Правовой (и неправовой) обычай не представляет кавказской специфики. Он отмечен у самых различных народов разных регионов от древности до наших дней. У мусульман Кавказа за ним закрепилось арабское понятие адат («обычай»). В этом значении слово вошло в кавказские и тюркские языки, а через них и в русский. Имеются его местные синонимы. Например, аварцы Дагестана прежде называли его балъ (произносится как «батль»), даргинцы — зегъа, чеченцы и ингуши — хъел (произносится «кхел»). Тюркоязычные народы нередко использовали в том же значении слово «тюре». Аварское батль — это еще борозда от плуга. Относя этот термин к обычному праву, аварцы уподобляли его неизгладимому следу, определяющему физиономию народа. Даргинское зегъа можно перевести как «суд по адату». Понятиями тюре и кхел обозначали собрания или сходы селений и народов, на которых до российского завоевания принимались правовые адаты.
В категорию адата входит кровная месть, выкуп, уплачиваемый родом жениха родственникам жены (тюрк. калым), очищение обвиняемого коллективной присягой на Коране его наиболее уважаемых сородичей и многое другое. К числу неправовых обычаев на Кавказе относят почитание старших, гостеприимство (тюрк. куначество), обычай отдавать детей из родов знати в семьи более низкого происхождения, в результате чего между ними устанавливались отношения родства (тюрк. аталычество).
1. История исследования обычного права
Изучением норм и практик обычного права занимаются представители смежных дисциплин: юристы, историки, этнографы и социологи. Первые имеют дело в основном с правовой теорией и практикой, вторые — с правовыми текстами, а третьи и четвертые — с людьми, которые строят свои отношения по адату. Интересно, что именно на Кавказе были выработаны классические, хотя и во многом отвергнутые сегодня интерпретации обычного права. Знаменитый историк и социолог права Максим Максимович Ковалевский (1851–1916) считал адат осколком первобытного социального и юридического быта, который сохранился у кавказских горцев благодаря удаленности и замкнутости их обществ до середины XIX века.
Последователь Ковалевского Александр Михайлович Ладыженский (1891–1972) образно называл кавказский адат «эмбрионом» права. Концепция первобытной основы адата, укорененности его в родовой общине серьезно повлияла на социалистические учения рубежа XIX–ХХ веков, включая знаменитую теорию Карла Маркса. Советские этнографы второй половины ХХ века справедливо критиковали Ковалевского за чрезмерную архаизацию современного ему горского общества, но сами впадали в другую крайность. Они считали основой адата сельскую общину, но рисовали ее себе по материалам сельских обществ, созданных русскими во второй трети XIX столетия по образцу русской пореформенной крестьянской общины. Наиболее видный представитель этой школы — дагестанский этнограф Мамайхан Агларович Агларов.
2. Особенности и источники обычного права
У обычного права на Кавказе и в мире немало общих родовых черт. Его источником служит прецедент. Решение по тому или иному спору или судебному иску, принятое правителем, судьей, сходом или собранием разных общин, может получать силу закона, как и в знаменитом английском прецедентном праве, common law. В отличие от исламского права (араб. шариат), европейских и российских правовых систем нового времени, адат признает коллективную ответственность за правонарушения. Отсюда проистекают многие правовые обычаи кавказских горцев. Например, очистительная коллективная присяга, о которой уже говорилось выше. В случае обнаружения клятвопреступления принесшие ее обязаны были развестись со своими женами. Кровником (тюрк. канлы) адат признает не только виновного, но и его ближайших родственников, с которыми убийцу могли изгнать из общины на срок или навечно. Опять же, мстить адат призывал ближайших родственников убитого: брата, сына, отца.
Основным видом наказания по адату служила развитая система штрафов, которые признанная виновной сторона выплачивала натурой, а позднее деньгами. Часть пени шла роду ответчика, другая — обществу, которое оплачивало за ее счет работу судей. В этнографии за этой процессуальной нормой адата закрепилось название системы композиций. Штрафы различались в зависимости от социального статуса и происхождения вовлеченных в иск сторон. Пеня за понесенный физический, имущественный или моральный ущерб у местной знати была выше, чем у простых общинников, у свободных — чем у крепостных и рабов, у мужчин — чем у женщин, у находящихся в здравом уме и твердом сознании — чем у умалишенных и так далее.
3. Письменные памятники адата
Адат нередко представляют исключительно неписаным обычаем. Так полагали и российские власти середины XIX века, которые придумали для кавказских горцев систему словесных судов. На самом деле это не совсем так. Суд по адату происходил изустно на одном из разговорных местных языков и не имел развитого письменного делопроизводства до начала ХХ века. Вместе с тем наиболее важные решения по адату записывались на полях или специальных вкладках в рукописных копиях Корана, а порой и выбивались на стенах мечетей и впоследствии служили основой для вынесения приговора по аналогичным искам. Сохранилось множество таких памятников на арабском, персидском и тюркских языках в арабской графике.
В Дагестане самые ранние записи соглашений по адату известны уже в памятных строительных надписях начала XIV века. От XVII — начала ХХ века до нас дошли многочисленные списки соглашений (араб. иттифак), на основе которых возникали целые адатные кодексы союзов сельских общин. Один из наиболее ярких памятников этого рода — «Гидатлинские» адаты XVII–XIX веков. В Российской империи и ранней советской России до начала, а то и середины 20-х годов ХХ века в регионе существовало делопроизводство адатных судов на арабском языке или в арабской графике на местных тюркских языках. Дошли тысячи их постановлений.
4. Отношения с шариатом и государственными системами права
С изучением кавказского адата связан целый ряд ошибочных клише. Его нередко представляют отдельной самостоятельной правовой системой. Между тем, например, у мусульман региона он всегда был тесно связан с исламским правом (араб. шариат). Многое в адате, то же уважение к старикам, ничем не противоречит исламскому образу жизни. Кроме того, на протяжении более тысячи лет он вобрал в себя многие принципы и нормы шариата. Даже понятия, обозначающие нормы кавказского адата, во многом заимствованы из арабского языка. (Правда, значение одних и тех же правовых практик в адате и шариате разнится, например, в регулировании кровомщения, которое шариат ограничивает и старается заменить выплатой виры.) Адат сильно повлиял на шариатские практики в регионе. В частности, этим объясняется отсутствие здесь применений уголовных норм худуда, предусматривающих за нарушения общественной нравственности членовредительство (отрубание рук и ног ворам-рецидивистам и прочее).
Мусульманские юристы и правители долго и не всегда успешно боролись с противоречащими шариату нормами адата. Недаром эпоха правления имамов Дагестана и Чечни XIX века сохранилась в памяти кавказских горцев как «время шариата» в отличие от предшествовавших ей «времен адата». Но не следует абсолютизировать эти представления и смешивать историю с исторической памятью. Имам Шамиль (прав. 1834–1859) запрещал противоречащие шариату адаты, вводил шариатские нормы наследования, общественного поведения, одежды и быта, но вместе с тем был вынужден и следовать адатным нормам, например, в области процессуальных норм судопроизводства и уголовного права. Сменившие его власти Российской империи признали за адатом силу закона в пределах установленной для горцев Северного Кавказа системы военно-народного управления (1860–1917).
При этом против некоторых норм адата, таких как кровная месть, имперская и советская Россия долго боролась.
В 1928 году для искоренения их были приняты даже дополнения к Уголовному кодексу РСФСР, составившие его отдельную Х главу «Преступления, составляющие пережитки родового быта». Аналогичные нормы существовали в законодательствах советской Грузии и Азербайджана. С некоторыми правовыми и неправовыми обычаями, такими как авторитет старших, российское государство, наоборот, легко уживалось и даже пыталось опереться на них во второй половине ХХ века. В позднее советское и постсоветское время в регионе работали созданные властями при помощи этнографов Советы старейшин.
Сложные отношения адата с шариатом и иными государственными системами права помогает понять подход правового плюрализма. Правовой плюрализм наблюдается, когда в одном и том же социальном поле сосуществуют и соперничают нормы и практики двух или более правовых систем. Причем не всегда можно определить местные нормы адата как отдельное право. По сути, он может составлять вместе с шариатом и элементами российского государственного права мозаичную и гибридную систему общинного права. Похоже, именно так следует определить значение адата на Кавказе.
5. Исторический контекст и изменение правового обычая
Не надо думать, что российский Кавказ — это место, где люди живут по неизменным дедовским адатам. Это не совсем так, хотя адат до сих пор оказывает определенное влияние в регионе. Очень многие обычаи до неузнаваемости изменились за последние два столетия, пока Кавказ находился в составе России. Трансформировались обычаи и обряды кровной мести. Некоторые правовые и процессуальные адаты уже не практикуются, как, например, коллективная очистительная присяга. Есть и исчезнувшие в новое время адаты.
Хороший пример тому — обычай, носивший в Дагестане название ишкиля. Под этим термином, этимология которого до сих пор точно не ясна, в Дагестане уже в XV веке понимали право истца напасть на односельчан ответчика и захватить в заложники их самих или их собственность, пока ответчик не выплатит просроченный долг или не удовлетворит истца исполнением иного рода обязательств. Синонимом ишкиля служило тюркское слово «баранта». Захватить ишкиль истцу обычно помогал его гостеприимец (кунак) в обществе, где жил ответчик. Он брал у него скот, оружие и даже захватывал в заложники людей либо давал знать односельчанам истца, и те делали то же самое. Известны случаи, когда у общины (джамаата) забирали обувь, оставленную во время коллективной пятничной молитвы у входа в мечеть. Имущество и людей возвращали, когда община заставляла ответчика так или иначе возместить ущерб истца. Одной из причин ишкиля была дробность правового поля региона, ограничение адата (да и шариата) рамками союза общин или отдельного мусульманского ханства. Завоевание региона привело к созданию единого российского правового поля и новых органов правосудия. Ишкиль потерял смысл и уже во второй половине XIX века совершенно исчез.
Примечания
Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. I–II. М., 1890 (и любое постсоветское переиздание)
Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. / Сост. Х.-М. Хашаев. М., 1965
Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане XVII — начале XIX в. М., 1988
Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002
Бобровников В.О. Адат // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Т. I. М., 2006
Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. / Сост. и отв. ред. В.О. Бобровников. Т. I–II. М., 2009
Bobrovnikov V., Kemper M. et al. Customary Law // Encyclopaedia of Islam. 3rd ed. Leiden (в печати).
Владимир Бобровников - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующий сектором Кавказа Отдела Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН
29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.
ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...
Армения и Азербайджан сегодня. События и комментарии. Электронный бюллетень N 2, 2012
При поддержке посольств Британии в Армении и Азербайджане Исследовательский центр «Регион» (Армения) и Институт мира и демократии (Азербайджан) реализовываютso проект «Расширение знаний о «той стороне» и утверждение взаимопонимания между армянами и азербайджанцами с помощью информации «из первых рук» (апрель 2012- апрель 2014). Это – новый раунд работы, направленной на расширение знаний армян и азербайджанцев друг о друге.
Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы России
В сборнике анализируются различные аспекты внешних связей стран Прикаспия, получившие развитие в условиях глобального финансово-экономического кризиса, а также действияих важнейших внешнеполитических и экономических партнеров - прежде всего США и Китая. Предлагаются оценки влияния этих процссов на интересы России...
Север - Юг - Россия. Ежегодник. 2009
В ежегоднике прослеживаются основные тенденции, процессыи наиболее важные события во взаимоотношениях стран Центра, Полуперифесии и Периферии, а также позиции России в этом взаимодействии.
ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...
On the Vector of Economic Development of Post-Communist Georgia
The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.
О проекте общекавказского алфавита
В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.
Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами
...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗИАТСКОГО МУЗЕЯ]
...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...
Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе
В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...
Зимние походы убыхов на Абхазию
Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...