою судьбу, рассматривали свое будущее в ее составе, не вынашивая планов против ее целостности, но рассчитывали в условиях ее демократизации на решение черкесского вопроса.

Некоторые политики и радикальные движения стали использовать трагические и спорные страницы истории для легитимации этнополитической мобилизации и конфронтации (4), тем самым, осложнив возможность цивилизованного обсуждения проблемы национального вопроса, в том числе и черкесского.

Укрепление российской государственности, и, соответственно, всей вертикали власти, руководители республик Северного Кавказа с адыгским населением не смогли использовать для установления диалога с национальными движениями и организациями (в том числе, наиболее представительными – «Адыге хасэ»), а направили все свои усилия на их нейтрализацию. Перспектива формирования основ гражданского общества на региональном уровне с непременным ее атрибутом в лице конструктивной оппозиции была упущена. Казалось, что проблема решена, но ее банально загнали внутрь. Вскоре она высветится вновь, но уже в качественно ином обличии, и затмит собой «черкесский вопрос».

После всплеска национального самосознания северокавказских народов 1990-х годов, в начале нулевых эта проблема вновь отодвигается на периферию, уступая место традиционной и привычной для российского общественного сознания идее государственности и державности.

Получение Россией права на проведении зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи выявила массу сторонних радетелей «черкесского вопроса». Среди них и откровенные противники России, пользующиеся моментом для обострения внутриполитической ситуации в стране, и блокирующие возможность движения навстречу друг к другу непосредственных участников, втянутых в орбиту «черкесского вопроса».

Разноголосица в историческом кавказоведении усугубляется дискуссией в глобальной сети вокруг «черкесского вопроса», в которой  правда смешалась с полуправдой, и даже с откровенной ложью. Поскольку историческая память всегда имеет на Кавказе особое значение, она чревата серьезными последствиями. Поэтому «черкесский вопрос» требует поиска новых идей, средств и методов научного осмысления.

В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос» назвал эту тему фундаментальной, поскольку национализм и религиозная нетерпимость угрожают целостности России с ее многообразием языков, традиций и культур. Сохранение этого исторического богатства сейчас принципиально важно. Гражданское и межнациональное согласие требует постоянного диалога государства и общества, очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии» (5).

Политика государства нацелена на оздоровление социально-экономического и политического климата в регионе. К 2020 г. на Северном Кавказе планируется построить 5 новых горнолыжных курортов, стоимость которых более чем в 2 раза превысит затраты на подготовку к сочинской Олимпиаде. Три из них возведут в Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария) (6). За 15 лет поток туристов в КБР достигнет 1 млн. чел. в год, что позволит создать 25 тыс. новых рабочих мест (7).

Кроме того, Кабардино-Балкария приступила к созданию кластера интенсивного садоводства,  площадь которого к 2020 г. достигнет 15 тыс. га (8).

Однако, эти мероприятия государства отражаются в российских СМИ поверхностно. Их, в большей мере, привлекают негативные факты из повседневности Северного Кавказа.

В 2013 году заметно активизировалась деятельность черкесских ученых, публикации которых повлияли на сдвиг «с мертвой точки» решение «черкесского вопроса». Особую роль в этом процессе сыграл Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, входящий в число ведущих вузов Российской Федерации и по праву являющийся центром образования, науки и культуры республики. В 2013 г. ученые КБГУ на серии международных научных форумов обозначили свой подход и оценку по «черкесскому вопросу», которые сразу же привлекли внимание научного и интернет- сообществ.

18-19 марта 2013 г. в Ростове-на-Дону прошла международная научная конференция «Западный Кавказ: современные проблемы» с участием 25 участников из России, Армении, Абхазии, Азербайджана, Украины. Среди российских участников впервые в обсуждении черкесского вопроса приняли участие непосредственно ученые-адыги из КБГУ.

А.Х. Боров в докладе «Черкесский вопрос»: исторические формы и политическое содержание» предлагает искать ключ к разрешению черкесского вопроса в плоскости отношений самих черкесов и российского государства, основная задача которых состоит в том, чтобы замкнуть черкесский вопрос в пространство взаимных отношений, не дав возможности растащить его по разным интересам (9).

К.Ф. Дзамихов в докладе «Международная черкесская ассоциация и черкесский вопрос: итоги и перспективы» отметил, что МЧА является единственной легитимной международной организацией, представляющей интересы всего черкесского сообщества в России и за рубежом, работающей в соответствии с российскими законами и международными нормами. МЧА сформулировала свою позицию по сочинской Олимпиаде в обращении 2008 года к российскому руководству, однако замалчивание черкесского присутствия на Северо-Западном Кавказе спровоцировало недовольство всей черкесской общественности. Ее представители уверены, что Олимпиада пройдет успешно, но многие элементы черкесского вопроса останутся и после ее окончания. Черкесам нужно признание их Олимпийским комитетом как коренного народа. Необходима формулировка, включающая объективную составляющую черкесского вопроса. Надо не идти за историческими процессами, а управлять ими (10).

Осенью 2013 г. в Анкаре в международной конференции «Кавказская война XIX века: Realpolitik и «войны памяти» приняли участие проректор КБГУ А.Г. Кажаров, заведующие кафедрами отечественной истории (К.Ф. Дзамихов) и социально-политических теорий и технологий (Т.З. Тенов).

А.Г. Кажаров, рассмотрев отношение черкесских элит к «черкесскому вопросу», считает, что цивилизационный выбор черкесов позволил им обрести свою национальную государственность, европейски образованную национальную элиту, всемирно известных деятелей науки, культуры и спорта, приобщиться к европейской и мировой культуре. Степень вовлечённости в общероссийский цивилизационный процесс, зрелость социокультурных, политических структур и идеологические представления российского черкесского мира свидетельствуют о трансформации природы «национальной государственности», которая в современной интерпретации должна содержать тезис о том, что у черкесов есть собственное национальное государство – это Российская Федерация. (11)

Раскрывая «черкесский взгляд» на Кавказскую войну и её освещение в российской исторической науке и общественном сознании, К. Дзамихов подчеркнул бесплодность «современных» трактовок Кавказской войны в отрыве от историографической традиции и достижений северокавказской историографии, вне контекста всего длительного исторического цикла российско-кавказских отношений. В этом случае, различные подходы к осмыслению Кавказской войны не столько опровергают, сколько дополняют друг друга. (12)

Т. Тенов проанализировал общественно-политические установки современных черкесских общественных организаций по «черкесскому вопросу». Он, в соответствии с их подходами и мотивациями, выделил условно три группы. Первая трактует проблему с целью морально-этической компенсации и подъема престижа этнической группы в данном регионе. Меньшая по своему влиянию группа использует исторические трактовки как предмет «торговли» и политический инструмент взаимодействия с федеральным центром. Третья группа рассчитывает использовать процессы обсуждения для формирования в перспективе определённого идеологического фона, способного влиять на сохранение традиций и воспитательные процессы в молодёжной среде.

«Черкесский вопрос» также обсудили в Париже на международной конференции «Геополитика Кавказа» 17 экспертов-кавказоведов, экономистов, политиков и общественных деятелей из Франции, России, Ирана и США. Ректор КБГУ Б.С. Карамурзов в докладе «Северный Кавказ в историческом пространстве и времени» отметил и необратимость регионального социально-исторического процесса, и что модернизация традиционных систем экономики, общества и культуры Северного Кавказа, происходила под определяющим воздействием России. Он, на примере «черкесского вопроса», подчеркнул сомнительность попыток связать решение современных проблем Северного Кавказа с реконструкцией прошлого. По мнению докладчика, есть только два коллективных субъекта отношений, для которых «черкесский вопрос» затрагивает их жизненные интересы, и для которых его решение носит характер самостоятельной крупной задачи – это сами черкесы и Россия. Дальнейшие его перспективы зависят от характера взаимодействия и развития России и международного черкесского сообщества в условиях глобализации, модернизации, демократизации. Опора их стратегии и тактики на эти тенденции и долгосрочные интересы, обеспечит предсказуемость и приемлемость форм и последствий развития «черкесского вопроса». (13)

А.Х. Боров в докладе «Зависимость от прошлого» или «творческая амнезия»: «Северный Кавказ в цивилизационном процессе современной России» отметил, что для локальных обществ региона, не являющихся самостоятельными субъектами международной политики, геополитические факторы принимают форму социокультурных воздействий, а геополитические перспективы зависят от направленности их социокультурного дрейфа. Исследователи современного Северного Кавказа постоянно «натыкаются» на унаследованные из прошлого социокультурные ограничители экономических, социальных, политических инноваций с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости. Докладчик предложил современному российскому Кавказу культивировать опыт Европы, ответившей на травмы Второй мировой войны «творческой амнезией», разумной для реального обновления народов Северного Кавказа. Они, как и Россия в целом, сталкиваются с проблемой модернизации и эффективной интеграции в геоэкономику и геокультуру XXI века при сохранении своей культурно-исторической идентичности. В этом контексте преодоление собственного социального наследия подразумевает развертывание и собственного потенциала развития, открытости, сотрудничества, конкурентоспособности. Таким образом, влияния и контрвлияния России и Северного Кавказа, в конечном счёте, выражают их социально-культурную конвергенцию в процессе поиска новой жизни – общей жизни – как наиболее важное явление в российско-северокавказском цивилизационном процессе XX-XXI веков. (14)

14–15 октября 2013 года в Ростове-на-Дону прошел Международный форум кавказоведов вузов и научных учреждений СКФО и ЮФО, Москвы, Абхазии, Южной Осетии. Он знаменовал переход в кавказоведении от полемики различных школ и направлений к конструктивному диалогу по дискуссионным вопросам истории русско-кавказских отношений.

Представитель КБГУ Х.Б. Мамсиров, выступая с докладом: «Пути преодоления «историографических» войн в науке и публицистике», призвал прекратить взаимодействие через деструктивный опыт прошлого, ибо Кавказская война, как и любая, антигуманна, и каждая сторона всегда найдет неоспоримые аргументы в свою пользу. Прошедшие полутора века требует учитывать горькие уроки прошлого, чтобы не повторять их в настоящем и будущем. Утилитарное использование «черкесского вопроса» в публицистике с целью срыва Олимпийских игр в Сочи превратил историческую, научную проблему в провокационную, политическую (15).

Ростовский форум продемонстрировал стремление исследователей обсудить проблемы методологии региональной истории, использовать единый инструментарий понятий и терминов для исторических исследований, формы консолидации историков. В принятой Хартии кавказоведов отмечено возрастание роли исторического сознания как фактора самоидентификации личности, народов, их развития и укрепления российской идентичности. (16)

В связи с этим следует активнее использовать позитивный опыт интеграции кавказских народов в состав России, который очевиден даже при беглом сравнении. Так, северная часть Азербайджана, находившаяся в состав России – СССР, представляет собой меньшую часть разделенного народа. Южная же ее часть, практически полностью ассимилированная, существенно уступает по уровню государственного, социально-экономического и культурного развития северной части.

Драматическая судьба Западной Армении в составе Османской империи общеизвестна. Адыги, оказавшись в Турции, попали не в обещанный рай, а были рассредоточены по всему периметру границы в «горячих точках» и в наиболее неблагоприятных местах империи. С большими издержками интегрировавшись в новое культурно-духовное пространство, они оказались практически на грани полной ассимиляции среди турецкого и арабского населения Ближнего Востока. В отличие от них, российские черкесы адаптировавшись к европейской цивилизации, сохранили при этом свою историческую родину, культуру, язык, самобытность и образ жизни (17).

Следует отметить, что научные мероприятия 2013 г. различных уровней и рекомендации ученых адыгов привлекли внимание не только научной общественности, но были учтены и использованы властными структурами. Одно из них – включение в церемониал, художественное оформление и культурную программу XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи элементов культурного наследия абхазо-адыгских народов.

Но наиболее показательным по своим последствиям стало учреждение 12 октября 2013 г. в г. Нальчик организации Некоммерческого партнёрства «Ассоциация зарубежных выпускников и друзей КБГУ» (АЗВД) с участием представителей черкесских организаций из Иордании, Сирии, Турции, Германии, США, ОАЭ, Израиля (Палестины). Ее создание поддержали государство и президент РФ В.В. Путин. Делегация Сирии поблагодарила университет и руководство РФ за поддержку сирийских черкесов. Сейчас в КБГУ учится более 200 сирийских студентов, принятых после начала боевых действий. (18)

Делегация руководства КБГУ и зарубежных черкесов посетила места компактного проживания адыгов в Карачаево-Черкесии, Адыгее, Краснодарском крае, Олимпийский городок. Историческим событием явилась их встреча, первая за последние 150 лет, с первым заместителем Председателем Правительства РФ Д.Н. Козаком. Представители черкесской диаспоры отметили следующие важнейшие результаты этой встречи.

1. Д.Н. Козак заявил, что выступает от имени Правительства и руководства РФ.

2. Первым заместитель Председателя Правительства РФ отметил, что встреча проходит на исторической Родине черкесов, нашей общей Родине.

3. Российское государство делает все возможное для сохранения самобытности, развития языка и культуры черкесов (адыгов).

4. Правительство РФ решает вопрос об установлении безвизовых отношений со странами, в которых проживает черкесская диаспора.

5. В текущем учебном году Правительство РФ, несмотря на нормативные сложности, решило вопрос о приеме в КБГУ 104 студентов из Сирии.

6. РФ с этого года в 1,5 раза увеличивает количество стипендий для иностранных граждан: с 10 тысяч до 15 тысяч. Это повышает возможности молодых людей диаспоры по обучению в вузах РФ;

7. Для сирийской диаспоры Правительство РФ увеличивает квоты по приему в вузы России.

8. Первый заместитель Председателя Правительства РФ обещал дать МИДу РФ поручение по либерализации оформления виз для представителей черкеской диаспоры в Сирии.

Масштабные мероприятия по черкесскому вопросу с 12 по 17октября 2013г. (а также пресс-конференция по ее итогам 21.10.13 г.) не нашли резонансного освещения на российских телеканалах. К сожалению, такой факт далеко не соответствует значимости и достигнутым результатам, которые трудно переоценить.

Важнейшим их итогом является выведение «черкесского вопроса» из «тени» политических игр и направление его в русло заинтересованного обсуждения непосредственных субъектов отношений – самих черкесов и руководства России. Твердая позиция РФ по сирийскому кризису и ее стремление выработать адекватную позицию по «черкесскому вопросу» позволяют говорить о начале процесса изменения национального самосознания зарубежных черкесов в пользу России, о выходе «черкесского вопроса» из первого ряда вызовов проведению Олимпиады в Сочи.

Установление цивилизованных отношений России с черкесским миром вселяет надежды, что конструктивный диалог по «черкесскому вопросу» продолжится и после окончания Олимпиады в Сочи. Важной предпосылкой в деле укрепления лояльности российских черкесов к своему государству и позитивного образа России у зарубежных черкесов могли бы стать Международная научная конференция, посвященная 150-летию окончания Кавказской войны и международный молодежный форум с участием представителей черкесской диаспоры из зарубежных стран. Подведение итогов научного осмысление ее итогов, прекращение «историографических войн» и выработка на этой основе приемлемой для всех заинтересованных сторон платформы по разрешению «черкесского вопроса» принесли бы позитивные результаты России и всем черкесам.

Примечания

(1) Опрышко О.Л. Кавказская коннаядивизия1914-1917: Возвращение из забвения.- Нальчик: «Эльфа», 2007.- С.5,12,13.
(2) Земля адыгов (Адыгэмэ ячIыгу).- Майкоп,1996. - С293.
(3) МЧА(1991-2011): Сборник документов и материалов / Выявление, составление и предисловие К.Ф. Дзамихова.- Нальчик: ООО «Тетраграф», 2011.-С.6
(4) www.rsue.ru/Academy/Index.html
(5) См.: URL. http://www.kizhinga.ru/index.php/en/formation/school/59-kss.
(6) http://www.vz.ru/news/2010/5/17/402475.html
(7) Там же    
(8) http://ria.ru/economy/20130926/966093981.html#ixzz2kwvfz7ok
(9) Международная научная конференция «Западный Кавказ: современные проблемы». Ростов-на-Дону. 18-19 марта 2013 г. -С.140.
(10) Международная научная конференция «Западный Кавказ: современные проблемы». Ростов-на-Дону. 18-19 марта 2013 г. -С.144.159; http://kbsu.info/images/stories/2013/32-2013/32-2013.pdf.
(11) http://kbsu.info/images/stories/2013/32-2013/32-2013.pdf.
(12) http://kbsu.info/images/stories/2013/32-2013/32-2013.pdf.
(13) http://kbsu.info/images/stories/2013/32-2013/32-2013.pdf.
(14) http://kbsu.info/images/stories/2013/32-2013/32-2013.pdf.
(15) www.rsue.ru/Academy/Index.html
(16) Там же
(17) Там же
(18) Создана Ассоциация зарубежных выпускников и друзей // Газета «Университетская жизнь»-2013-№ 33-34 -26 октября.-C.1,3.

МАМСИРОВ Х.Б., д.и.н., профессор, директор социально-гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Материал подготовлен на основе выступления автора в ходе международного круглого стола «Кавказ: итоги 2013 года» (Сухум, 20 ноября 2013 г.)

 

историография Россия Сочи-2014 черкесы

     
 

Комментарии

 
     
 
Гость | 01.01.2014 | 14:44
 
 
 

Советская агитка.Верните нам нашу Черкессию.Остальное бла-бла-бла...бла.

 
     
  ответить  
     
 
 


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2022 | НОК | info@kavkazoved.info