На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ВОЕННЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ: «ПОСЛЕСЛОВИЕ» К СБИТОМУ ВЕРТОЛЁТУ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 12.12.2014 | 13:49

Инцидент с подбитым азербайджанской стороной военным вертолётом в зоне карабахского конфликта не стал первой серьёзной проверкой на прочность режима прекращения огня. К сожалению, в этом отношении он не будет и последним, что подтвердили и последующие инциденты. Предыдущий раз, напомним, стороны оказались перед угрозой масштабной дестабилизации летом этого года, когда на отрезке 28 июля – 3 августа разведывательно-диверсионные группы ВС Азербайджана сразу с нескольких направлений попыталась проникнуть в тыл противника. Оглядываясь на более отдалённую ретроспективу примеров серьёзного нарушения режима бессрочного перемирия, можно вспомнить июнь 2010 года. Тогда, буквально через считанные часы после очередной встречи президентов Армении, Азербайджана и России в Санкт-Петербурге, азербайджанский отряд осуществил вылазку, повлекшую гибель военнослужащих с обеих сторон. 

С Московской декларации от 2 ноября 2008 года, ставшей первым документом, подписанным президентами Армении и Азербайджана и зафиксировавшей стремление сторон конфликта к его исключительно политическому урегулированию, миновало более шести лет. Но военная составляющая конфликта, проявляющаяся в периодических стычках на линии соприкосновения, продолжает пребывать в «наэлектризованном» состоянии. После инцидента от 18 июня 2010 года международные посредники заговорили о необходимости подготовки документа о прекращении вооружённого конфликта между Арменией и Азербайджаном, как политико-правовой основы для подготовки соглашения по базовым принципам урегулирования, а после них – мирного договора. В тот период в лексикон миссии сопредседателей Минской группы ОБСЕ вошло понятие «дорожной карты» карабахского урегулирования. Потом появилась идея создания механизма расследования инцидентов на линии соприкосновения сторон, но и она была «благополучно» нивелирована деструктивной позицией Баку. Попытки мерами гуманитарного свойства выйти на основы политического урегулирования также оказались крайне неубедительными. Таким образом, ни одна важная инициатива, которая могла бы сблизить позиции сторон и создать атмосферу доверия между ними не имела своего практического продолжения. Дипломатический инструментарий вокруг карабахского конфликта сводится к во многом церемониальным встречам лидеров двух из трёх сторон конфликта без какой-либо существенной отдачи для процесса урегулирования. В то время как военная составляющая противостояния с каждым годом находит свои новые проявления. 

В «вертолётном инциденте» можно уследить несколько актуальных нюансов в затяжном карабахском конфликте. В действиях азербайджанской стороны, подбившей винтокрылую машину Армии обороны Нагорного Карабаха, в последовавшей операции армянских сил спецназначения по возвращению тел погибшего экипажа проявились отличительные особенности текущего этапа. Прежде всего, необходимо отметить, что основную свою активность вокруг карабахского конфликта азербайджанская сторона развернула в его военной составляющей. Это закупка за рубежом новых объёмов вооружений и военной техники, создание на главных направлениях готовящейся наступательной операции ударных группировок войск. К военным приготовлениям Азербайджана, безусловно, следует отнести и откровенно враждебную риторику политического руководства республики не только по отношению к Нагорному Карабаху и Армении, а к армянству в целом. Создание образа коллективного врага представляет в затяжном конфликте зачастую не меньшую опасность, чем наращивание оружейных арсеналов. Остающуюся одну четверть своих усилий в карабахском конфликте, а, возможно, и того меньше, азербайджанская сторона отводит дипломатии. Делает она это по остаточному принципу, отдавая дань международному этикету, ибо полное свёртывание своего участия в «церемониале» карабахского урегулирования, где присутствуют глобальные силы, не представляется Баку оправданным. Но подготовка к войне идёт, несмотря на весь дипломатический антураж, который, например, проявился с азербайджанской стороны после Парижской встречи президентов 27 октября. По итогам Санкт-Петербургской встречи 2010 года, где обсуждались гуманитарные меры доверия, Азербайджан обратился к диверсионному инструментарию расшатывания статус-кво в зоне конфликта. С окончанием Парижской встречи, на которой якобы был поставлен вопрос подготовки «Большого мирного договора», из Баку повысили градус напряжения на линии фронта уже иным способом. Повешенное на «стене региона» условное азербайджанское ружьё выстрелило в армянскую сторону, подтвердив предположения многих политиков и экспертов о том, что избыточная оружейная накачка мускулов рано или поздно проявит себя. Пока это материализовалось в виде локального инцидента, с применением азербайджанской стороной ПЗРК «Игла-С», уничтожившего одним пуском ракеты армянский вертолёт Ми-24. Как нетрудно заметить, оба вида продукции военного назначения имеют российский источник поставки. Получается, что российским ПЗРК подбит российский же боевой вертолёт. Конечно, оружие само по себе не может иметь «политических предпочтений». Но с подачи определённых сил, а, возможно, и по преднамеренному плану одной из сторон конфликта, данный факт может обрасти соответствующими смыслами. 

С каждой новой эскалацией на карабахской передовой в «картинку» противостояния сторон будет неминуемо вкрапливаться сюжет о «неоднозначной» роли России. Кто из внешних сил заинтересован в педалировании этой оружейной темы, думается, нет особой надобности отвечать с приведением, так сказать, поимённого списка. Здесь многое очевидно, особенно на фоне жёсткого геополитического пике, в который вошли США и Россия, а также с учётом интенсивной тональности, например, с турецкой стороны по поводу «неприемлемости статус-кво в карабахском конфликте». 

В разыгрывании карты «неоднозначной» роли России в регионе конфликта, как представляется многим в Армении, может быть заинтересован и Азербайджан. На сегодня нет другой, более болезненной темы в российско-армянских отношениях стратегического партнёрства, чем поставки Москвой азербайджанской стороне ударных видов вооружений и военной техники. Ведущий внешнеполитический партнёр Азербайджана – Турция, а крупнейший оружейный – Россия. Какие ассоциации это вызывает не только у «евроатлантической партии» Армении, но и в лояльно настроенных к Москве армянских кругах, по всей видимости, нет необходимости конкретизировать. У России на Южном Кавказе имеется два последовательных союзника – это ВС Армении и Армия обороны Нагорного Карабаха. Все тяготы вокруг «вертолётного инцидента» пришлось вынести и преодолеть именно этим силам региона. Ни политикам, ни тем более дипломатам и экспертам Армении, а именно армейскому командованию двух армянских республик. После 21 ноября, когда была осуществлена операция по эвакуации тел экипажа подбитой машины (до этого ВС Азербайджана место крушения машины держали под плотным заградительным огнём, не откликаясь на призывы международных посредников открыть гуманитарный коридор в район катастрофы), военспецы Армении и Нагорного Карабаха вышли с честью из затруднительной ситуации. Но с каждым новым подобным инцидентом, а их, как мы уже с сожалением отметили выше, стоит ожидать по нарастающей, ощущение, что тебя бьют оружием твоего же союзника будет прогрессировать. 

Наивность в хитросплетениях межгосударственных конфигураций на Южном Кавказе – слишком большая роскошь, чтобы её могли себе позволить в нынешней напряжённой обстановке местные политики. Поэтому предполагать отказ ВПК России в сложные для страны экономические времена от сотрудничества с платёжеспособным азербайджанским партнёром было бы контрпродуктивным. Не меньшей наивностью стало бы предположение о наступлении для экономики прикаспийской республики настолько сложной конъюнктуры на мировом рынке нефти, которая не позволила бы тамошнему руководству выполнить уже заданные военные ориентиры на следующий год. В 2015-м на военные статьи Азербайджана будет выделено без малого 18% всех бюджетных ассигнований. Абсолютные цифры не менее впечатляют – до $ 5 млрд. военных расходов. Из Баку заявляют о накопленных золотовалютных резервах в $ 54 млрд., которых должно с лихвой хватить на финансирование трёхгодичного импорта товаров и услуг в страну. Даже при критически низких ценах на нефть, которые могут опуститься до уровня в $60 за баррель, платёжный баланс Азербайджана останется профицитным, заверяют бакинские эксперты.

Возможно, всё так и обстоит, и азербайджанской стороне удастся продолжить региональную гонку вооружений, а с ней и курс на милитаризацию процесса карабахского «урегулирования» в предыдущем интенсивном темпе. Также вполне вероятно, что обозначенную после встречи в Париже паузу в карабахском процессе (следующий саммит Армении и Азербайджана запланирован на сентябрь 2015 года, на площадке очередной сессии Генассамблеи ООН) Баку истолковал в превратном смысле. А именно, как предоставленную на несколько месяцев вперёд возможность предпринимать активные действия в зоне конфликта, чтобы тот же президент Франции Франсуа Олланд утвердился в высказанном им же мнении о «неприемлемости статус-кво». 

Нельзя также исключать и попытку азербайджанского руководства поднять на новую высоту планку своего недовольства по отношению к российским партнёрам. Усилия кремлёвской администрации, лично президента Владимира Путина каждый раз гасить эскалацию в зоне конфликта мерами кризисного реагирования, как это было в Сочи 10 августа этого года, порядком раздражают бакинских политиков. Не будет же глава российского государства раз в два или три месяца вызывать двух президентов в Сочи или в Москву, чтобы склонить одного из нарушителей режима прекращения огня к очередному умиротворению. В конце концов, в Москве могут посчитать излишним постоянное «ручное регулирование» ситуации в зоне конфликта, что будет истолковано в Баку в качестве определённого «карт-бланша» на свободу действий в регионе. 

Временной зазор у азербайджанской стороны для предпринятия на передовой новых провокационных действий не столь велик. До открытия первых Европейских игр в Баку осталось около шести месяцев (пройдут с 12 по 28 июня 2015 года). Какое-то время потребуется и для установления «предолимпийского» спокойствия в регионе. Впрочем, остающиеся «в распоряжении» ВС Азербайджана месяцы могут стать одними из наиболее тревожных на линии соприкосновения сторон…

Специально для kavkazoved.info

Азербайджан Армения безопасность Нагорный Карабах Россия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info