На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Новости

Сайт Научного Общества Кавказоведов возобновляет публикацию материалов
подробнее

Российские эксперты приняли участие в Круглом столе в Национальной Академии Наук Республики Армения (ВИДЕО)
подробнее

Танкер во Владивостоке получил имя композитора Арно Бабаджаняна
подробнее

Проекты

Статьи и дополнительные материалы...


Партнёры


Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы



 

 

ПОЛИТФОРУМ

Информационно-аналитический портал Института Евразии


Институт стран Восточной Европы и СНГ


РОД содействия развитию русско-армянских отношений


 



НАШ БАННЕР


Теги

Кавказ Россия Сочи-2014 Научное общество кавказоведов Армения Абхазия Южная Осетия нарты Грузия Сванетия Адыгея ислам христианство Азербайджан Дагестан Нагорный Карабах дидойцы карачаевцы глобализация Иран Турция терроризм суфизм Северо-Западный Кавказ Чечня образование Швейцария археология Ближний Восток евреи экономика США Аджария Польша Великобритания казачество черкесы Карачаево-Черкесия Северная Осетия Кабардино-Балкария православие адат СМИ / Интернет традиционализм модернизация Израиль Каспий шапсуги Китай Юрий Воронов демография Кавказская Албания туризм экология Первая мировая война этничность / этнополитика миграции турки-месхетинцы историография энергетика Евросоюз WikiLeaks Армянская Апостольская церковь Грузинская Православная церковь Самурзакано грузинское «чудо» Алания Франция Талыш Баку убыхи русский язык дипломатия кинематограф диаспоры НАТО сельское хозяйство Ингушетия вайнахи городская культура советское кавказоведение Марр святилища лингвистика СССР политика и право коммуникации Елису аварцы Черноморская Миротворческая Сеть Курдистан Адыгэ-Хасэ лезгины удины гидрополитика земельные конфликты социология НПО Евразийский Союз долгожители этноэкология пропаганда хемшины кумыки Самцхе-Джавахети Украина скифы горские евреи Джавахети забастовки кухня виноделие воинское искусство / вооружения Кавказская война цова-тушины молокане ОДКБ ногайцы архитектура мухаджирство балкарцы Имерети Мегрелия Гурия Элиты безопасность абречество Кабарда прометеизм агулы лазы Западный Кавказ между прошлым и будущим Хизб ут-Тахрир выбор Кавказа эпос Табасаран ковроткачество культура Западный Кавказ: современные проблемы Болгария Ширван Махачкала Хетагуров Лермонтов Гюлен ассирийцы Германия Эрдоган Крым секты Нахичеван киммерийцы езиды Общество «Знание» Новороссия Тува Искусство Кавказа алевиты Лига Наций Пушкин духоборы геноцид Великая Победа Дербент Греция грант-2016 медицина Ставропольский край социальная сфера Краснодарский край туркмены бацбийцы Белоруссия Астрахань животноводство ОЧЭС Черноморский регион Тюркский Совет Урарту Москва

 

sanatruk

     
 

Комментарии

 
     
 
sanatruk | 03.11.2011 | 16:29
 
 
 

История Южного Кавказа.
В древности территория южного Азербайджана входила в состав государства Манна, первого государственного образования на территории современного Азербайджана, которое было завоёвано вновь образованной Мидийской державой. В составе Мидии (и позднее Ахеменидской империи) территория Манны часто именовалась Малой Мидией. После падения Ахеменидской империи Мидией Атропатеной (перс. Мад-и-Атурпаткан‎, Мидия Атропатова), или просто Атропатеной, после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии, Атропат (Атурпатак). Другое её название у античных авторов — Малая Мидия. Наряду с Манной, одним из первых государственных образований на территории современного Азербайджана было Скифское царство — Ишкуза, располагавшееся в основном севернее реки Аракс, но также включавшее в себя земли южнее её. Скифы частью мигрируют на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье (сарматы), частью навсегда оседают в регионе, слившись с местным населением. До 1918 года под Азербайджаном понималась прежде всего территория вокруг озера Урмия, к югу от реки Аракс.Территории к северу от Аракса (то есть территорию современной Азербайджанской Республики) в России как правило называли «Восточным Закавказьем»; исторические области, которые она включала, носили названия Арран и Ширван.
Арран (перс. آران‎, азерб. Ar(r)an), — историческая и географическая область в Закавказье, которая располагалась на северо-западе современного Азербайджана. Главными городами были Барда и Гянджа (ср.-перс Гандзак, от гандз [сокровище], ак [источник]).Название Арран происходит от персидского варианта названия Кавказской Албании.
Ширван (азерб. Şirvan, перс. شیروان‎) — историческая область и государство в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, простиралась от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге. В настоящее время — часть территории Азербайджана.
Основные города — Шемаха, Баку, Кабала, Шабран.
Многочисленным иноземным нашествиям и входил в состав различных государств, что определило чрезвычайно пёстрый этнический состав населения, включающего кавказские, иранские и тюркские элементы.
С конца II в. до н. э. территория Ширвана входила в состав Кавказской Албании, главным городом которой до VI века н. э. была Кабала.
Атропате́на (или Мидия Атропатена, Малая Мидия; др.-перс. Āturpatkān, пехл. Āturpātākān, классический перс. Āδarbāδāgān/Āδarbāyagān‎, греч. ᾿Ατροπατήνη, визант. греч. Άδραβιγνων, сирийск.Aδorbāyγān, арм. Ատրպատական, араб. آذربایجان‎‎) — историческая область и древнее государство на северо-западе современного Ирана. Название Ātur-patkān буквально значит «Владение Атурпата» и образовано от имени основателя царства — Атропата (Атурпат, Āturpāt, авестийское Atərəpāta — буквально «Охраняющий огонь») с помощью иранского суффикса *-kān, используемого для формирования топонимов. Имя «Атурпат» засвидетельствовано вплоть до эпохи Сасанидов, так например, в IV в. н. э. визирь и верховный жрец шаха Шапура II носил имя Атурпат-и-Махраспандан. По другой теории в результате народной этимологии, название стали толковать как «место, защищаемое богом огня» («Адор Бад Аган»), тем более что в Атропатенской Мидии было действительно много зороастрийских храмов с горящими в них негасимыми огнями. Страна была населена ираноязычными племенами мидийцев. Географически Мидия Атропатена была расположена на территории нынешнего Южного Азербайджана в Иране, и ограничивалась Араксом.
«Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» (перс. Âzarâbâdagân‎) .В исламскую эпоху это название трансформировалось в современное «آذربایجان» — «Азербайджан» (через «Адарбадган»), при изменении первой части с трансформацией интервокальной *t > δ в *āδar- > *āzar-, под фонетическим влиянием арабского языка.
Летней столицей Атропатены был город Ганзак, средневековый Шиз — современный Текаб в провинции Западный Азербайджан). Главное святилище Адур-Гушнасп находилось в 25 км к северо-востоку, сейчас его развалины называются Техте-Сулейман[3]. Ко времени арабского завоевания столица, видимо, располагалась в Ардебиле.
В эпоху Селевкидов Мидия Атропатена существовала как самостоятельное государство, управляемое потомками Атропата, но номинально подчиненное Селевкидам. История ее на протяжении большей части III в. неясна, но 222—220 гг.Полибий упоминает царя Атропатены Артабазана, как владетеля обширной территории не только к югу, но и к северу от Аракса и союзника мятежного сатрапа Мидии против селевкидского царя Антиоха III
однако в начале II в. атропатенцы потерпели поражение от армянского царя Арташеса I, который отнял у них Каспиану (Пайтакаран), Басорепиду (Васпуракан) и Фавнитиду. Вслед за тем Атропатена попадает в зависимость от Парфянского царства, (кроме 70-х-60-х гг. I в. до н. э., когда она принадлежала победившему парфян армянскому царью Тиграну II). Атропатеной тогда правил царь Дарий, который упоминается античными авторами среди подвластных Тиграну царей во время его сражений с римлянами.
В 36 г. до н. э. римский триумвир Антоний в союзе с армянским царем Артаваздом (сыном Тиграна) вторгся в Атропатену, но потерпел поражение; в следующем году, наоборот Артавазд Мидийский заключил союз с Антонием против парфян и Артавазда Армянского. В начале I в. н. э. парфянский царь Артабан II сделал своего сына царем Атропатены, в дальнейшем все цари страны происходили из рода Аршакидов. После падения династии Аршакидов Атропатена вошла в состав государства Сасанидов.
На Пасху 628 года византийское войско во главе с императором Ираклием захватило столицу Атропатены — город Ганзак.
В сер. VII в. (между 639 и 643 гг.) Атропатена была завоёвана Арабским халифатом и образовала отдельную провинцию в его составе.
Население Атропатены изначально состояло из иранских и автохтонных доиранских (видимо, дагестанских на востоке и хуррито-урартских на западе) племен, в дальнейшем полностью иранизировалось. Атрпатакан населяли иранцы – народ индоевропейской языковой семьи (как, например, армяне, французы, русские, германцы, англичане, греки, итальянцы и т.д.). Та́ты (варианты названий — кавказские персы, закавказские персы) — иранский этнос, проживающий в Азербайджане и России (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) — тати, парси, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков. Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки. Страбон перечисляет племена Атропатены на начало нашей эры: «горные племена кадусиев, амардов, тапиров, киртиев и другие бродячие и разбойничьи народности», особо выделяя по значению и численности кадусиев. Из них амардами (мардами) и киртиями называли вообще иранские кочевые племена, при чем от названия киртиев по-видимому произошло название курдов. Кадусии, также несомненно иранское племя [11] обычно считаются предками талышей. Ко временам Страбона в Атропатене уже существовал общенародный язык (язык-койнэ) — среднемидийский, потомком которого в Средние века был язык азери (азари), исчезнувший индоевропейский язык иранской языковой группы. В Раннем Средневековье население Атропатены/Азербайджана целиком говорило на иранском языке aзери; в XI в. там впервые начинают появляться тюрки, в XIII в., во времена монгольского завоевания, их число увеличивается, и во времена Сефевидов (XVI—XVIII вв.) местное иранское население окончательно переходит на тюркский язык (то есть современный азербайджанский), хотя островки, говорящие на связанных с азери иранских языках — тати и талышском, сохраняются поныне
До 1918 года ни в одном историческом документе не зафиксирован факт упоминания государства под названием "Азербайджан". "Азербайджан" – искаженное название персидской провинции Атрпатакан (Атропатена), которая сейчас (как и в древности) находится в составе Ирана. Современные "азербайджанцы" со столицей в Баку справедливо считают себя потомками тюркских племен огузов, прибывших в регион из Центральной Азии и осевших в Закавказье в результате монгольских нашествий. По азербайджанской же версии, союз 32 кочевых тюркских племен, среди которых преобладали племена "Ак-коюнлу" ("Белые бараны") и "Кара-коюнлу" ("Черные бараны"), вторгся в Закавказье в средние века (изображения этих животных красовались на знаменах этих племен), где уже тысячелетиями существовала древняя Армения. Конфедерация племен Кара-Коюнлу (буквально "Чернобаранных", поскольку на их знамени был изображен черный баран — "кара коюн") составилась из туркмен, оттесненных в Переднюю Азию вторжением монголов. Правящая династия союза происходила, по-видимому, из огузского рода ивэ. Их массовый исход из Хорезма произошел при ильхане Аргуне (1284—1291). Пришельцы расселились тогда по верхнему Евфрату и Тигру, где страшные опустошения времен Чингизхана освободили достаточно места для новых жителей. Во второй половине XIV в. здесь сложились два туркменских племенных объединения: Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (на знамени последних был изображен белый баран — "ак коюн"), постоянно враждовавших друг с другом. Первоначальным местом расселения Кара-Коюнлу была область близ Ерзнкаа и Себастии.
На большей части территории современного северного Азербайджана в I тысячелетии до н. э. жили племена, известные как кавказские албаны, говорившие преимущественно на нахско-дагестанских языках лезгинской группы (само название современных лезгин произошло от легиев — одного из племён албанского союза). Непосредственным потомком письменного албанского («гаргарейского») языка, то есть языка района Кабалаки, считается удинский язык. По сообщениям древнегреческого историка-географа Арриана, албаны впервые появляются на исторической арене уже в IV в. до н. э. Как полагают учёные, они подчинялись ахеменидскому сатрапу Мидии, а с падением Ахеменидской державы — царям Атропатены. По-видимому, в конце II в. до н. э. севернее Куры возникает албанский племенной союз, начинающий приобретать черты государственного образования. К этому времени албаны уже имели отделённое от народа войско и тяжёлую конницу.
Страбон в I в. н. э. описывает албанов следующим образом:
“Албанцы больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. Они живут между иберийцами и Каспийским морем; на востоке их страна прилегает к морю, а на западе граничит с иберийцами. (...) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. Точные меры и вес им неизвестны. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом и в легком и тяжелом вооружении подобно армянам.”
Кавказские албанцы, потомками которых являются современные лезгины и аварцы, - народ кавказской языковой семьи (как, к примеру, грузины или абхазы). Азербайджанский (или восточнотурецкий) язык относится к тюркской языковой семье.

Население Кавказской Албании — албаны (не путать с современными албанцами) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи.Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура. В начале все они имели своих собственных вождей, но к I в. до н.э. были объединены под властью единого царя, чья резиденция находилась в г. Кабале в левобережье р. Куры. Оставаясь автономными единицами, эти племена никогда не составляли единого консолидированного народа. Автохтонное население правобережья Куры (междуречья Куры и Аракса) состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, каспии и другие . Армянское население появилось в регионе уже после того, как на него распространилась власть армянских царей; в поздней античности и к началу средневековья регион был в значительной степени армянизирован.Eдиногласны утверждения греко-римских и древнеармянских авторов, согласно которым, между II в. до н. э. и концом IV в. н. э. — то есть практически все время существования государства Великая Армения — граница проходила по Куре и следовательно Нагорный Карабах и значительная часть территории нынешнего Азербайджана входили в состав Армении.
Албания той эпохи была так же полиэтнической страной с новой столицей в городе Перозапат (Барда, Барз’аа, с 460-х). Это были: албаны, гелы, леги (лезги), утии (удины), гаргары, чилбы, сильвы, лпины, цоды, и другие. Аршакиды Кавказской Албании, или Албанские Аршакиды (Арраншахи) — царская династия парфянского происхождения, правившая в Кавказской Албании в I—VI веках н. э.Являлись младшей ветвью парфянских (массагетские Аршакиды) Аршакидов, и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляли пан-Аршакидскую семейную федерацию. Oснователем царского рода Аршакидов в Албании, считают Вачагана I Храброго, преемниками которого были Ваче I и Урнайр. В X веке мусульманские географы, в частности Аль Мукаддаси и Ибн Хаукаль, сообщали, что население Аррана (Албании) и ее столицы Барды говорило на арранском (албанском) язык. Эти же мусульманские авторы сообщают также, что за Берда’а и Шамкором (Нагорный Карабах) жили армяне.
Восточнее правобережной Албании простиралась малообитаемая Прикаспийская низменность, на которой кочевали массагеты и другие племена. Основной областью обитания кавказских массагетов являлась плодородная территория нижнего течения р. Самур и других рек теперешнего Хачмазского и Кубинского районов Азербайджана, заключенная между Главным Кавказским хребтом и морским побережьем от Дербентского прохода до прохода у вершины горы Беш-Бармак.
Oпираясь на свидетельства свидетельства Аммиана Марцеллина и Диона Кассия о тождестве массагетов и аланов, считает прикаспийских массагетов частью аланского племенного союза. Массагеты упоминаются в прикаспийском районе уже у Плиния Старшего в I веке новой эры (II, 12). Маскут (азерб. Məşqüt, лезг Муьшкуьр), в арабских источниках Маскат, в позднесредневековых Мюшкюр или Мушкур — историческая область на северо-востоке современного Азербайджана и юго-востоке современного Дагестана, вдоль западного берега Каспийского моря. Названа по имени населявших её примерно с I в. до н. э. по VII в. н. э. массагетов, именовавшихся на местном наречии маскутами. Область простиралась вдоль каспийского побережья от устья Куры до реки Самур и далее до «Каспийских ворот» (города Чола), причём Чола, как предполагают, была столицей маскутских царей. Южную границу проводят по реке Кура, реке Гильгильчай или в районе г. Беш-бармак (под Баку). На западе с Маскутом соседствовала Кавказская Албания; на юге, за Курой и Араксом — область Пайтакаран; на северо-западе, в горах Дагестана — область Лпиния.
Кроме собственно маскутов, в поздний, уже сасанидский период в области начинают селиться ираноязычыные переселенцы из южный областей Ирана, предки современных татов.

Каспиана — район Муганской степи и Талыша, которую, согласно Страбону, первые цари Армении отняли у «мидийцев» (атропатенцев). Тем не менее уже во времена Страбона эта территория принадлежала Кавказской Албании. Во II веке н. э. Армения вновь захватила регион, который стал называться Пайтакаран, но во времена Ширакаци, то есть после 387 года, эта провинция вновь отошла от Армении, на этот раз к Атурпаткану, теперь уже как к части сасанидской державы. Население Пайтакарана состояло из различных ираноязычных племён. Территория нынешней Нахичеванской Республики того периода была частью двух, подвластных Армении, провинций: земли по Араксу, гавары Нахчаван (с главным городом того же имени) и «обильный вином» Гохтан (район Ордубада) входили в состав наханга (провинции) Васпуракан, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Округ Нахичевани находился в ведении наследственных гофмейстеров армянских царей, которые, соответственно, носили титул «мардпетов» («начальников маров»), а их род именовался «Мардпетакан». Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчыване были поселены евреи, выведенные Тиграном Великим из Палестины; когда во время персидского нашествия на Армению в 369 году город был взят персами, они вывели оттуда «две тысячи семей армян и 16 тысяч семей евреев».
Во время правления династии Аршакидов во второй половине IV века в Албании распространилось христианство, ставшее государственной религией, и была создана Албанская Апостольская Церковь. Резиденцией католикоса до VI века был город Габала (Кабалака).
Распространение христианства в этом регионе местная традиция связывает с проповедью апостола Елисея, который, как считается, был рукоположен¬ первым иерусалимс¬ким патриархом апостолом Иаковом. Апостолу Елисею приписывается постройка церкви в Гисе. Однако официально, как государственную религию, Кавказская Албания приняла христианство от Армении в IV веке, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем АЦ своего внука Григориса.
“Цари агванские, происшедшие от сородича Гайка Аррана, которого Вагаршак Парфянин назначил правителем и князем тех краев, — Вачаган Первый, Ваче, Урнайр. Этот, явившись к великому государю армян Трдату и святому Григорису, был окрещен им. И святой Григор одного из своих служителей, прибывшего вместе с ним от ромеев, рукоположил в епископы и дал его царю Урнайру. [Потом были] Вачаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есваген. В дни его [правления] (Есвагена) блаженный Месроп изобрел письмена армянские, грузинские и агванские.”
— Киракос Гандзакеци (XIII век).
Во время восстания албанского царя Вачэ против персов (457) маскуты, в качестве его союзников, участвовали в осаде Чора (Дербента). При албанском царе Вачагане III, после 488 г., область отходит к Албании. Однако вскоре, в 510 году, после ликвидации албанской государственности, вместе со всей Албанией была включена в состав Северного куста (провинции) Сасанидкой державы. Чола становится резиденцией наместника (марзпана). Город был перестроен по указанию Хосрова I Ануширвана, и переименован в Дербент (Узел дорог).
При этом Чола стала самостоятельной (отдельной от Маскута) областью, Чоле отводилась большая политическая и военная роль, являлась военно-политическим оплотом Сасанидов на Кавказе. Сюда Сасанидами были переселены множество населения из внутренних областей Ирана, предков современных татов (тати, парси, даглы, лохиджихон )Азербайджана.
В VII веке после завоевания региона арабами среди албан начинает распространяться ислам. Точное время исчезновения албан как самостоятельного этноса неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Население восточных албанских районов в это время стремительно иранизировалось, тогда как в западных областях завершался процесс армянизации, начавшийся еще в античности.В 468 году Албанское царство было уничтожено, а Албания превращена в персидскую провинцию — «марзпанство»; затем царская власть в лице династии Михранидов была восстановлена, в 510 году ликвидирована вновь, вновь восстановлена в 530 (см. Джеваншир) и окончательно ликвидирована арабами в 705. После ликвидации албанской государственности, вместе со всей Албанией была включена в состав Северного куста (провинции) Сасанидкой державы. Чола становится резиденцией наместника (марзпана). Город был перестроен по указанию Хосрова I Ануширвана, и переименован в Дербент (Узел дорог).
Со времён арабского завоевания Кавказской Албании постепенно уходит в историю данный топоним, и сохраняется он лишь в литературной традиции. С 642 года начинается завоевание арабскими полководцами Восточного Закавказья. Сюда стали переселяться многие арабские роды и даже племена, составившие господствующий слой населения; часть арабов была переселена по распоряжению халифов, для обеспечения политического преобладания. Вместе с тем, в отдельных областях кое-где оставались и местные князья, признавшие власть арабов. Под властью арабов население Восточного Закавказья продолжает говорить на своих языках (лезгинских в Албании, иранских в прикаспийских областях), однако господствующей религией становится ислам.
Арабские наместники Северного Азербайджана (Ширвана) постепенно иранизируются, принимают титул ширваншахов и в результате центробежных тенденций Халифата в 861 году создают собственное государство c центром в Шемахе. В VII—X вв. территория Азербайджана подвергается неоднократным нашествиям хазар и русов. В XII веке столица Ширвана переносится в Баку, где в XV веке строится Дворец Ширваншахов. Государство Ширваншахов существует вплоть до XVI века, после чего поглощается Сефевидами.
Туркоманы, иначе огузы — тюркские кочевые племена, говорившие на языке огузской группы — являются прямыми предками современных азербайджанцев. Они переселились на территорию Азербайджана из Средней Азии через Иран, который они завоевали под предводительством династии Сельджукидов в 1038 году. Вторжение сельджуков, явившееся бедствием для региона[70], было первым массированным вторжением тюрок в регион и положило начало ассимиляции местного населения пришлыми тюрками. Сельджукские племена расположились прежде всего на пастбищах Мугани и в предгорьях Аррана.
Переселение тюркских племен на территорию современного Азербайджана продолжалось вплоть до XVI—XVII века[77].
В течение 1220 и 1222 годов через территорию Азербайджана проносятся монгольские орды. Перед лицом опасности, угрожавшей народам Закавказья
Папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашел на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»
В ходе русско-иранской войны 1804—1813 Россия захватывает сначала Кубинское и Бакинское ханства (1806), а затем — Талышское (1809). Гюлистанский мирный договор, заключённый 24 октября (5 ноября) 1813 между Россией и Персией, юридически закрепляет это положение. Персия отказывается от своих притязаний на Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербентское, Кубинское и Талышское ханства, а также на Восточную Грузию и Дагестан.
Термин «азербайджанцы» для самоназвания тюркской народности, населявшей Иранский Азербайджан и Восточное Закавказье, был введён европейскими этнографами (в форме «азербайджанские тюрки», или, в России, также «азербайджанские татары»); среди самих азербайджанцев он был впервые введен в обиход в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кашкюл» в борьбе за новую идентичность, которая могла бы успешно соперничать с простонародной «мусульманской» идентичностью). Официально используется с 1936 года.
1936 год — Азербайджан вошёл в СССР на правах союзной республики. Азербайджанские тюрки стали официально называться азербайджанцами, их национальный язык получил название азербайджанского.

 
     
 
 
 
sanatruk | 04.11.2011 | 11:34
 
 
 

К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА НА КАВКАЗЕ.ОТРЫВОК.
Аршакиды Кавказской Албании, или Албанские Аршакиды (Арраншахи) — царская династия парфянского происхождения, правившая в Кавказской Албании в I—VI веках н. э.Являлись младшей ветвью парфянских (массагетские Аршакиды) Аршакидов, и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляли пан-Аршакидскую семейную федерацию.
Историю династии ведут от первого известного представителя этой династии Вачагана I Храброго, родом из исторической области Маскут; он являлся потомком вождей маскутов (массагетов), пришедших к власти в Кавказской Албании в I в. н. э. Находился в родстве с царской династией Аршакидов, правившей в Парфии.
Во время правления династии Аршакидов во второй половине IV века в Албании распространилось христианство, ставшее государственной религией, и была создана Албанская Апостольская Церковь. Резиденцией католикоса до VI века был город Габала (Кабалака).
“Цари агванские(албанские), происшедшие от сородича Гайка Аррана, которого Вагаршак Парфянин назначил правителем и князем тех краев, — Вачаган Первый, Ваче, Урнайр. Этот, явившись к великому государю армян Трдату и святому Григорису, был окрещен им. И святой Григор одного из своих служителей, прибывшего вместе с ним от ромеев, рукоположил в епископы и дал его царю Урнайру.Потом были Вачаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есваген. В дни его (Есвагена) правления блаженный Месроп изобрел письмена армянские, грузинские и агванские.”- — Киракос Гандзакеци (XIII век).
• Десять царей из этой династии - Вачаган I Храбрый, Ваче I, Урнайр , Вачаган II, Мирхаван , Сатой, Асай, Есуаген, Ваче,Вачаган III Благочестивый.
Маскат (Маскут) — земля, имеющая ряд крепостей, селений и полей (пастбищ) и граничащая с рекой Самур, морем, страной Лакзов и Шабараном. Область простиралась вдоль каспийского побережья от устья Куры до реки Самур[1][2] и далее до «Каспийских ворот» (города Чола), причём Чола, как предполагают, была столицей маскутских царей. Южную границу проводят по реке Кура[1], реке Гильгильчай[2] или в районе г. Беш-бармак (под Баку)[2]. На западе с Маскутом соседствовала Кавказская Албания; на юге, за Курой и Араксом — область Пайтакаран; на северо-западе, в горах Дагестана — область Лпиния. Санесане(Санатрук)- царь маскутов - народ скифского происхождения. Отождествление с аланами, связано с тем что, в составе маскутского войска, совершившего поход на Армению, под предводительством Санатрука, кроме маскутов и албан были также и многие другие северокавказские народы, наиболее известными из которых в раннем средневековье стали аланы.
В середине 330-х годов к Санесану-Санатруку для проповеди христианства был послан 15-летний Григорий, внук Григория, просветителя Армении. Поначалу его миссия удавалась, но вскоре после смерти Трдата Санесан казнил Григория, привязав его к хвосту коня, принял царский титул(по Хоренаци) и вместе с кавказскими племенами совершил набег на Армению, по утверждению армянских авторов — по наущению персидского царя Шапура II (336). Согласно рассказу Фавста Бузанда, «он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну. Не было числа множеству его конных полков и счета пешему войску, вооруженному палицами, так что и сами они не могли сосчитать свое войско». Царь Армении Хосров II с патриархом Вртанесом укрылись в крепости Дарюнк (в Цопке), высланное против Санесана-Санатрука армянское войско было разбито, маскуты взяли армянскую столицу Вагаршапат и в течение почти года хозяйничали в Армении, пока наконец полководец Ваче Мамиконян неожиданным нападением на лагерь маскутов на горе Цлу-Глух уничтожил основные силы их войска; затем он выбил Санесана из Вагаршапата и совершенно уничтожил его армию у крепости Ошакан; голову Санесана он доставил царю Хосрову.
Во время восстания албанского царя Вачэ против персов (457) маскуты, в качестве его союзников, участвовали в осаде Чора (Дербента). При албанском царе Вачагане III, после 488 г., область отходит к Албании. Однако вскоре, в 510 году, после ликвидации албанской государственности, вместе со всей Албанией была включена в состав Северного куста (провинции) Сасанидкой державы. Чола становится резиденцией наместника (марзпана). Город был перестроен по указанию Хосрова I Ануширвана, и переименован в Дербент (Узел дорог).
При этом Чола стала самостоятельной (отдельной от Маскута) областью, Чоле отводилась большая политическая и военная роль, являлась военно-политическим оплотом Сасанидов на Кавказе. Сюда Сасанидами были переселены множество населения из внутренних областей Ирана, предков современных татов.
В современном Азербайджане, напоминанием о Маскуте является Мюшкюрская равнина между рекой Самур и Гильгильчай в Хачмазском районе, да и сам топоним Хачмаз (маскутский крест).
Албанская Церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом, была тесно связана с Армянской и вместе с ней впоследствии отошла от Православия. На соборе 705 года была заключена церковная уния между двумя Церквями, и Албанский (Агванский) Католикосат окончательно вошёл в подчинение Армянской Церкви.
Кавказская Албания на момент её христианизации занимала территорию современного Азербайджана севернее реки Куры до Дербентских ворот. Распространение христианства в этом регионе местная традиция связывает с проповедью апостола Елисея, который, как считается, был рукоположен¬ первым иерусалимс¬ким патриархом апостолом Иаковом. Апостолу Елисею приписывается постройка церкви в Гисе. Однако официально, как государственную религию, Кавказская Албания приняла христианство от Армении[3][4] в IV веке, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра[5] и рукоположил предстоятелем АЦ своего внука Григориса.


В 1919 году из Бакинского викариатства была создана самостоятельная епархия с центром в Баку, получившая название «Прикаспийская и Бакинская».
После Октябрьской революции духовенство епархии начало подвергаться репрессиям, активную деятельность вели обновленцы (Азербайджан с 1923 года входил в обновленческий Закавказский митрополитанский округ). С 1933 года на кафедру перестали назначаться архиереи, а с 1934 года Азербайджан был включён в каноническую территорию Ставропольской епархии. В 1936 году был закрыт последний в Азербайджане православный храм.
Возрождение церковной жизни началось после 1943 года. В 1944 году были возобновлены богослужения в кафедральном соборе Баку и других храмах.
В 1998 году Священный Синод принял решение о создании самостоятельной Бакинской епархии. 28 декабря 1998 года епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть клирику Ставропольской епархии, благочинному православных приходов Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину). 14 января 1999 года он был хиротонисан во епископа.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года приходы на территории Дагестана, ранее входившие в Бакинскую епархию, были отнесены к новообразованной Владикавказской и Махачкалинской епархии.[1]
Находясь в теснейшей канонической связи с Армянской церковью, Албанская церковь выступила против Халкидонского собора. На Вагаршапатском (491 г.) и Двинском (527 г.) соборах Армянской апостольской церкви, осудивших одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия и утвердивших армянское исповедание, присутствовали также албанцы. Халкидониты объявили армян и их союзников (кавказских албанцев и грузин) монофизитами, те же расценили Халкидонский собор как возврат к несторианству.
Когда в 590 г. византийский император Маврикий, захватив значительную часть Армении, учредил альтернативный халкидонитский армянский католикосат в Аване, Армянская апостольская церковь оказалась в тяжелейшем положении. По этой причине Албанская церковь объявила о своей автокефалии, и албанский первоиерарх, объявленный католикосом, стал посвящаться на месте. Таким образом, первым католикосом Албанской церкви стал Аббас (551—595). Кроме этого, существует мнение, что, в связи со сложной обстановкой в Армении, к рукоположению от Албанского католикоса временно перешли митрополиты Сюника, бывшие ранее под юрисдикцией Армянской церкви[6].
Серьёзные потрясения постигли Албанскую церковь при арабском владычестве, когда католикос Нерсес Бакур (688—704) попытался перейти в халкидонизм, признав таким образом духовное начальство Константинополя. Он был низложен великим князем Албании Шеро и другими феодалами, оставшимися преданными Албанской церкви, и проклят на национально-церковном соборе. Активное содействие сохранению единства Албанской церкви оказала Армянская церковь, заручившаяся поддержкой арабской администрации, которая опасалась усиления в регионе византийского влияния. На соборе, куда был приглашён армянский католикос, албанцами было принято решение о возврате в каноническое единство с ААЦ:
И когда обрушились на нас эти испытания, Бог послал нам свою помощь через тебя, преемника святого Григора, католикоса армянского. Мы были и будем учениками твоего православия — владыки Елии, сумевшего отомстить врагу справедливости.

Со времён арабского завоевания Кавказской Албании постепенно уходит в историю данный топоним, и сохраняется он лишь в литературной традиции.









 
     
 
 
 
sanatruk | 04.11.2011 | 11:35
 
 
 

КСТАТИ О СЛОВЕ АРЕШ(АРЕШЕВ) . ЭТО ОДНА ИЗ ПРОВИНЦИЙ В ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ.СПАСИБО.

 
     
 
 
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info