АРМЕНИЯ: СТАРЫЕ ЛИЦА В «НОВЫХ УПАКОВКАХ»
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 10.11.2016 | 00:11
До парламентских выборов следующего года остается всего пять месяцев. В силу сложившихся обстоятельств, а именно, благодаря многолетней антинародной политике властей и, соответственно, сформировавшейся атмосфере недоверия к ним, подавляющее большинство электората в Армении является протестным. Именно за протестные голоса и будет идти борьба на выборах не только между оппозиционными силами, но и между властью и оппозицией.
По мнению некоторых аналитиков, правящая Республиканская партия Армении (РПА), ввиду практически полного неприятия ее большинством граждан, будет баллотироваться не самостоятельно, а в блоке. Как один из вариантов, упоминается блок республиканцев с коалиционной АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД). Впрочем, пока это только предположение, к тому же АРФД также имеет очень низкий рейтинг. Между тем, есть куда более интересные сюжеты.
Необходимо отметить, что возможности фальсифицировать выборы у РПА сократились, в частности, в связи с принципиальной позицией ряда европейских организаций, под давлением которых власть вынуждена была принять ряд невыгодных для нее поправок в новый Избирательный кодекс. Раньше в распоряжении властей было около полумиллиона голосов отсутствующих в стране граждан, которые и составляли основу фальсификационного резерва. Фальсификации были настолько масштабными, что власть могла не только сполна решить свои задачи, но и фальсифицировать в пользу некоторых псевдо-оппозиционных политических сил, которые впоследствии составляли правящую коалицию с РПА.
Сейчас соответствующие возможности властей, повторимся, сильно сократились. В их распоряжении остались следующие рычаги – подкуп избирателей, административный ресурс, подконтрольные СМИ. По мнению некоторых экспертов, с помощью подкупа, различных махинаций и административного ресурса власти могут обеспечить себе порядка 300 тысяч голосов. Однако этого недостаточно для того, чтобы сформировать парламентское большинство. Выше уже говорилось о протестных голосах. Одной из главных задач власти на предстоящих в апреле 2017 года парламентских выборах является их распыление. С этой целью правящий режим, скорее всего, будет и уже начал работать в двух направлениях. Видимо, власть намерена оказывать содействие таким псевдо-оппозиционным партиям «радикального» толка, как «Гражданский договор» и «Армянское возрождение» (бывшая партия «Страна законности»). Вполне возможно, что «радикалам» даже будет разрешено делать резкие выпады против власти.
Вторым направлением является создание потенциальных партнеров, то есть правящему режиму нужны политические силы, которые, оказавшись в парламенте, впоследствии могут стать партнерами власти.
«У властей есть задача смягчить ненависть, смягчить экономический кризис, и поэтому они нуждаются в привлечении дополнительных сил», – считает глава фракции «Наследие» Заруи Постнаджян.
В схему потенциального партнера очень хорошо укладывается партия «Процветающая Армения» (ППА), бывшего лидера которой крупного предпринимателя Гагика Царукяна зимой 2015 года удалил с политического поля президент Серж Саргсян. Но сегодня для власти, над головой которой как «Дамоклов меч» висит угроза проведения честных или хотя бы относительно честных выборов, очень выгодно возвращение Царукяна в политику. Действительно, если олигарх вновь возглавит ППА или встанет во главе какой-то политической колонны, с большей долей вероятности, эта сила пройдет в Национальное Собрание и без каких-либо махинаций. Ресурсы, находящиеся в распоряжении Гагика Царукяна, и в первую очередь, финансовые возможности, почти не оставляют сомнений в успехе ППА. Правда и то, что на настоящий момент невозможно прогнозировать, сколько именно голосов наберет ППА.
Несмотря на различного рода «предвидения» в СМИ и уверенные прогнозы некоторых бывших соратников олигарха по партии о том, что его возвращение в политику будет способствовать консолидации всех оппозиционных сил, позиция самого Царукяна в этом вопросе остается туманной. Он продолжает делать неинформативные заявления типа «я работаю во благо страны и народа, а, если я почувствую необходимость вернуться в политику, тогда вернусь».
Внешне ничем не проявляет своей заинтересованности и власть.
Некоторые аналитики полагают, что решение о возвращении Царукяна в политику будет принимать президент Серж Саргсян и, если его позиции будут сильны (а сегодня они достаточно сильны для этого), то бывшему лидеру ППА останется лишь подчиниться.
По прогнозам ряда наблюдателей, власть намерена использовать участие Царукяна и в другой схеме. Не исключено, что может быть сформирован новый политический альянс, Пропорциональный список этой колонны возглавит победная тройка крупных предпринимателей – Гагик Царукян, Хачатур Сукиасян, Гурген Арсенян. С целью распыления голосов протестного электората режим обдумывает возможность назвать этот мощный альянс «Единство», подобно политическому союзу между Кареном Демирчяном и Вазгеном Саркисяном, одержавшему победу на парламентских выборах 1999 года.
Между тем, в администрации президента не ограничиваются лишь проектом «Царукян» или идеей создания условного альянса «Единство», власти готовят еще одну комбинацию. Не исключено, что в качестве потенциального партнера РПА может выступить партия «Третья Республика». Согласно многочисленным публикациям в СМИ, основателем этой новой партии является нынешний глава партии «Свободные демократы», ныне внефракционный депутат парламента Хачатур Кокобелян. Он и продал эту партийную вывеску бывшему сотруднику администрации президента, бывшему республиканцу Виктору Даллакяну. Возможно, что руководить партией будет экс-министр обороны Сейран Оганян. Хотя бывший министр обороны не делал никаких заявлений по этому поводу, некоторые наблюдатели утверждают, что он уже принял окончательное решение возглавить новую партию.
11 октября член правящей РПА, заместитель руководителя аппарата президента и официальный представитель президента в Национальном собрании Виктор Даллакян объявил о том, что отказывается и от членства в РПА и от занимаемых должностей. По его словам, в течение последних четырех лет он сотрудничал с властью и «собирал камни», а вот теперь, дескать, пришло время «разбрасывать камни». Даллакян объявил о том, что возвращается в активную политику и намерен участвовать в парламентских выборах 2017 года.
«Если после моего сегодняшнего выступления что-нибудь случится со мной или с членами моей семьи, ответственность за это будет возложена на Сержа Саргсяна», – сказал Даллакян, призвав иностранных послов обратить внимание на это его заявление.
О формате своего участия в предстоящих парламентских выборах он пообещал объявить в ближайшее время. Даллакян не опроверг возможности вступления в партию «Третья Республика» экс-министра обороны Оганяна, заявив, что высоко оценивает деятельность Оганяна и считает, что для любой партии было бы честью сотрудничать с таким государственным и военным деятелем.
Если Оганян – в очередной политической композиции властей фигура относительно новая, то Виктор Даллакян давно примелькался своей «жесткой «оппозиционностью». Дело в том, что он покидает ряды правящей партии уже не в первый раз. Впервые Даллакян вышел из РПА в 2003 году и после первого тура президентских выборов ловко примкнул к оппозиционному блоку «Справедливость», возглавляемому тогдашним кандидатом в президенты от объединенной оппозиции Степаном Демирчяном. На многотысячных митингах оппозиции Даллакян выступал с пламенными речами против власти, умело играя роль принципиального борца за светлое будущее Армении и её народа.
На парламентских выборах в том же 2003 году покинувший ряды РПА «оппозиционер» стал депутатом Национального Собрания (НС) по спискам блока «Справедливость». На самом деле он был завуалированным человеком властей, «делегированным» в стан оппозиции. На выборах в НС в 2007 году не было единой оппозиционной колонны, и Даллакян прошел в парламент, одержав победу в мажоритарном округе. Затем он вновь вернулся в ряды правящей РПА, став впоследствии представителем президента в НС и сотрудником администрации Сержа Саргсяна.
По сценарию властей, мотив Сейрана Оганяна возглавить оппозиционную партию должен объясняться обидой на президента, освободившего его с поста министра обороны. Аналогичные мотивы объясняют или должны объяснить и поведение Виктора Даллакяна. Таким образом, власти планируют создать партию обиженных на Сержа Саргсяна бывших его соратников, которые ушли в оппозицию. Только вот кто в это поверит?
Вероятнее всего, Оганян обижен на президента, но это далеко еще не означает, что он может стать оппозиционером. Для полной ясности картины необходимо добавить еще один штрих к портрету Даллакяна.
Одной из характерных черт армянских псевдооппозиционеров являются заявления о том, что их жизни угрожает опасность из президентского дворца. По сути, это традиционный прием псевдооппозиционеров.
Этим приемом пользовался во время предвыборной кампании 2003 года давний «клиент» президентского дворца Арташес Гегамян, который, кстати, занял третье место на тех президентских выборах и отнял очень много голосов у Степана Демирчяна. Вторым, кто использовал этот приём, был Артур Багдасарян, который во время предвыборной кампании 2008 года, будучи кандидатом в президенты заявил на митинге, что его жизни угрожает опасность, открыто указав на власти. Сегодня аналогичное заявление звучит из уст другого лже-оппозиционера – Виктора Даллакяна.
По данным некоторых СМИ в рамках проекта по созданию потенциальных партнеров выбор власти может остановиться не на тандеме Сейран Оганян – Виктор Даллакян, а на реализации другого, возможно более интересного сюжета, в центе которого вновь будет находиться фигура экс-министра обороны. Речь идет о партии «Единая Армения», созданием которой занимается бывший командующий армейским спецназом, зять известно американского благотворителя армянского происхождения Ваагна Овнаняна Артур Алексанян. Возможно, что в этом раскладе режим намерен использовать авторитет ныне покойного уважаемого благотворителя.
Власть с целью дезориентации общества строит все новые и новые политические композиции, при этом ей не удается избежать повторения сюжетов, схем, лиц и приемов предыдущих лет. Однако эти сбои в применяемых технологиях не останавливают правящий режим, который в целях дезориентации общества находится в постоянном «творческом поиске». Вполне вероятно, описанные выше схемы могут быть подвергнуты серьезным корректировкам или применены совершенно иные комбинации, при этом суть остается той же – очередной раз попытаться обмануть общество.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право