СОВЕТЫ СТАРЕЙШИН АБХАЗИИ В ПЕРВЫЕ ПОСТСОВЕТСКИЕ ГОДЫ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 02.06.2016 | 20:51
После распада СССР и грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. деятельность властей непризнанной республики была сосредоточена в первую очередь в области внешней политики, обороны, таможенных сборов, а также на решении таких проблем, как поддержание работоспособности изношенного коммунального хозяйства, обеспечение работы транспорта, завоз муки, выпечка бесплатного хлеба для пенсионеров и т.п. Избранный курс на децентрализацию государственного механизма (во многом имевший вынужденный характер) способствовал повышению роли абхазских традиционных институтов, прежде всего в сельской местности. В первую очередь это относилось к сельским сходам, в ведение которых на местах перешли вопросы пользования земельными, лесными и водными ресурсами (не имеющими статуса государственной собственности), а также благоустройство, ведение дорожных работ, помощь пострадавшим от военных действий, частично - школы и медицинские учреждения.
В советский период деятельность сельских сходов сводилась в основном к автоматическому одобрению курса партии: после их проведения районные, а затем республиканские власти отчитывались об успехе очередного идеологического мероприятия, а крестьяне, периодически осуждавшие на сходах разного рода пережитки и «вредные обычаи», продолжали следовать этим обычаям в повседневной жизни.
В постсоветских условиях сельские сходы стали важным механизмом местного самоуправления, который обеспечивал решение многих повседневных проблем сельских жителей. В случае принятия, например, решения о проведении ремонта в школе, дорожных работ и т.п. на сходе назначались специальные уполномоченные от сел по их организации. Здесь же определялась степень участия в работах каждой семьи (в зависимости от числа мужчин).
Обычно в работе сельских сходов принимали участие представители районной администрации. Хроническое безденежье в первые постсоветские годы вынуждало власти и местных жителей решать проблемы совместными усилиями. При проведении дорожных работ сельский сход обычно обеспечивал предоставление бесплатной рабочей силы, а районные власти выделяли технику и горючее.
В послевоенный период главы сельских администраций, колхозов и вновь созданных агрофирм, как правило, избирались на сельских сходах. Сельские же сходы обычно основывались на решениях, принятых ранее старейшинами местных наиболее многочисленных и уважаемых фамилий: мои собеседники в те годы не смогли припомнить ни одного случая, чтобы сельские сходы не согласились с мнением старейшин. Решения сходов о всевозможных реорганизациях бывших колхозов и совхозов, кадровые назначения и т.п. должны были затем утверждаться в районе. Чаще всего такое утверждение происходило автоматически и, судя по словам опрошенных крестьян, степень влияния районной администрации на ситуацию в селах была весьма ограниченной.
Наряду с сельскими, в послевоенной Абхазии активно работали районные советы старейшин. Их работу координировал Совет старейшин Республики Абхазия, первоначальный состав которого из 13 человек был определен на специальном собрании старейшин со всей Абхазии. Вскоре после этого, в августе 1993 г., решение о создании республиканского совета старейшин было утверждено специальным постановлением Совета министров Абхазии.
Позднее в состав республиканского совета старейшин были включены представители семи районных советов и таким образом его численность увеличилась до 60 человек (среди них оказались и совсем молодые, но пользующиеся общественным авторитетом люди). Для руководства работой совета старейшин Абхазии был избран президиум. Наряду с абхазами, в состав совета были включены представители других проживающих в Абхазии народов.
В уставе Совета старейшин указывалось, что целью этого органа является содействие органам исполнительной власти всех уровней, воспитание патриотизма у молодежи, разрешение возникающих межэтнических, межродовых, межличностных конфликтов. В задачи совета входили также изучение, распространение, пропаганда «прогрессивных морально-этических норм» народов Абхазии, оказание содействия соответствующим органам в решении социальных проблем, развитие дружеских связей с советами старейшин Северного Кавказа, Юга России и других регионов.
Состав советов старейшин всех уровней (от республиканского до поселкового) формировался «с учетом рекомендаций трудовых коллективов» из числа известных своими третейскими способностями авторитетных лиц. Решения советов старейшин всех уровней основывались в первую очередь на моральном авторитете его членов, однако, если понадобится, они могли подкрепляться мерами принуждения со стороны государственных органов «в случаях, предусмотренных законодательством».
В ходе нашей беседы летом 1995 г. тогдашний председатель республиканского совета старейшин П. Адзинба определил в качестве одной из основных задач этой организации пропаганду национальных традиций, обычаев и «искоренение чуждых абхазскому духу явлений». Совет старейшин Абхазии принимал активное участие в законодательной деятельности: он вносил свои предложения в ходе обсуждения в парламенте закона о языке, выступал активным сторонником восстановления исторической топонимики и т.п.
В ходе обсуждения возможных путей решения демографической проблемы (до сих пор особенно остро стоящей у абхазов), республиканский совет старейшин высказывался за отмену унаследованного от советских времен закона, запрещавшего многоженство. После отмены этого закона в Абхазии больше не стало никаких юридических препятствий к многоженству, хотя власти так и не приняли специального постановления о легализации этого института. Однако, как показала практика, подобные меры не оказали никакого влияния на демографическую ситуацию, случаи многоженства остаются единичными на фоне значительной доли не вступающих в брак и остающихся одинокими абхазов и абхазок.
Острота демографической проблемы для абхазского этноса была вызвана многими факторами: под влиянием целого комплекса причин социально-экономического и психологического характера. При этом соображения материального плана не играют значительной роли. Как в голодные первые постсоветские послевоенные годы, так и в нынешние куда более сытые времена у абхазов продолжает оставаться значительной доля представителей репродуктивных возрастов, которые отказываются от создания семьи и рождения детей.
Совет старейшин Абхазии высказывался и за введение определенных мер принуждения, призванных побудить молодых к созданию собственной семьи. В частности, совет одобрил и всемерно пропагандировал опыт тех абхазских фамилий (Адзинба, Квадзба и другие), которые на своих сходах приняли решение о том, что не женившиеся после 25 лет люди должны платить ежегодный и весьма значительный по абхазским меркам тех лет штраф. Получаемые средства предназначались в помощь многодетным семьям той же фамилии, что и оштрафованные. Эта предложенная старейшинами мера, как и снятие запрета на многоженство, не смогла принести значительного эффекта.
В послевоенной реальности совет старейшин Абхазии был вынужден уделять первостепенное внимание решению конфликтов между различными абхазскими фамилиями. В первые постсоветские годы особенно беспокоили старейшин рост влияния в обществе криминалитета, утрата молодежью нравственных основ. По мнению председателя Совета старейшин Абхазии П. Адзинба, высказанному во время одной из наших встреч летом 1997 г., утрата традиций и рост негативных процессов в современном абхазском обществе во многом объясняются произошедшими после распада СССР социальными изменениями: «В прошлом абхазы воспитывались трудом. Сейчас это нарушено, изменился образ жизни, повсюду люди занимаются торговлей, молодые оторваны от земли, труда, утрачивается апсуара , поэтому часто деньги добываются любыми, чаще всего неправедными путями».
Несмотря на подчеркнуто уважительное отношение властей к мнению старейшин, уже в те годы чувствовалось, что их влияние на районном и республиканском уровне было намного меньше, чем в селах. В то же время, в постсоветской реальности советы старейшин различных уровней были, пожалуй, единственной структурой, которая была в состоянии прекращать кровную месть, добиваться примирения сторон и их согласия на то, чтобы меру ответственности конкретных виновников убийств определяли соответствующие судебные органы.
В постсоветский период роль старейшин и традиционного права в жизни абхазского этноса была совершенно очевидной. Некоторые из абхазских фамилий даже приняли и зафиксировали письменно (что само по себе было новым явлением, так как до этого все передавалось из поколения в поколение исключительно устным образом) специальные, основанные на традиционном праве, кодексы поведения своих членов.
В первые постсоветские годы абхазские власти строили новую государственность на основе сочетания сохраняющихся элементов советского государственного механизма, элементов западной демократии и традиционных абхазских институтов. Одним из проявлений этого курса стало избрание депутатом и работа в парламенте республики председателя Совета старейшин Абхазии П. Адзинба, активное участие старейшин в деятельности государственных структур.
Традиции и старейшины до сих пор пользуются наибольшим влиянием сельских районах Абхазии. И так было на протяжении многих веков: именно сельская глубинка выступала хранителем национального духа, традиций и культуры абхазов.
За время советского периода истории традиционные институты абхазов претерпели значительные изменения, но они продолжали оказывать большое влияние на повседневную и общественную жизнь абхазов. После распада СССР их значение резко возросло. В ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. традиционные институты во многом обусловили этническую сплоченность, способствовали мобилизации людского потенциала абхазов на ведение боевых действий, что в значительной мере предопределило их исход.
В послевоенные годы традиционные институты стали важным инструментом психологической реабилитации и социальной защиты абхазов. В абхазских селах они превратились в действенный механизм самоуправления, в ведение использующих традиционное право старейшин фактически перешла значительная часть местного судопроизводства. Однако произошедший затем массовый переезд населения в города лишило абхазов их прежнего надежного «сельского тыла», что стало неблагоприятным фактором для их этнического выживания.
Удастся ли новым поколениям абхазов противостоять вызовам глобализации и ассимиляционным процессам, сумеют ли они сохранить язык, культуру и традиции своих предков? Будущее покажет…
Александр Крылов
доктор исторических наук в.н.с. ИМЭМО РАН
Президент Научного общества кавказоведов
На фото: Ритуальное застолье в святилище Лых-ныха, 2006 г. Фото автора
Примечания
(1) Апсуара - кодекс нравственного поведения человека в семье и обществе, абхазская сущность.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016 Евразийский Союз образование Россия
Абхазия грант-2016 модернизация традиционализм