На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Элементы Кавказа. Создание национальных районов Карачаево-Черкесии в 2000-е гг.

Публикации | Константин КАЗЕНИН | 30.05.2012 | 00:00

Очерк третий. Новые национальные районы на Северном Кавказе: чему помогли и чем грозят?

1. Создание национальных районов Карачаево-Черкесии в 2000-е гг.

Вопрос о «национальных границах» на Северном Кавказе, о том, должно ли административно-территориальное деление в северокавказских регионах соответствовать расселению разных этнических групп, обсуждается в последние годы часто. Хорошо известно, что национальный принцип был основным при разделении Северного Кавказа на автономии в 1920-е гг (1). Советская система деления на регионы позднее менялась незначительно и в основе своей сохранена на Северном Кавказе по сей день.  

На уровне местного самоуправления ситуация с «национальными границами» сложнее. Большинство районов северокавказских республик на сегодняшний день имеют смешанный состав населения, о чем говорят, например, «национальные» итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Однако это не значит, что в вопросах о границах муниципальных образований на Северном Кавказе не присутствует этнический фактор. Достаточно сказать, что одним из требований радикальной части балкарского национального движения в Кабардино-Балкарии является восстановление в полном объеме районов, в которых балкарцы проживали до депортации 1944 г. (в настоящее время один из четырех этих районов ликвидирован). В целом земельные споры в Кабардино-Балкарии, длительное время влиявшие на политическую обстановку в этом регионе, активизировались именно в ходе реформы местного самоуправления 2000-х гг (2). 

Федеральная власть публично не одобряет перекройку границ на Северном Кавказе по этническому принципу, как и вообще использование этого принципа в формировании управленческих структур. Например, полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин на встрече с журналистами 17 октября 2011 года назвал формирование административных органов по национальному признаку «атавизмом прошлого» (3). Однако на практике этнический фактор в государственном строительстве на Северном Кавказе вовсе не игнорируется. Например, в последние годы там было создано два национальных района, то есть района, названия которых отражали численное преобладание там одной из национальностей. Это Абазинский и Ногайский районы Карачаево-Черкесии. 

Абазины и ногайцы – это два народа КЧР, уступающие там по численности карачаевцам, черкесам и русским (по переписи 2010 г., абазины составляли в КЧР 7,7% населения, ногайцы – 3,3%). В Конституции КЧР ногайцы и абазины названы среди народов, которых КЧР «объединила в ходе исторического развития единой судьбой». Ногайцы компактно проживают на северо-западе КЧР, по обеим сторонам реки Малый Зеленчук. Что касается абазин, то 13 их сел расположены в разных частях КЧР. Один абазинский анклав имеется на северо-востоке региона (Адыге-Хабльский район), также абазины составляют большинство в ауле Псыж (6810 чел. по переписи 2002 г.), расположенном в непосредственной близости от Черкесска, на противоположном от него берегу Кубани. Несколько абазинских сел имеется к югу от Черкесска. Кроме того, крупное абазинское село Красный Восток находится в восточной части республики, в Малокарачаевском районе. 

Абазинский и Ногайский районы КЧР были созданы во второй половине 2000-х гг. Ногайский район включил в себя все села, в которых проживают ногайцы, кроме села Кизилюрт, находящегося в Хабезском районе. В Абазинский район вошло пять абазинских сел из 13. Включить в район все или хотя бы большинство абазинских сел не представлялось возможным, поскольку в таком случае район оказался бы состоящим из нескольких не граничащих друг с другом территорий, что не разрешается российским законодательством: абазинские села Карачаево-Черкесии характеризуются достаточно большим территориальным «разбросом» (см. карту «Карачаево-Черкесская республика»), абазинские анклавы отделены друг от друга территориями, населенными другими народами, поэтому создать административно-территориальное образование, состоящее из всех абазинских сел, практически невозможно.

Политической остротой отличалось в основном создание Абазинского района, начавшееся в 2005 г (4). Это было связано с конфликтом экономического характера вокруг абазинского села Кубина, находящегося тогда на территории Усть-Джегутинского района. Значительная часть жителей этого села на тот момент работали на находящемся неподалеку тепличном комбинате «Московский», принадлежащем правительству Москвы. У жителей Кубины вызвало протест решение Народного собрания КЧР, не включившего тепличный комбинат в границы села (республиканский закон «Об установлении границ муниципальных образований на территории Усть-Джегутинского района и наделении их соответствующим статусом» был принят Народным собранием КЧР в декабре 2004 г.). Для бюджета сельского муниципального образования вопрос о границах был принципиален из-за налоговых поступлений, связанных с комбинатом. В июне 2005 г. в Верховном суде РФ провалилась попытка представителей села признать незаконными муниципальные границы, проведенные Народным собранием. Именно после этого в столице КЧР Черкесске прошла серия протестных акций абазин, проводимых преимущественно жителями Кубины. Увенчались они тем, что 29 июня около 200 жителей этого села ворвались в Дом правительства КЧР (отметим, что это был в общей сложности уже третий протестный «штурм» Дома правительства менее чем за год). 

Реакция властей на эти акции была максимально примирительной. Была стремительно запущена процедура создания Абазинского района. Референдум о его создании прошел 25 декабря 2005 г. Решение о его проведении было принято в октябре 2005 г. советами депутатов Кубинского и Псыжского сельских поселений и не встретило противодействия на региональном уровне. После всех необходимых формальных процедур, распоряжение «О присвоении наименования «Абазинский» району с административным центром в ауле Инжич-Чукун» было подписано главой правительства РФ в июне 2006 года. Вскоре после этого, 27 ноября 2006 г., Народное собрание КЧР внесло поправки в республиканское законодательство, включив комбинат «Южный» в границы Кубины. 

В процессе создания Абазинского района было видно, что руководство республики рассматривает его в первую очередь как «политическое» образование, возникшее из-за необходимости погасить назревавший конфликт. Дело в том, что саму идею создания района руководство КЧР стало активно озвучивать только после того, как со стороны жителей Кубины прозвучали первые протесты по поводу отторжения тепличного комбината. Район объединил села, которые достаточно мало связаны друг с другом в хозяйственном отношении, существуют по весьма разным экономическим моделям, а также не близки друг к другу в транспортном отношении. Наряду с аулом Псыж, пользующимся преимуществами столичного пригорода, и Кубиной, находящейся при тепличном комбинате, в район попали три достаточно «депрессивные» села. Очевидное, что не формальное, а реальное объединение хотя бы этих пяти абазинских сел в некий единый организм может осуществиться только ценой очень серьезных экономических и инфраструктурных проектов, которые пока не осуществлены. На данный же момент о социальных и хозяйственных итогах создания Абазинского района говорить трудно. 

При этом резонанс, который вызвало его создание, почти «заглушил» образование в КЧР еще одного «национального» района – Ногайского. Формирование этого района шло по иной модели: в него попали исключительно села, расположенные компактно по отношению друг к другу, образующие естественный этнический анклав. С созданием района этот анклав лишь обрел свой муниципальный статус. Однако и такой «естественный» путь создания района, отделяемого от соседних территорий по национальному признаку,  как оказалось, наткнулся на определенные «подводные камни». Рассмотрению опыта создания Ногайского района будут посвящены нижеследующие разделы.

(Продолжение следует)

(1)  См. А.Х.Боров. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Нальчик: изд-во КБГУ, 2007. С. 87-147.

(2) См. Казенин К.И. «Тихие» конфликты на Северном Кавказе: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. М.: REGNUM, 2009. С. 56-113.

(3) Пятигорская правда. 18 октября 2011 г.

(4) К.И.Казенин. «Тихие» конфликты… С. 165-172.

Карачаево-Черкесия политика и право этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info